Екатерине Голуб 23 года, больше 10 лет назад её семья решила приобрести квартиру, стать дольщиками, девочка-подросток тогда мечтала иметь свою комнату. Выбрали застройщика – компанию «БазисСтройИнвест» и место – бульвар Рябикова, 21А. Сейчас семья живёт в заветной квартире, но вот дом до сих пор не сдан, в двух кое-как достроенных блок-секциях всего-то 20 жилых квартир. А в остальном – это всё ещё стройка без надежды на конец: заколоченные шахты лифта, черновые стены, а рядом и вовсе недострой с пустыми оконными проёмами – застройщик больше не ведёт работ.
«В ноябре 2006 года мы внесли первый взнос. До этого у нас была своя комната в коммуналке, захотели свою квартиру, мама с отчимом долго копили деньги, выбирали. Здесь на тот момент уже велось строительство, даже и подумать не могли, что что-то может пойти не так. До 2007 года внесли все взносы, нам обозначили срок сдачи – 2009 год. Потом начали отодвигать, с дольщиками заключили мировое соглашение, чтобы подтвердить перенос сроков. А потом и совсем перестали спрашивать о сроках», - мы с Екатериной проходим по недостроенной блок-секции – всюду мусор, строительный и не только, голос моей собеседницы гулко разносится по недостроенному дому.
По словам Екатерины и её отчима Марата, компания была на хорошем счету – объекты в Топкинском, целый микрорайон на Красноказачьей. Но, по словам Марата, в какой-то момент руководство «сдулось» - не рассчитало своих сил. Финансовые трудности настолько допекли фирму, что буквально месяц назад налоговая ликвидировала юридическое лицо «БазисСтройИнвест». Это значит, что дольщики потеряли обратную связь, а ещё – возможность пользоваться водой и электричеством.
«Договор на тепло и водоснабжение у нас заключён с юридическим лицом. То есть мы платим от лица компании, но самостоятельно. Теперь, поскольку юридическое лицо ликвидировано, договоры не имеют силы. Оплачивать мы ничего не можем. Перспектива такая – нас отключат от отопления и электричества. В прошлом году тепло в домах появилось только в октябре. Тогда правительство и мэрия способствовали тому, чтобы оно вообще появилось, – закрыли глаза на то, что мы самовольно подключилось. Мы сами записались на приём и поставили власти перед фактом, потому что времени ждать не было – 26 октября мы реально уже замерзали», - делятся жильцы.
Коммуникации дольщики проводили сами: трубы и батареи растащили мародёры, как только объект перестал охраняться после приостановки строительства. Помогли городские власти – за 12 миллионов провели в дома тепло.
Однако и с подключенными коммуникациями возникла проблема – живущие в двух секциях 20 семей не могут оплачивать все квартиры, в том числе пустующие: в них либо ещё никто не заехал, либо просто уже махнули рукой, бросили. Из-за этого накопились долги. К следующему отопительному сезону дом не подключат, говорит Марат, уже вырезали подводящую трубу.
Стоит отметить и то, что люди не прописаны в своих квартирах, поскольку дом не сдан, живут на птичьих правах. Семья Екатерины, например, продав коммуналку, начала снимать квартиру на время ремонта – там и живут до сих пор.
Сейчас дольщики пытаются добиться восстановления юридического лица. Однако юристы говорят, что вероятность восстановления минимальна, необходимо обращаться в суд. Дольщики подавали в суд, отсудили себе равноценный по площади квартиры участок земли, поскольку дома как такового на бумагах нет.
«Написали четыре письма: два в налоговую, а также в мэрию и правительство. Представитель застройщика не мешает и не помогает нам. Решение о ликвидации юрлица было принято, потому что не велась никакая хозяйственная деятельность. Нужно было появляться раз в квартал, подавать хотя бы нулевые декларации. Налоговая уведомляла о ликвидации, но реакции не было. Нас также не поставили в известность. То есть чисто техническая процедура, хотя реальная его задолженность перед дольщиками – порядка 120 миллионов рублей», - с досадой говорит Марат.
