В Иркутске проходят общественные обсуждения по снятию запрета на взлёт грузовых самолётов в сторону города, хотя проектный институт «Ленаэропроект» подготовил обоснования ещё в 2018 году. В течение 35 дней аэропорт будет собирать предложения и замечания, после чего можно будет увереннее рассуждать о его перспективах.
Колонка впервые опубликована в субъективном разборе событий недели, который вышел на «ИрСити» 28 марта.
Это был обычный понедельник, 26 июля 1999 года. В Иркутском аэропорту - 25 градусов тепла, почти нет ветра. Прилетевший из Тяньцзиня грузовой самолёт Ил-76 авиакомпании «Эльфэйр» дозаправили, чтобы он смог продолжить путь. Следующим пунктом назначения чартерного рейса была Пермь.
Самолёт начал разгон. Экипаж не удивило, что воздушное судно не слишком динамично набирает скорость. За 700 метров до конца взлётно-посадочной полосы командир отклонил штурвал на себя для поднятия передней стойки. Тяжёлый Ил-76 удалось оторвать от земли всего на несколько секунд, но не более. Самолёт выкатился за пределы ВПП, где снёс огни приближения, ограждение аэродрома и ближний приводной радиомаяк.
Воздушное судно удалось развернуть влево на 90 градусов, избежав столкновения с трансформаторной подстанцией. После остановки в районе мемориала жертвам политических репрессий Ил-76 загорелся. На борту находилось семь человек, двое из них пострадали.
Комиссия по расследованию авиапроисшествия выявила, что самолёт был перегружен. Взлётная масса Ил-76 в Иркутске составила 198-200 тонн при максимально допустимой в 174 тонны. К этому добавился дефицит тяги во всех четырёх двигателях. В своём заключении МАК написал, что «недопустимый перегруз более 20 тонн» произошёл «по вине экипажа воздушного судна и авиационных властей КНР».
На следующий день после происшествия областная комиссия по ЧС ввела запрет на взлёт и посадку всех грузовых самолётов в сторону города. Предполагалось, что это временная мера. Через год аэропорт попросил снять ограничения, но Минтранс России отказал, ссылаясь на «отсутствие эффективных средств и методов контроля взлётной массы самолётов». В 2002 году федеральный центр слегка смягчил запрет для взлёта в сторону города, поставив несколько условий: отсутствие коммерческой загрузки, взлётная масса Ил-76 не более 160 тонн (это вес пустого самолёта+вес полных топливных баков), встречная составляющая ветра 5 метров секунду и более.
За следующие 10 лет аэропорт построил новый грузовой склад с современным оборудованием контроля и учёта и удлинил взлётно-посадочную полосу, удалив начало разбега самолётов на 400 метров от города. Это если не считать ежегодные расходы на ремонты и оборудование.
В 2013 году экс-губернатор Сергей Ерощенко предложил Минтрансу пересмотреть ограничения, но федеральное ведомство ответило, что нужно провести мониторинг воздействия авиационного шума и оценить общественное мнение. При этом запрет не распространялся на взлёт в сторону города пассажирских самолётов массой 200 и более тонн.
А через 2 года тогдашний исполняющий обязанности министра транспорта России Алексей Цыденов (ныне – глава Бурятии) в переписке с премьер-министром РФ назвал запрет для грузовых самолётов в Иркутске «минимальной возможной мерой для уменьшения риска» и решил, что отмена ограничений преждевременна. Предполагалось, что региональные власти, получившие по указу президента имущественный комплекс в собственность, сосредоточатся на строительстве нового аэропорта. Но у них, как мы помним, ничего не получилось.
Вопреки этому аэропорт потихоньку продолжил наращивать пассажиротопок. По этому показателю в 2019 году Иркутск вплотную приблизился к Красноярску, где инфраструктура развивалась куда более стремительно, чем у нас. А вот грузопоток в иркутском аэропорту оказался в два раза ниже, чем у конкурента. И это отставание фиксируется несколько лет подряд.
Из-за запрета на взлёт в сторону города грузовые самолёты могли простаивать в очереди по двое-трое суток, а авиакомпании терпели убытки. Поэтому часть перевозчиков просто отказались выполнять грузовые рейсы через иркутский аэропорт, а заказчики из северных районов Приангарья и из Якутии переориентировались на Новосибирск и Красноярск. От ограничений пострадали и местные авиакомпании «ИрАэро» и «Ангара», в очередях стоят воздушные суда Минобороны, перевозящие личный состав и груз.
Как следует из обоснования проектировщика, на сегодня иркутский аэропорт обладает всем необходимым, чтобы принимать и отправлять большинство тяжёлых самолётов, в том числе грузовых Boeing (а чтобы принимать все возможные воздушные суда, необходимо дополнительно удлинить ВПП). Кроме модернизации имущественного комплекса, улучшено качество обслуживания коммерческих рейсов, в том числе введёно «Руководство системы управления безопасностью полётов». В документе «Ленаэропроект» уточняется, что с 1999 года в иркутском аэропорту не допускались нарушения при обслуживании грузовых рейсов.
Строительство нового аэропорта – давно отложенная тема, хотя дискуссия по этому поводу в последнее время не просто оживилась, но и серьёзно обострилась. Нынешнее правительство сосредоточилось на модернизации существующего авиаузла, которая, правда, тоже неизвестно когда начнётся. Потому что иркутский аэропорт сам стоит в очереди на получение федеральных денег. И то - после 2025 года. А впереди областного центра в этой очереди – Киренск и Усть-Кут.
В любом случае для иркутского аэропорта требуется технико-экономическое обоснование. Конкурс по выбору компании, которая должна была заняться оценкой возможностей авиаузла и разработкой ТЭО, состоялся в конце прошлого года, но победитель, не имеющий никакого опыта в авиаотрасли, отказался от контракта. Новый конкурс готовится к середине 2021 года. К этому времени уже будут промежуточные результаты общественных обсуждений, поэтому инвестиционную привлекательность будет оценивать несколько легче.
Особенно актуальным снятие запрета стало в коронавирусный 2020 год, который поменял привычки людей, сделав их увереннее в онлайн-покупках и продажах. Теперь нужен лишь транспорт. А что может быть быстрее самолёта, неограниченно взлетающего и приземляющегося в аэропорту Иркутска?
Чтобы всё получилось, нужно не только проявить политическую волю, но и побороть страхи прошлого.