Повышение стоимости проезда в муниципальном транспорте — это один из первых шагов для изменения системы пассажирских перевозок в Иркутске. Об этом заявил на пресс-конференции 12 июля вице-мэр Дмитрий Ружников, комментируя повышение с 15 июля цены на поездку в муниципальном транспорте на 67% — с 15 до 25 рублей.
Изменение стоимости проезда у коммерческих перевозчиков в Иркутске началось в конце прошлого года. Сейчас почти все они возят пассажиров по 25 рублей днем и по 30 рублей — после 8 часов вечера. В муниципальных автобусах, троллейбусах и трамваях всё это время стоимость проезда держалась на уровне 15 рублей, но с 15 июля ее повысят до 25 рублей, при этом экономически обоснованный тариф находится на уровне 54 рублей.
Сейчас городской бюджет тратит порядка 600 миллионов рублей в год на поддержку муниципальных транспортных предприятий, рассказал Ружников. Эти деньги уходят на то, чтобы покрывать разницу между тем, что платят горожане за проезд, и экономически обоснованным для муниципальных предприятий тарифом. При увеличении стоимости проезда для горожан, объяснил вице-мэр, высвободится часть этой суммы, которую можно будет направить на улучшение инфраструктуры и развитие предприятий: покупку транспорта, установку освещения, остановок.
Ружников подчеркнул, что тарифы на муниципальном транспорте никак не менялись 7 лет, с 2015 года. По его словам, это привело к катастрофической ситуации в муниципальных предприятиях, где износ транспорта достиг 70%, а парк вообще не обновлялся. В результате, например, пассажиропоток в трамваях и троллейбусах с 2016 года упал в три раза. В горадминистрации это связывают с проблемами самого муниципального транспорта, в том числе с удобством подвижного состава и дублирующими маршрутами частных перевозчиков.
Для того чтобы уйти от схемы, в которой часть маршрутов частных перевозчиков повторяет муниципальные (по словам Ружникова, сейчас примерно 50% дублируются), нужно создание единой транспортной схемы для иркутской агломерации, в которую входят также Шелехов, Ангарск и прилегающие к городу поселки. Эту работу мэрия планирует провести с областным Минтрансом в течение года.
Городские власти считают, что улучшение парка муниципальных предприятий, изменение транспортного планирования и решение вопроса с безналичной оплатой в Иркутской агломерации позволят за 2–3 года изменить всю систему с общественным транспортом в городе, вырастить конкурентоспособных перевозчиков на базе «Иркутскавтотранса» и «Иркутскгортранса» и уйти от серых схем в пассажирских перевозках.