«Абсолютно ничего нет про этот дом в архивах, будем искать на месте», - с этих слов историка, руководителя клуба молодых учёных «Альянс» Алексея Петрова началась наша встреча. «Что ж, тем интереснее», - решили мы и отправились разгадывать загадки очередного деревянного старика. Однако вместо этого нашли ещё одну интересную тайну.
Деревянная двухэтажка, которая стала героем очередной публикации в рамках проекта «Исчезающий Иркутск», стоит на улице Баррикад рядом со следственным изолятором. Сейчас дом пустует, в 2015 году он горел. Теперь обугленные чёрные деревяшки и провалившая крыша выглядят удручающе, но резьба и балконы говорят о том, что в своём расцвете дом был прекрасен.
Сейчас здесь добротная мусорка, что-то осталось от бывших жильцов (например, старые разобранные телевизоры), что-то уже принесли гости. Никаких артефактов, способных рассказать историю дома, хотя бы намекнуть на неё, мы не нашли, поэтому отправились в рядом стоящий гаражный кооператив, где сторож с удовольствием рассказал нам, что дом стоит с довоенных времён.
«Аварийным его признали давно, а расселили в прошлом году, ещё до пожара. Тут собирался всякий сброд, потому и загорелся. А раньше дом принадлежал ГУФСИНу, там работники жили. Построен-то он ещё давным-давно, до войны, когда я родился, в 46-м году, уже стоял», - вспоминает мужчина.
Никаких примечательных историй сторож не припомнил. Рассказал только, что дом был неблагоустроен, были там однокомнатные квартиры, которые постепенно переделывалась. Семьи переселили в Ново-Ленино, их контакты мужчина не дал.
В поисках истории здания мы отправились в стоящий по соседству четырёхэтажный дом. Крепкий кирпичный, он явно ровесник нашей деревяшки. Внутри он оказался чем-то вроде общежития - общий коридор и множество дверей.
«Никакой исторической ценности дом не несёт. Вообще тут была конюшня на первом этаже, наверное, после революции. Привезли его из Урика, жили в нём сотрудники ГУФСИНа. Привезли где-то после войны», - преподнесла нам новую версию жизни дома Светлана, жительница кирпичного гиганта.
Как рассказали жильцы, раньше кирпичный дом служил тюремной крепостью, вместе с деревянным зданием всё это было одним ансамблем и подчинялось тюрьме. Сейчас он признан аварийным, людей из квартир-камер власти в 2017 году намерены переселить. Светлана посетовала на то, что сейчас они живут в маленьких комнатах, а при расселении получат те же самые квадратные метры, но в домах поновее.
Глядя на этот дом-крепость и слушая жильцов, просто оторопь берёт, как люди живут в бывших камерах, в которых были заключены преступники. Конечно, всё уже давно переделано, но стены-то помнят. Жутковато.
Насобирав легенд и мифов, мы ещё раз взглянули на деревянный дом: крепкий, с красивой резьбой под крышей и широкими балконами, он был свидетелем многих историй. Очевидно, дом доживает свои последние дни. Он в запустении, памятником не является, да и местные жители говорят, что его должны снести.
Что из рассказанного нам людьми правда, а что досужие разговоры, неизвестно. Понятно только, что это тот самый исчезающий Иркутск, который вот-вот останется только на фотографиях и в чьих-то воспоминаниях.