Один из старейших заводов Восточной Сибири – алюминиевый – находится в промышленной зоне Шелехова. Это целый город, где расположились цеха, в которых каждый день отливаются тысячи алюминиевых слитков. Работа здесь не утихает ни на минуту, круглосуточно из смены в смену они сходят с конвейера и расходятся по всему миру.
Иркутский алюминиевый завод — один из крупнейших и старейших алюминиевых заводов в Восточной Сибири и России. Входит в состав объединённой компании «РУСАЛ». Строительство завода было начато в 1951 году, а закончено в 53-м. Первая выливка алюминия была совершена 10 февраля 1962 года.
Умные машины и экологичное производство
На завод без ведома охраны не прошмыгнёт и мышь – чтобы попасть в цеха производства нужно пройти инструктаж по технике безопасности, получить пропуск и средства индивидуальной защиты: каску, защитные очки, маску. Только после этого входим на территорию промышленного гиганта. Завод расположен на площади 232 гектара, поэтому до нужного места едем на машине.
Мы попадаем на пятую серию, здесь производят алюминий-сырец или, как ещё говорят металлурги, первичный алюминий. У входа нас встретил начальник серии Андрей Мальцев. Сначала кажется, что кроме него в огромном помещении никого нет. Но это не так, в дневную смену здесь работает 12 человек. Они обеспечивают работу 100 машин-электролизёров. Металлурги называют их ваннами за сходство чаши продолговатой формы. В них засыпается глинозём (белое порошкообразное вещество), который под воздействием электрического тока и высокой температуры (свыше 900 градусов) превращается в алюминий-сырец.
«Всю работу на электролизёрах выполняет многофункциональный кран: производит замену анодов, укрытие анодного массива, выливку металла. Руководит процессом оператор, отдаёт команды крановщику, который выполняет операции. Средняя производительность одного электролизёра – 2,3 тонны металла в сутки», - рассказывает Андрей Мальцев.
На пятой серии ИркАЗа установлены самые современные электролизёры, работающие на обожжённых анодах. Их завозят с Саяногорского алюминиевого завода или из Китая. Они дороже самообжигающихся анодов, но зато более экологически чистые. Кроме того, здесь установлена система сухой газоочистки, которая позволяет максимально улавливать фтористые соединения и электролизную пыль.
Колёса, кабели и катанка
Произведённый алюминий-сырец отправляется в литейное отделение. О его работе нам рассказывает начальник отдела планирования и анализа литейного производства Александр Спирин.
Сырец в литейный цех автоматически поступает в больших ковшах на 4,5 тонны каждый, заливается в 60-тонные миксеры, после этого в работу включается разливочная машина. Отливается алюминий технической чистоты, в том числе металл высших сортов, которые торгуются на бирже с премией. Производительность одного литейного комплекса – 27 тонн в час.
Готовые слитки, или, как их называют металлурги, «чушки», расставлены в цехе ровными рядами. Уже через 40 минут после того, как слиток сошёл с конвейера, его можно грузить и отправлять заказчику.
Много продукции идёт на экспорт – в Америку, Таиланд, Японию, Индонезию, Тайвань, Китай, страны Европы. Шелеховский алюминий считается продуктом высокого качества и пользуется большим спросом. Из сплавов, получаемых на заводе, делают, например, колёсные диски. За 2015 год на ИркАЗе выпустили сплавов, которых хватит для изготовления 17 миллионов дисков. Также продукция идёт на заводы отечественного автопрома, в космическую отрасль.
Ещё в литейном цехе производят катанку (заготовку для последующего производства проволоки и железобетонной арматуры), которая, например, идёт к соседям ИркАЗа, Иркутскому кабельному заводу. Кроме этого, делают алюминиевую ленту для производства ронделей – заготовок в виде «пятачка», из которых производят аэрозольные баллоны.
В шуме машин изо дня в день льются тонны алюминия, который разойдётся в разные уголки планеты. Где-то ездят машины из шелеховского металла, где-то летают самолёты, укладываются кабели. Мощь завода, конечно, впечатляет, да это и не завод, это целый алюминиевый город.