Губернаторская кампания, больше похожая на марафон, выходит на финишную прямую. С 11 по 13 сентября иркутяне выберут нового главу региона или определят двух кандидатов, которые продолжат борьбу во втором туре. Я побывал на разных избирательных участках в городе и посмотрел, как проходило голосование 11 и 13 сентября.
11 сентября: в Свердловском округе без ажиотажа
В первый день выборов губернатора я побывал на трёх избирательных участках Свердловского округа. Первым стал участок №735 в школе №77. Я пришёл туда в районе 15 часов. К тому моменту проголосовало около 80 человек. Как рассказали члены УИК, в основном это были пенсионеры, молодёжь — на учёбе, среднего возраста — на работе.
На входе всех встречал сотрудник Росгвардии. Он обрабатывал руки антисептиком и выдавал перчатки и маску. На полу была нанесена разметка для социального дистанцирования, но она была особенно и не нужна, потому что ажиотажа не было.
Одна из избирательниц долго отказывалась надеть защитную маску, а потом возмущалась, что на участке нет стульев возле столов выдачи бюллетеней.
Но в целом на участке было тихо. Наблюдатели скучали и сидели в телефонах, работники УИК болтали друг с другом.
На следующем посещённом участке было веселее. УИК №733 находится в холле Иркутского национального исследовательского технического университета. Но несмотря на высокую проходимость, явка там тоже была низкой. Как рассказала председатель комиссии, к полудню проголосовали 84 человека.
Иногда студенты надолго застывали возле информационных стендов, обсуждая кандидатов.
На входе всем раздавали маски, их там было несколько коробок. Кроме того, были установлены аппараты для термометрии. Картинка выдавалась на компьютер охраны.
На третьем участке, расположенном в Иркутском региональном колледже педобразования, мне не удалось получить разрешение на фотосъёмку, поскольку председателя не было на месте, а без него решать этот вопрос никто не хотел. Там же произошёл самый забавный случай. На участок пришла пожилая женщина, получила бюллетень и на пути к кабинке громко сказала: «Я бы проголосовала за того, кто нам сделает во дворе асфальт». Кто-то из членов УИК грустно заметил, что это вопрос не к губернатору.
13 сентября: фотосессии в кабинках и дурдом на 16-м округе
В основной день голосования я посетил ещё девять участков в двух районах города. Начал со школы №10 неподалёку от предместья Радищева. Женщины, работающие на УИК №679, с энтузиазмом восприняли новость о том, что их будут фотографировать, и стали усиленно наводить красоту. Двое парней играли в «Кто хочет стать миллионером» на телефоне.
На участке были установлены комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ). Некоторым избирателям потребовалась помощь членов комиссии, чтобы разобраться с ним.
Секретарь УИК предложила мне поехать вместе с ними в областной онкологический диспансер — там должны были провести голосование среди пациентов, у которых нет возможности покинуть стены больницы сейчас. К сожалению, поехать с ними я не смог. Оказалось, что руководство онкодиспансера заранее получило списки работников избиркома, которые к ним приедут, внести меня туда дополнительно не удалось.
На участке №677 в школе №3 в Радищева впервые удалось встретить человека, фотографировавшего свой бюллетень. Им оказался мужчина средних лет. Его выдал характерный щелчок затвора, который услышали все. Но, как рассказала председатель комиссии, сделать с такими людьми они ничего не могут. Ещё одна женщина, работавшая на участке, предположила, что мужчина таким образом мог отчитаться начальству на работе о голосовании. «Или он продажный какой», — добавила она.
На участке раздавали небольшие подарки тем, кто впервые принимал участие в голосовании. Подарочный набор состоял из блокнота, поздравительной открытки и ручки. Пишущие принадлежности решили подарить сами члены УИК.
Совсем скучно было на участке №642 в корпусе Иркутского государственного университета на улице Ленина. К полудню там проголосовало всего около 30 человек.
Такая же картина была и на соседней УИК №653 в Иркутском областном колледже культуры. За два дня «досрочки» там проголосовало меньше 250 человек. Низкая явка сохранилась и в день основного голосования.
Основное веселье сконцентрировалось в Октябрьском округе. Кроме выборов губернатора, там были выборы депутатов городской думы. На участке №634 на Советской к полудню, по данным КОИБ, было обработано более 300 бюллетеней. 11 и 12 сентября на выборах губернатора и депутатов проголосовало около 600 человек.
Это был один из самых многолюдных участков, на которых я сегодня бывал, поток избирателей не прекращался ни на минуту.
Похожая картина была на соседней УИК №638. Секретарь, увидев мою аккредитацию, сказала: «Как же вас, журналистов, много, залюбили нас за три дня». По её словам, интерес к депутатским выборам даже сильнее, чем к губернаторским.
Самый безумный участок — УИК №633 в школе на Красных Мадьяр. Председатель буквально умоляла меня сходить на какой-нибудь другой участок, потому что «нас уже из всех газет снимали-фотографировали». В момент моего прихода случился конфликт между частью наблюдателей и членами УИК: первые требовали перевесить настенный протокол, куда потом будут вписываться данные по явке и голосам, на более видное место.
В одной из кабинок находились два человека. Когда я это сфотографировал, одна из работниц УИК сказала, что председатель об этом знает, там находятся пожилая женщина и её внучка. У пенсионерки проблемы со зрением, и девушка помогает ей поставить галочку в нужной графе.
В другом крыле школы №21 расположились ещё два избирательных участка. На них выбирали только губернатора, и, кажется, там было в несколько раз тише. Спокойствие было нарушено всего однажды, когда на УИК №632 пришла пожилая пара и пыталась проголосовать за главу региона не по своему участку. Их отправили домой, пенсионеры из-за этого очень расстроились.
«У нас здесь тихий участок. На 633-м, где голосуют за депутатов, полный дурдом. Вот прямо все три дня — дурдом», — поделилась своими впечатлениями председатель УИК №632. К ней же потом пришла жаловаться другая пенсионерка, которая рассказала, что к ней возле школы приставали двое молодых парней, предлагавших проголосовать за определённого кандидата в депутаты за тысячу рублей.
На последнем участке №631 встретился очередной «фотограф». Молодой человек долго раскладывал бюллетень и паспорт так, чтобы они вошли в кадр. И присутствовавшие на участке полицейские, и члены комиссии лишь посетовали, что с такими людьми ничего нельзя сделать. «В кабинке они могут делать что угодно», — сказал полицейский.
В целом выборы не напоминают какую-то клоунаду, как это было с голосованием по поправкам в Конституцию, когда устраивались викторины, и всем пытались преподнести это мероприятие как праздник. Но очевидно, что у простых иркутян к выборам интерес не очень высокий. Средняя явка по городу к 15 часам колеблется в районе 24%.