В феврале 2021 года аэропорт Иркутска поставил на кадастр седьмую подзону своей приаэродромной территории. Это требование федерального законодательства. Из-за этого в половине Иркутска - в основном на правом берегу Ангары - нельзя строить новые дома, детсады, школы и больницы. Разбираемся, как так получилось и что власти собираются с этим делать.
Неизбежная ПАТ
Поправки в Воздушный и Градостроительный кодексы, которые устанавливают новый порядок застройки приаэродромной территории (ПАТ), были подписаны президентом России Владимиром Путиным в 2017 году. ПАТ нужна для обеспечения безопасности полётов, развития аэропортов и «исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полётов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду».
В седьмой подзоне (это территория шумового, химического и электромагнитного воздействий) приаэродромной территории запрещено строительство детских садов, школ, больниц и жилья. По словам вице-премьера Марата Хуснуллина, её пока не установил 41 крупный аэропорт, потому что она существенно ограничивает развитие городов, рядом с которыми они расположены. Так, в Екатеринбурге застройщики заявили о риске срыва строительства 8 миллионов квадратных метров жилья. По Иркутску и Иркутскому району таких оценок нет, однако губернатор Игорь Кобзев заявил, что в 2024 году в регионе должны построить 1,8 миллиона квадратных метров жилья, большая часть строек - именно в Иркутске и районе.
По федеральному законодательству аэропортам страны давался год на установку ПАТ. Иркутский аэропорт начал разработку проекта этой территории в 2019 году. Как сообщил в гордуме замгендиректора предприятия Пётр Беликов, к этому моменту было соответствующее предписание Байкало-Ангарского транспортного прокурора и решение суда, понуждающее аэропорт сделать это. В марте 2020 года на кадастр была поставлена вся территории ПАТ, в феврале 2021-го - седьмая подзона (По данным мэра Иркутска Руслана Болотова, седьмая подзона ещё не встала на кадастр, но процесс запущен, и скоро это произойдёт).
Беликов отметил, что в 2020-м и 2021 году изменились санитарные правила для расчёта территории седьмой подзоны, поэтому сейчас аэропорт планирует торги по её корректировке. Вся процедура займёт до 4 месяцев.
«Пока, по предварительным данным, она изменится значительно, уменьшится кратно, как нам сказал подрядчик, тот, который ранее выполнял [работы по расчёту ПАТ]. Сейчас методика более лояльная, но тем не менее, конечно, близлежащие земельные участки, которые непосредственно прилегают к аэропорту, из этой зоны не выйдут, например, ИВАТУ и так далее. Всем понятно, что аэропорт Иркутска - это не тот объект, который благополучно влияет на здоровье человека», - отметил Беликов.
Также он добавил, что уже год рассматриваются поправки в федеральное законодательство, которые передают полномочия по установке седьмой подзоны от аэропортов в правительства регионов. Но в общем-то расчёты от этого сильно не поменяются.
«В любом случае, кто бы ни считал, как бы ни считали, они будут руководствоваться едиными санитарными правилами, поэтому, конечно, часть территории останется под запретом для строительства жилья и социальных объектов», - резюмировал замгендиректора аэропорта.
Запрет на стройку в 13 муниципалитетах
В Иркутске в седьмую подзону входит Правобережный округ, большая часть Октябрьского (в том числе территория бывшего ИВВАИУ, где к 1 сентября 2021 года должно открыться суворовское училище, а к 2030-му запланировано строительство нового жилого микрорайона на 400 тысяч квадратных метров, школы, нескольких детсадов и поликлиники), часть Свердловского и Ленинского округов. Кроме того, она затрагивает ещё 12 муниципалитетов Иркутского района, в том числе Дзержинск, Малую Топку, Ново-Разводную.
Как сообщил глава комитета по градостроительной политике мэрии Евгений Харитонов, застройщики могут столкнуться с трудностями не только при новом строительстве, но и при вводе в эксплуатацию объектов, разрешение на строительство по которым было выдано с 1 января 2020 года.
«Зона накрывает более 50% территории города и самых таких перспективных районов, как Октябрьский, Правобережный, где у нас очень большой объём в том числе по комплексному развитию территорий, по реновации нашего города. Действительно, сейчас появились методики расчёта, зона уменьшится, но, я думаю, что всё равно существенная часть города будет оставаться в [седьмой] подзоне», - отметил Харитонов.
По федеральному законодательству после разработки проекта приаэродромной территории аэропорт должен был получить на него согласования всех муниципалитетов, которые ПАТ затрагивает. Такие документы были получены в том числе от администрации Иркутска. Заключение, по словам мэра Руслана Болотова, подписала бывший руководитель комитета по управлению муниципальным имуществом Екатерина Козулина, «не вынося на площадку публичных обсуждений».
«Мы считаем, что полномочий у председателя комитета по управлению муниципальным имуществом не было на тот момент и нет сейчас. И это письмо с согласованием Екатерина Михайловна [Козулина] не имела права подписывать. Никаких документов о передаче этих полномочий мы не нашли», - отметил вице-мэр Иркутска Дмитрий Ружников.
Сумасшедшие риски
«Мы не выполним ни один из национальных проектов однозначно, мы не выполним задачу президента по строительству жилья, по увеличению объёмов индустриального жилья на территории города, фактически большая часть муниципалитета в этой ситуации развиваться не сможет», - рассказывал 24 марта в гордуме о последствиях постановки на кадастр седьмой подзоны Руслан Болотов.
Как отмечал Евгений Харитонов, за 2020 год на территории, попадающей под запрет на строительство, выдано 13 разрешений на стройку жилых домов и трёх социальных объектов, в частности, речь идёт о детском саде в микрорайоне Лесной, но его глава комитета по градполитике пообещал в крайнем случае ввести по решению суда.
Кроме того, есть риски срыва программ по развитию застроенных территорий, а также переселению из ветхого и аварийного жилья.
- Получится так, как никогда не получалось. Мы такие риски несём, просто сумасшедшие. Мы не выполняем ни одну федеральную программу, нас исключают из финансирования на последующие годы, областной бюджет на нас закидывает штрафы регрессом, и мы в принципе выпадаем на ближайшее энное количество лет из федеральной повестки, - спрогнозировал Дмитрий Ружников.
- Слишком много аэропорт создаёт проблем городу Иркутску, - заметил в ответ спикер думы Евгений Стекачёв.
Иркутская горадминстрация рассматривает два пути решения проблемы - в судебном порядке и напрямую с Росавиацией. Второй, по мнению чиновников, пока выглядит предпочтительнее - более быстрым способом, так как, во-первых, судебное разбирательство займёт около полугода, во-вторых, у мэрии нет уверенности в том, что их позиция не будет оспорена. Предполагается, что переговоры с главой Росавиации Александром Нерадько о приостановке действия приказа ведомства в части седьмой подзоны в Иркутске пройдут во время его визита в регион в конце марта.
Как отметил мэр Иркутска Руслан Болотов, администрация также обратится в прокуратуру для обжалования акта Росавиации, так как постановка на контроль седьмой зоны - это ухудшение жизни горожан. «Мы точно не развиваем соцсферу. Мы точно не строим суворовское училище», - отметил он.
В Иркутске есть ещё один аэродром - на Иркутском авиазаводе в Ленинском районе. Проект его ПАТ пока не поставлен на кадастр, но уже разрабатывается.