Пока мы разговариваем, дети бегают по стройке, кажется, играют в прятки в недостроенной блок-секции. Для них это детская площадка, а для взрослых – головная боль. К счастью, до сих пор не было ни одного инцидента, никто не пострадал, хотя повсюду раскиданы доски с торчащими гвоздями, арматура, полные мусора ямы ничем не закрыты. Жильцы говорят, что на прошлой неделе горела недостроенная секция, уже не первый раз. Пожарные приезжают, тушат, уезжают, но ничего не меняется. В пустом здании обосновались бездомные.
«Здесь денег-то много не надо, чтобы эти две блок-секции довести до ума, мы уж не говорим про благоустройство - сделали бы сами. Уже дорогу себе отсыпали. Главное - вернуть юрлицо, чтобы у нас было право здесь жить, как-то реструктуризировать задолженность по теплу и организовать ТСЖ, передать дом какой-то управляющей компании, чтобы на легальной основе, например, дольщики могли хотя бы продать квартиры. Сейчас ведь они ничего не стоят, нет даже права собственности. Думаю, для власти это многого бы не стоило», - продолжает мужчина, в его голосе чувствуется надежда.
Недострой стоит на округе депутата думы Иркутска Анатолия Аблова. Как говорит его помощница Юлия Малых, объект – бельмо на глазу, все знают о нём, но сделать ничего не могут.
«Прежде всего, это аварийно-опасный объект, постоянно пишем в полицию, чтобы они патрулировали территорию стройки, об опасности говорим на встречах с местными жителями, с детьми. Жители соседнего дома жалуются на такое соседство – вечная стройка, свалка, там же ещё открылась автомойка, а как можно вести бизнес в незавершённом объекте? В рамках своих полномочий мы пытаемся помочь, но в основном всё, что мы можем, – это предупредительные меры», - пояснила Малых.
Вопрос обманутых дольщиков обсуждался на депутатских слушаниях в думе Иркутска ещё в апреле, тогда Аблов задавал вопрос о судьбе недостроенных многоэтажек на Рябикова заместителю руководителя службы государственного строительного надзора Иркутской области Анастасии Парфёновой.
«Этот объект у нас числится в перечне проблемных, срок сдачи его в эксплуатацию осложняется тем, что первая и вторая блок-секции, находящиеся в высокой степени готовности, имеют в плане подземную парковку, которая, в свою очередь, не построена. Теоретически, если разделить объект на этапы строительства, а в настоящий момент этот вопрос рассматривается, существует возможность ввода этих двух блок-секций. Вообще объект плавно перетекает по срокам ввода с 2015 года, мы пытаемся решить проблему через изменения в проектно-сметной документации, но нужно понимать, что нужны усилия застройщика, а он скорее мёртв, чем жив: денег у него нет, свободных объектов для реализации с целью достройки также [нет], и уклоняется от достройки», - ответила тогда заместитель руководителя.
На просьбу депутата уточнить сроки сдачи объекта Парфёнова уверенно сказала: «Конец 17-го года». Также она добавила, что жильцы об этом уведомлены. «Вера есть, надежда есть», - резюмировала она.
Уточнить, что изменилось сейчас, когда застройщик ликвидирован вовсе, на момент написания текста не удалось, в мэрии Иркутска с разъяснениями также не помогли – отправили в стройнадзор.
Екатерина записала видеообращение к президенту Владимиру Путину, где рассказала о проблеме своей семьи и ещё десятков своих соседей, отправляли вопрос и на «Прямую линию». Но ответ из администрации главы государства был прост – это вне компетенции, письмо возвращено в администрацию региона, откуда тоже нет никаких ответов.
Дольщики сейчас, словно Дон Кихоты, сражающиеся с ветряными мельницами. Только у Сервантеса доблестный рыцарь одержал победу, а в реальной жизни время идёт, затраты дольщиков на заветные собственные квартиры растут, и суммы, заплаченные сверх стоимости квартир, исчисляются уже сотнями тысяч, но исхода боя не видно.