Более 18 тысяч человек посетили передвижную выставку «Сирийский перелом», которая прошла на вокзале Иркутск-Пассажирский 4 апреля. На что можно было обратить внимание, за что можно было похвалить организаторов, а за что покритиковать – в репортаже «ИрСити».
Передвижная экспозиция с трофейными вооружением и техникой, изъятыми российскими военными у террористических группировок в Сирии, отправилась в путешествие по России в День защитника Отечества. Маршрут выставки был разделён на четыре сегмента, два из которых уже прошли: с 23 февраля по 3 марта поезд отправился из Москвы в Севастополь, с 3 марта по 27 марта – во Владивосток через Байкало-Амурскую магистраль. Сейчас выставка проходит третий участок пути – 27 марта из Владивостока состав двинулся в Мурманск, куда он прибудет 22 апреля. Заключительный этап – самый короткий: за 6 дней, с 22 по 28 апреля, поезд проедет от Мурманска до Москвы. За это время техника зайдёт в 60 городов всей России. Планируется, что после окончания «вояжа» она займёт место в военно-патриотическом парке «Патриот», что находится неподалёку от города Кубинка Московской области.
В Приангарье на трофейную военную технику уже успели посмотреть жители Братска – в этом городе передвижная экспозиция побывала 19 марта на станции Падунские пороги. По информации журналистов интернет-портала «Город», в этот день выставку посетили более 7 тысяч человек.
В Иркутск «Сирийский перелом» прибыл утром 4 апреля. Начало выставки было запланировано на 11.00, однако люди стали стягиваться к вокзалу Иркутска задолго до этого. Не всем иркутянам повезло с парковочными местами – заставлено было всё. Такого большого потока людей в микрорайоне Глазково мне лично не доводилось видеть ни разу.
Возле вокзала было припарковано не меньше пяти автобусов с названиями разных муниципальных образований Иркутского района и с пометкой «Дети». Оказалось, многие, кто приехал на них в Иркутск, во время открытия выставки прошли «обряд посвящения» в юнармейцы. По данным пресс-службы правительства Иркутской области, принесли клятву и пополнили ряды всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения 110 школьников и кадетов Приангарья.
Не обошлось на этом мероприятии и без губернатора. Сергей Левченко поприветствовал организаторов «Сирийского перелома» и зрителей, отметив, что благодаря этой акции иркутяне могут узнать, с чем именно приходится сталкиваться российским военнослужащим в Сирии.
Большинство людей пришло именно на технику. За те 2,5 часа, что шла выставка, через станцию прошёл всего один пассажирский поезд, электричка Половина – Большой Луг. Я посчитал, что на неё со станции зашли всего шесть человек.
Не менее удивительным было количество детей, которые на вокзале оказались либо в составе организованных групп (от школ или училищ, например), либо пришли вместе с родителями, бабушками, дедушками. Другое дело, что не все были довольны – на улице было зябко, людей много, к технике приходилось продираться с боем.
Казалось, что самое большое внимание зрителей привлёк находившийся на железнодорожной платформе танк Т-55. В своё время эта модель советских танков была первой в мире, которая могла бы участвовать в боевых действиях в условиях применения ядерного оружия. Эта машина оказалась в руках террористов в ходе гражданской войны в Сирии. По всей видимости, ещё до использования этого танка террористами, он был «не первой свежести», и участие в сирийском конфликте ему явно не пошло на пользу. На нём было много участков, подверженных коррозии. Были и повреждения от выстрелов.
Танк Т-55, а также его модификация – Т-55АМ, используется как Сирийской арабской армией (подразделение вооружённых сил Сирийской Арабской Республики) и коалиционными силами, так и террористическими организациями. По данным Международного института стратегических исследований (IISS) от 2012 года, на хранении в составе сирийской армии находилось 2,3 тысячи единиц боевой техники. В аналитическом материале IISS за 2018 год не указывается количество танков Т-55 на вооружении, но отмечается, что они так или иначе принимают участие в боевых действиях.
Отдельный момент, за который стоит поблагодарить организаторов выставки, – участие солдат, принимавших самое непосредственное участие в боевых действиях. Визуальный осмотр экспозиции оставляет сильное впечатление, но рассказы самих армейцев дополняют и без того яркую картинку. Нередко военным, которые рассказывали об экспонатах (язык не поворачивается называть их экскурсоводами, хотя у них были специальные повязки с такими надписями), задавали один и тот же вопрос – нужно ли было России принимать участие в сирийском конфликте? Ответ был неизменным – нужно было.
Были и забавные эпизоды. В вагоне, где была представлена экипировка разных подразделений, которые принимали участие в военных операциях на территории Сирии, завязался диалог между женщиной и солдатом. Женщина спросила у солдата: «А как вам [взрывозащитный] костюм?» (а он как раз занимал центральное место в этой части экспозиции), на что тот ответил: «Хорошо», по-видимому, сам смутился из-за своего короткого ответа, рассмеялся и начал во всех подробностях рассказывать об особенностях обмундирования.
Широко были представлены экспонаты, которые обнаружили наши сапёры во время разминирования сирийских городов. Здесь были и «фабричные» осколочные противопехотные мины (производителями которых были в основном США и Саудовская Аравия), и кустарные взрывные устройства. Среди последних особенно поразили фугасы, замаскированные под камни.
В том же вагоне, где были представлены взрывные устройства, расположилась импровизированная лавочка Военторга. Она была едва ли не самой популярной локацией выставки, больше людей находилось только возле танка. Люди покупали в основном сувенирную продукцию бренда «Армия России» – футболки, кепки, календари. Для детей были представлены разные игрушки, начиная от наборов солдатиков и заканчивая довольно большими моделями современных танков и прочей техники.
Негативный момент по итогам выставки мне приметился всего один – вокзал Иркутск-Пассажирский совсем не приспособлен для проведения таких массовых мероприятий. Состав агитпоезда разместился на первом пути у платформы, которая примыкает к зданию. Платформа и так не очень широкая, так ещё и значительная её часть была закрыта из-за ремонта. Теперь представьте десяток тысяч человек на таком ограниченном пространстве. Между зрителями то и дело возникали перепалки – кто-то хотел провести своих детей вперёд; кто-то не успел зайти в какой-нибудь вагон; кто-то возмущался, что курсантов и кадетов к экспозиции проводят без очереди. Но вряд ли без этого могло бы обойтись при таком серьёзном ажиотаже.