Имя этой певицы вырезали из фильмов, её не пускали на телевидение сначала за еврейскую фамилию, потом — за своенравный характер и раскованную манеру выступления на сцене. И в итоге она — настоящая суперзвезда Советского Союза — вынуждена была уехать из любимой страны в Америку. За океаном ей пришлось учиться заново, чтобы остаться в профессии и сделать несколько своих шоу. Она выступала с Леонидом Утёсовым, её пластинки с «Песенкой о медведях» раскупали миллионы, её терпеть не могла сама Екатерина Фурцева, и у нее было четыре головокружительных брака, в том числе с настоящим миллионером. Узнали, о ком это? Правильно, о блистательной Аиде Ведищевой. Рассказываем историю этой женщины, которая удивительным образом связана с Иркутском.
Родители воспитывали врача
Ида Соломоновна Вайс — а именно так при рождении звали певицу — родилась за две недели до войны в Казани в семье двух талантливых врачей. Ее отец — Соломон Иосифович — был известным стоматологом, работал в Казанском стоматологическом институте. А ее мать — Елена Митрофановна — была хирургом-стоматологом. Оба работали в госпиталях в годы Великой Отечественной войны.
При этом музыка в их доме звучала всегда — мать прекрасно пела, у сестры-врача был сильный оперный голос. Во время войны к ним в Казань эвакуировались из Киева родственники матери, и все они играли на разных музыкальных инструментах и устраивали дома импровизированные концерты.
Когда Иде было 4,5 года, мать наняла ей гувернантку, которая обучала ее английскому языку. Платили ей продуктами из профессорского пайка. А в 1951 году, когда семья переехала в Иркутске, Ида продолжила заниматься английским на дому, а в школе учила немецкий.
В Иркутске известный на всю страну ученый, профессор Соломон Вайс возглавил кафедру одонтологии в Иркутском стоматологическом институте. А его жена устроилась зубным врачом в областной стомклинике.
Ида училась в школе №17. С трудом отсидев уроки, она прибегала домой, запиралась в комнате и воображала себя артисткой. Ее мечты разделяла лучшая подружка — Валя Шарыкина. Две девчонки мечтали выступать на сцене. Первой из веселой пары это осуществила Валентина, сразу поступив в театральный институт и потом сыграв Пани Зосю в легендарном «Кабачке „12 стульев“». А вот родители считали все это просто баловством.
— С детства я мечтала быть только артисткой, ею я себя ощущала и ощущаю до сих пор. Хорошие вокальные данные были у мамы и сестер, но иметь голос и быть артисткой — это разные вещи. Так вот я родилась артисткой. Сколько помню себя, я всегда пела. Родители рассказывали, что в год меня ставили на столик в зубном кабинете и просили спеть. И я пела, а кругом лежали зубные протезы. С первого класса я училась в музыкальной школе, а потом в училище по классу фортепиано. После войны семья переехала из Казани, где я родилась, в Иркутск — очень интеллигентный город, где было много театров и концертных залов, — вспоминала Аида Семеновна.
Помню, я запиралась в комнате, надевала мамины туфли на шпильках и распевала «Джамайку». А папа деликатно стучался в дверь, приговаривая: «На „Джамайке“ и шпильках далеко не уедешь».
Вместо Вайс — Ведищева
После школы по настоянию родителей Ида поступила в Иркутский иняз. Правда, на третьем курсе девушка перевелась на заочное отделение и полностью посвятила себя студенческому театру музыкальной комедии.
Отчиталась перед отцом и матерью дипломом о высшем образовании и рванула покорять Москву. Она сдавала экзамены в театральное училище имени Щепкина, но ее «срезали». Как считала артистка, приемной комиссии не понравилась ее внешность и еврейское происхождение. «Я тогда ничего не понимала, в Сибири вообще не было никакого антисемитизма, просто. И я не чувствовала это в Сибири», — признавалась Аида Ведищева.
