Город «Исчезающий Иркутск» «Исчезающий Иркутск»: Доходный дом – школа на Софьи Перовской

«Исчезающий Иркутск»: Доходный дом – школа на Софьи Перовской

В сухом остатке - странное, необъяснимое и иррациональное чувство, как будто дом соскучился по людям.

Зелёный дом с резными наличниками с жёлтой табличкой «Объект культурного наследия» тихо стоит на самой бестолковой улице в центре Иркутска – Софьи Перовской. Напротив него и вокруг - стоянка и остановки пригородных автобусов, заборы, торговля чебуреками, лепёшками, фруктами. Он как будто чуть вырван из контекста времени, в суете его даже замечаешь не сразу, хотя он огромный.

Портал «ИрСити» и руководитель Клуба молодых учёных «Альянс», историк Алексей Петров запустили совместный проект о деревянных домах «Исчезающий Иркутск» в октябре 2014 года. С тех пор рассказано более 100 историй о заброшенных, полуразрушенных памятниках архитектуры и просто знаковых для города зданиях. Некоторые из них уже исчезли с карты Иркутска.

Мы приходим к зданию на улице Софьи Перовской (по реестру службы по охране объектов культурного наследия – доходный дом Межетова) утром в рабочий день, тут пахнет холодом, выпечкой и бензином. Ворота закрыты, со двора нас облаивают две маленькие белые собаки, из-за них из одноэтажного дома напротив входит мужчина, сначала говорит, что не может нас впустить даже на территорию, но потом разрешает сфотографировать дом.

1 из 8
Источник:

- А вы знаете, что тут было?

- Нет, не знаю и не помню, – и, помолчав, - Пожарная часть вроде бы. До этого – коррекционная школа. Я тут в детстве бегал, рос неподалёку у центрального парка. Где-то в конце 70-х.

Алексею Петрову удалось найти только имя Межетова – Губейдул. Каких-то сохранившихся упоминаний в газетах о нём нет. На портале «Открытый список», где опубликована информация о репрессированных, есть сведения о его сыне – Межетове Султане Губейдуловиче, родившемся в 1888 году. О нём известно, что он был частным фотографом, а 30 апреля 1938 года арестован, статья – «Контрреволюционная деятельность». Султан Межетов был осуждён 7 апреля 1940 года на 3 года лишения свободы, 2 июня 1959-го - реабилитирован.

1 из 6
Источник:

- На окнах раньше были решётки при МЧС, а потом их убрали, - говорит наш собеседник, который отказался представляться. – А ещё было большое кованное крыльцо на три стороны. На втором этаже «балкончик», но его потом пристроили. Внутрь заходить не советую, я сам там был, провалился – еле вылез, полы гнилые.

От дома внутри странные ощущения. Здесь одновременно и следы школы, и пожарных – брошенные каски и «рабочая карта начальника ОГУ Центр ГОСЧС и ПБ по обеспечению пожарной безопасности», аппликации, сделанные детской рукой, крючки для одежды на уровне пояса, весёленькие обои. От доходного дома конца XIX века – розетки вокруг ламп и люстр, которых уже нет, и печь как центральная ось. Из 80-х и 90-х – старые газеты под обоями, сами обои, книги серии «Зарубежный детектив» и журналы. Стены, потолок, двери, крепкая лестница и перила выкрашены казёной зелёно-голубой краской в несколько слоёв, кое-где она облупилась и видно весь «культурный слой».

1 из 6
Источник:

- Его хотели продать, - продолжает мужчина, - но никто не купил – дорого. Хотели сдать в аренду за 1 рубль, но его же надо сначала отреставрировать.

Все двери в коридор в доме распахнуты. На стенах сохранились следы от стоявшей мебели – выцветшие прямоугольники обоев или просто незакрашенные стены. Из окон второго этажа можно поразглядывать соседний участок, стоящему там деревянному дому больше повезло – для него нашёлся реставратор. По информации на сайте агентства развития памятников Иркутска, это особняк Тараканова, построенный в 1880-е.

Школа в здании на Софьи Перовской располагалась с 1932-1933 годов, она сразу была для детей с особенностями развития.

«Эта была первая не только в городе, но и в области школа, решающая задачи обучения и трудовой адаптации умственно-отсталых детей. Расположена была школа на ул. Софьи Перовской, д.34 в четырёх зданиях постройки конца XIX - начала XX века. Здания эти относились к так называемым доходным домам и в дореволюционное время сдавались их владельцами под различные учебные заведения», - говорится на сайте специальной коррекционной школы №1.

1 из 7
Источник:

С 1997 года она получила статус муниципального образовательного учреждения восьмого вида. «В течение 70 лет первая вспомогательная школа №1 г. Иркутска ( по новой классификации специальная коррекционная школа VIII вида) является и сейчас ведущим учебным заведением среди школ этого типа», - говорится на сайте учебного учреждения.

За время существования при девятилетнем сроке обучения школа выпустила больше 3 тысяч человек. Из здания на Софьи Перовской она переехала в 2011 году. Судя по всему, с 2011-го или 2012-го по 2016-й в здании располагалась пожарная служба, затем минимущество изъяло дом из-за того, что у службы не было средств на его содержание.

В 2017 году было принято решение о приватизации бывшей школы, трёх нежилых построек и столярных мастерских, а также участка площадью 3,5 тысячи квадратных метров. Как следует из приказа минимущества, начальная цена составляла почти 70 миллионов рублей.

Источник:

- Налюбовались красотой? – спрашивает наш собеседник, когда мы выходим из дома.

Пока я спускалась по лестнице, не скрипнула ни одна ступенька. В сухом остатке - странное, необъяснимое и иррациональное чувство, как будто дом соскучился по людям. Я тихонько глажу его по зелёной шершавой стене перед тем, как уйти.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
12
ТОП 5
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления