На «Форуме стратегов — 2023» в Санкт-Петербурге прошел IX конкурс муниципальных стратегий. Лучшими среди финалистов стали «Стратегия и План мероприятий социально-экономического развития Иркутска до 2036 года». Опередив ближайших соперников — города Вологду и Красноярск — почти в два раза, документ столицы Приангарья занял первое место в региональной группе. Также на звание лучшей претендовали программы Воронежа, Новосибирска, Калуги, Ханты-Мансийска, Ульяновска и Липецка. Стратегию Иркутска представил мэр города Руслан Болотов.
Конкурс помогает выявить и распространить опыт развития муниципальных образований, определить новации и эффективные решения задач на местных уровнях. Организаторами мероприятия выступили Комитет Государственной думы по региональной политике и местному самоуправлению, Общественная палата Российской Федерации, Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления, Общероссийский конгресс муниципальных образований.
В администрации подчеркнули, что представленная «Стратегия социально-экономического развития Иркутска до 2036 года» — это главный документ долгосрочного планирования, который определяет поэтапное развитие муниципалитета. Он стал результатом совместной работы мэрии, депутатов местной думы, городского экспертного и бизнес-сообществ, команды разработчиков.
— Это серьезный научно-исследовательский труд, в котором учтены современные реалии, успешная практика других городов, векторы федерального центра. Реализацию новой Стратегии и Плана мероприятий начнем уже в следующем году. Одна из ее отличительных особенностей: все документы стратегического планирования взаимосвязаны и согласованы между собой. Каждая цель сопряжена с задачами по ее достижению, увязана с национальными проектами, региональными и городскими программами. Мы сразу обозначаем, какой конкретный результат необходимо получить, — прокомментировал Руслан Болотов.
В Стратегии подробно проработаны вопросы пространственного развития города. Определены ключевые участки, на которых будут сконцентрированы усилия по реализации проектов, рассмотрены различные сценарии решения агломерационных проблем, определена модель территориального развития.
В документе в первую очередь уделено внимание созданию условий для жизни семей с детьми. Это необходимо для исправления демографической тенденции, связанной с сокращением численности населения. Предполагается расширить программы наделения жильем молодых семей, ликвидировать дефицит мест в детских садах, усилить программы социальной и психологической поддержки, уделить внимание вопросам репродуктивного здоровья.
В экономической сфере ключевая цель — добиться за 12 лет роста средней заработной платы не менее чем на 75%. Предлагается поддерживать высокопроизводительный сектор экономики, в том числе информационные технологии, научные и технические услуги, креативные индустрии, фармацевтику, транспортное машиностроение.
Для уменьшения загрузки городских дорог и снижения числа пробок планируют провести комплексную реформу общественного транспорта с переходом на брутто-контракты с перевозчиками, оптимизацией маршрутной сети, обновлением парка общественного транспорта, развитием системы пересадочных узлов и другими мерами. Важной целью остается приведение дорог города в нормативное состояние.
В сфере образования усилия направят на улучшение результатов обучения за счет ликвидации дефицита кадров и строительства новых школ.
Дополнительное развитие получит сфера культуры и туризма. Планируют строить гостиницы, продолжать реставрацию объектов культурного наследия, создавать новые точки притяжения.
Для ликвидации дефицита мощности теплосетевого хозяйства предусмотрена реализация проекта по строительству тепловых магистралей из Ангарска в Ново-Ленино и устройство нового теплоисточника. Продолжат реконструкцию очистных сооружений, расширят водопроводные и канализационные сети.
Дополнительное финансирование получат проекты благоустройства. В частности, до 2036 года планируется завершить создание Единой набережной, включая левый берег Ангары и реку Ушаковку.