Отступать так просто Ида не собиралась. Срезавшись в театральный, девушка пришла в мастерскую эстрадного и циркового циркового искусства имени Маслюкова, спела и получила направление на работу в Орловскую филармонию.
Чтобы избежать проблем с национальным вопросом, она решила изменить имя. Ида стала Аидой, вместо Соломоновны — Семеновна. А проблема с фамилией решилась сама собой. Как-то в филармонию приехала группа цирковых артистов. Симпатичная певица приглянулась эквилибристу Вячеславу Ведищеву. Так на афишах вместо Иды Вайс появилось звучное имя Аиды Ведищевой.
Я стою, жду своих музыкантов. И вот выходит человек и уставился на меня и говорит, я на вас женюсь. Это было мгновенно. Когда я своим родителям сказала, что я хочу выйти замуж, и родители были в ужасе, потому что ещё одно. Мало того, что она идёт в артистки, теперь она выходит замуж за артиста.
В 1961 году Вячеслав и Аида поженились, а через год у них родился сын — Владимир. Почти сразу ребенка отдали на воспитание бабушке. Предполагалось, что ненадолго, пока Аида встанет на ноги, а оказалось — на многие годы, вплоть до окончания школы.
Владимир на всю жизнь затаит обиду на мать и потом, как рассказывают СМИ, все припомнит: не захочет знакомить со своей возлюбленной, откажется заводить детей и не даст ни одного интервью о своей матери. Аиде потребовалось немало времени, чтобы наладить отношения с сыном.
Ушла и от Лундстрема, и от Утёсова
Муж Вячеслав Ведищев сразу же бросился помогать жене. Он перевез Аиду в Москву, нанял репетиторов по вокалу и, используя все свои связи, устроил ее в знаменитый оркестр Олега Лундстрема. Это случилось в 1964 году.
Вслед за Лундстремом Аиду зовёт к себе в программу самая яркая личность советской эстрады — Леонид Утёсов. Но через некоторое время певица уходит и от Утесова. Причина была простая: за вечер в его программе Аида исполняла всего две-три песни, а ей очень хотелось большего.
— Он был в обиде на меня, он говорит, у меня ещё никогда никто не уходил. Я его очень уважала, артист блестящий, это такая школа, — вспоминала Ведищева.
Тем не менее великий артист благословил Аиду на сольную концертную деятельность, но предупредил, что будет очень сложно. На тот момент прямыми конкурентами своенравной, но талантливой артистки были настоящие мастера советской эстрады —Эмиль Горовец, Майя Кристалинская, Нина Бродская, Тамара Миянцарова, Лариса Мондрус.
С 1966 года Аида выступала с ансамблем «Мелотон», пела в ВИА «Голубые гитары» Игоря Гранова.
Нет в титрах
В 1966 году композитор Александр Зацепин объявил радиоконкурс, чтобы найти певицу для исполнения песен в фильме Леонида Гайдая «Кавказская пленница». Из множества претенденток Зацепин выбрал Аиду Ведищеву. Она и исполнила знаменитый шлягер «Где-то на белом свете…» («Песенку о медведях»).
Зацепин вспоминал, что Наталья Варлей сама хотела спеть эту песню. Гайдай предложил ей попробовать. Но лучше, чем у Ведищевой не получилось. Фильм посмотрело рекордное количество зрителей. Правда, в титрах к «Кавказской пленнице» имени Аиды Ведищевой не оказалось.
К Новому году фирма «Мелодия» выпустила пластинку со всенародным хитом. Затем было еще несколько тиражей — всего было выпущено 30 миллионов пластинок. А Аида Ведищева заработала на хите всего 200 рублей.
Не оказалось имени певицы и в титрах фильма «Бриллиантовая рука», в котором Аида Ведищева исполнила страстное танго «Помоги мне».
