Пару недель назад я побывал в Томске и убедился, что Иркутск никогда не будет нормальным городом. Потому что томичи хотят жить в красоте и что-то пытаются для этого делать. У нас – другая ситуация.
Колонка впервые опубликована в субъективном разборе событий недели, который вышел на «ИрСити» 17 июля.
Нет, я сейчас не говорю, что Томск идеален, что это филиал рая на Земле, утопия наяву и тому подобное. Там хватает своих проблем, а у горожан, как и у нас, постоянно много вопросов к власти. Что говорить, если двух последних мэров осудили – Александра Макарова приговорили к 12 годам «строгача» (он отбывал наказание в Иркутске), Николай Николайчук получил 4 года условно, а третий – Иван Кляйн – находится под следствием.
Но если сравнить центры двух городов, то Томск ушёл далеко вперёд от Иркутска. Туристические маршруты выглядят так, как и должны выглядеть в городе, которому есть, что показать. Зелень, аккуратные тротуары, чистые фасады домов, размеренное движение на дорогах – всё это есть.
Такая ситуация далеко не во всём городе. Стоит отойти чуть в сторону от проспекта Ленина – и тут же встретятся остатки сгоревших деревянных домов. К сожалению, это обычная история и для Томска, когда деревянные дома сначала выводятся из реестров объектов культурного наследия, потом внезапно загораются и исчезают, а на их месте появляется какая-нибудь «свечка» или торговый центр.
Тем не менее, основные маршруты выглядят хорошо – потому что их хотят показать хорошо.
Что меня ещё удивило на центральных улицах Томска, так это отсутствие сетки-рабицы на фонарных столбах. В Иркутске с её помощью борются с рекламой (но не всегда удачно). В Томске же на столбах нет ни рабицы, ни рекламы.
Частенько я вспоминал, как выглядят основные улицы у нас. Взять хотя бы улицу Ленина. По-моему, намного хуже.
Или Дзержинского.
Повсюду граффити и слои вековой пыли и грязи. Каменные дома на Дзержинского или Ленина, кажется, отмывали или штукатурили ещё в прошлом веке. А ведь это центральные улицы города, витрины. Здесь неизбежно окажутся туристы, которые попадут в наш город. Грязные фасады иркутских домов после Томска вызывают одно лишь уныние.
Но что раздражает больше всего (даже нет, бесит до тряски в конечностях и скрежета зубов), так это транспортный узел на центральном рынке. Это беспросветный мрак и позор.
Я не знаю, кто и когда догадался устраивать вещевые рынки прямо на тротуарах, равно как не знаю, кто позволяет этим точкам существовать до сих пор, но я надеюсь, что сейчас они живут очень-очень плохо. Потому что ответственные за эту мерзость должны страдать. Хотя бы перед собственной совестью.
С большим трудом могу смириться, что тесные неопрятные улицы центра с нами будут навсегда – их уже никак не расшить. Разве что, если снести всё к чёртовой бабушке и отстраивать город заново. Но это стоит миллиарды денег и реализуемо исключительно в моих фантазиях.
Но вот со свинарником, который устроили в самом центре Иркутска на пересечении практически всех транспортных маршрутов (в том числе из аэропорта и вокзала), я смириться никак не могу. Это отвратительное зрелище, которое убивает всё положительное впечатление о городе, которое может сложиться после прогулок в 130-м квартале, на Юности, в сквере Кирова или на маленьких деревянных улицах (летом они хороши, этого нельзя отрицать).
В центральной части Томска мне встретить подобного не удалось. Центральный рынок есть и там, он выглядит довольно убого, но всё же он находится в стороне от туристических тропок. Мимо него пройти можно только целенаправленно. У нас же это убожество бросается в глаза, будто бы кичится своей отвратительностью.
Насколько нужно ненавидеть Иркутск, чтобы сделать с ним такое? Насколько равнодушны люди в городской власти, что они десятки лет потворствуют этому? Я не верю, что это позорище нельзя выжечь калёным железом. Уверен, можно. Но для этого нужна жёсткая хозяйская рука. Которой у нас нет.
Иркутск никак не отзывается в моей душе, как тот же Томск. Город наверняка в ответ не любит меня. Но я знаю, что мне здесь жить (может быть, до конца жизни, кто знает), и мне не всё равно то, как он выглядит. Я не пытаюсь его полюбить, но искренне желаю ему выглядеть лучше, чем сейчас.
Мне показалось, что в Томске любят город, принимают его провинциальность (в самом хорошем смысле слова) и пестуют то немногое, что ещё связывает историю Томска с нынешними временами. Там хотят видеть красивый город и показывать его. Что любят у нас в Иркутске – непонятно, но эта любовь явно не идёт городу на пользу.