Советское начальство считало песни, которые исполняет Ведищева, вульгарными, критиковали ее голос, манеру выступления на сцене, которая сильно отличалась от того, что делали другие артисты. Ведищева слишком много двигалась, местами переигрывала, а от критики только отмахивались.
Танки под песню Ведищевой
Несколькими годами ранее Ведищева блеснула на всесоюзном вокальном конкурсе с бесхитростной песенкой «Гуси-гуси». После этого Ведищеву пригласили стать гостьей фестиваля в польском городе Сопоте. Это взбесило тогдашнего министра культуры СССР Екатерину Фурцеву. Скрепя сердце, Минкульт утвердил, что артистка должна исполнить только одну песню — про гусей.
Но день ее выступления совпал с вводом советских войск в Чехословакию. Многие известные артисты покинули фестиваль, из Москвы тоже пришел приказ: «Не петь», но Ведищева решила выступать. Но она спела не одну, а несколько песен, которые не были согласованы с высоким начальством. Публика встречала Аиду грандиозными овациями и долго не отпускала со сцены.
Позже многие телекомпании смонтируют кадры, на которых советские танки идут по Праге с песенкой Аиды Ведищевой.
После этого Фурцева внесла Аиду в список нежелательных артистов, а двумя годами позже глава Гостелерадио Сергей Лапин и вовсе включил Ведищеву в «черный список» — его не устраивало, что на эстраде и без того слишком много евреев.
Отмена Ведищевой
Даже патриотическая песня «Товарищ», которая прозвучала в фильме «Чтобы дружбу товарищ пронес по волнам». Несмотря на это Ведищева продолжала бороться за право петь, тем более, что публика принимала ее на ура.
Очередной виток популярности пришел после исполнения красивой песни «Лесной олень» для фильма «Ох уж эта Настя!», в 1972 году.
Композитор Юрий Энтин уже позже рассказывал, как родилась идея этой песни. Однажды он прочитал в газете заметку о любопытном происшествии в Иркутске. Там, олень забежал в магазин «Березка», устроил там переполох, подцепил рогами то ли шубу, то ли шапку и вместе с ней умчался из магазина, видимо, обратно в лес. Эта история так понравилась Энтину, что он тут же написал стихотворение. Евгений Крылатов сочинил к этому стихотворению музыку. Правда, сначала песня не очень нравилась авторам. Но Аида Ведищева лишь рассмеялась — она убедила их, что это настоящий шлягер. И не ошиблась.
Моя единственная сердечная привязанность — музыка. Поверьте. Ни один мужчина не мог с ней соперничать. Да и некогда мне было влюбляться, я еще говорить не начала, а уже пела.
«Лесной олень» стал победителем «Песни года», но на телевизионное шоу, посвящённое этому событию, Аиду не пригласили. Вместо неё на сцену вышел детский хор.
Чувствуя себя униженной, Ведищева перебирается в провинцию, но и там ее не оставляют в покое, снимают готовые концертные программы, отбирают музыкантов и аппаратуру. В 1978 году по приказу Минкульта размагничивают все немногочисленные видеоплёнки с выступлениями певицы и стирают все записи радиофонда. Старые кадры остаются только в личной фонотеке Ведищевой.
Последней каплей, как признавалась сама Ведищева, становится концерт в академии Жуковского. Тогда на Ведищеву раскупили все билеты, но в последний момент певицу заменили, сославшись на то, что Аида заболела. Это сильно ранило артистку.
В 1980 году Аида Семеновна решается на эмиграцию в Америку. Вместе с сыном, старенькой матерью и вторым мужем Борисом Дверником. Как будто на прощание, в московском аэропорту вещи Ведищевой тщательно осматривают, отнимают платья и драгоценности под предлогом, что это народное достояние.
Пришлось учиться с нуля
Америка встречает звезду советской эстрады равнодушно — Аида Ведищева здесь обычная русская эмигрантка. Ей на тот момент уже было 39 лет. Но именно тут и пригодилось ее знание английского языка.
Она начала подрабатывать медсестрой — ведь выросла-то она в семье врачей. Изменила внешность — певице сказали, что «Америка — страна блондинок». А потом рассталась с мужем, который не смог больше жить с певицей. После расставания Борис Дверник покончил с собой.
Тем не менее в Нью-Йорке Аида Ведищева снова села за парту — она поступила в театральный колледж, ходила по несколько раз на все театральные постановки, впитывала каждую мелочь в песнях, музыке и танце. Параллельно носила темный парик, представляясь собственным музыкальным агентом.
Наконец, Ведищеву заметил известный американский продюсер Джо Франклин, который в свое время «открыл» Барбару Стрейзанд. В 1982 году, всего через два года после приезда в Америку, Ведищева дала сольный концерт в престижном зале Карнеги-холл, а в 1984-м — в Линкольн Центре. В газетах начали публиковаться положительные отклики, а критика окрестила Ведищеву русской Мэрилин Монро и подарила новый псевдоним Amazing Aida — удивительная Аида.
Приговор — неоперабельный рак
Из Нью-Йорка Ведищева переехала в Лос-Анджелес. Певице не подошел климат — из-за него начался артрит.
В Лос-Анджелесе Ведищева повстречала своего третьего мужа — настоящего американского миллионера Джея Маркоффа.
— Я пела в фешенебельном клубе «Фрайерс-клаб» в Беверли-Хиллз. Это уникальное место, там выступали абсолютно все звезды, включая Фрэнка Синатру, Боба Хоупа… Там он увидел меня и стал разыскивать. А я очень не люблю случайных знакомств и телефонов никому не даю. Но он узнал мой номер через какого-то агента. Стал звонить, просил о встрече, говорил, что все сделает для меня, я буду в Голливуде и все такое прочее. Ну и поженились, — рассказывала Аида Ведищева.
Супруги жили в Беверли-Хиллз. Муж решил, что Аида не будет давать концерты, только лишь записывать новые песни. Поначалу эта идея певице даже понравилась, но уже совсем скоро ей стало тесно в «золотой клетке». Брак продержался всего несколько лет, и пара распалась.
Тогда-то она познакомилась с бизнесменом, топ-менеджером крупной компании аудиозаписи Наимом Беджимом и узнала о страшном диагнозе — рак третьей степени. Врачи не брались оперировать Аиду. Но она нашла доктора — Рональда Люхтера, и взяла на себя всю ответственность за то, что будет происходить на операции. Врач оценивал ее шансы в 30%. Но Аида выкарабкалась. После операции прошла курс химиотерапии, и болезнь отступила.
— Наим меня буквально на руках носил. Хотя даже жен бросают в такой ситуации! После этого мы стали друзьями. Много лет просто дружили. Потом поженились. У Наима душа хорошая. И самое главное — он никогда мне не мешал. Наоборот, помогал, — признавалась Аида.
Именно четвертый муж дал денег на мюзикл «Шедевр и поющая Свобода», который Аида поставила после теракта 11 сентября 2001 года. Мюзикл шел на Бродвее шесть лет.
Про Россию Аида никогда не забывала. Наоборот, она благодарна своей стране и часто видит ее в своих снах. С 1990-х годов она начала регулярно ездить в Россию, чтобы выступать перед толпами поклонников.
В Америке она не стала суперзвездой, но Ведищева — чуть ли не единственная эмигрировавшая русская звезда, которая добилась признания американской публики. Известно, что Аида Семеновна продолжает жить с мужем Наимом Беджимом и сыном Владимиром в Лос-Анджелесе. В последнее время не гастролирует — в силу возраста ей трудно даются перелеты. Но выглядит все равно роскошно.
При подготовке биографии Аиды Ведищевой использовались материалы из ее интервью в «WomanHit», «Мир новостей», фильмов «Первого канала» «Аида Ведищева. Играя звезду» и телеканала «Россия» «Где-то на белом свете».