В Иркутске на муниципальном общественном транспорте — автобусах, троллейбусах и трамваях — ввели транспортную карту. Мы не будем вдаваться в организационные, технические или экономические детали, а поговорим о том, что нам близко — дизайне.
В конце марта в Иркутске ввели транспортную карту по аналогу московской «Тройки», по которой можно ездить в муниципальном общественном транспорте — автобусах, трамваях и троллейбусах. Сама карта стоит 100 рублей, пополняется на фиксированную сумму в 1,5 тысячи рублей раз в месяц. Ездить по ней можно безлимитно. Наш журналист Даниил Конин провел эксперимент и попытался ездить только по новой транспортной карте, но быстро выяснил, что это не очень просто и не экономно.
Вот так выглядит транспортная карта Иркутска сейчас. Каждый желающий может купить ее за 100 рублей и с гордостью носить в кармане.
Что получилось?
Для начала давайте разберем, что не так с картой с точки зрения дизайна.
Компания «Адикт» работает в сфере брендинга, дизайна и маркетинга. Ее руководитель Антон Паймашев был участником разработки последнего дизайн-кода города. «Адикт» разрабатывал иллюстрации для «Эн+», делал айдентику и концепцию сайта для павильона «Умный город» на ВДНХ, клубного дома «Бабр» в Иркутске, работал с ИГУ, организаторами Байкальского международного риск-форума, «Фокс пиццей», компанией Valio, Иркутской нефтяной компанией, «Сбером», Sushi Studio.
Контраст и читаемость: белый текст обладает низкой контрастностью по отношению к серому фону, что может затруднить чтение, особенно в условиях плохого освещения или для людей с нарушениями зрения.
Шрифты и типографика: используемый шрифт может быть не лучшим выбором для небольшого текста на карте. Также кажется, что нет единства в типографике, что может вносить путаницу. Акцентный шрифт из XIX века?
Брендинг и идентификация: карта не содержит ярко выраженных элементов брендинга, которые помогли бы установить связь с Иркутском и его идентичностью. За последние 10 лет было несколько подходов к разработке айдентики Иркутска: от знаменитой «Иркутскости», до работы по созданию дизайн-кода туристического центра Иркутска.
Цветовая палитра: цвета не соответствуют современным тенденциям в дизайне и могут быть не оптимальны для пассажиров, включая тех, кто испытывает трудности с различением цветов или плохо видит.
Дальше можно продолжить про использование пространства, иконографию, иерархию информации и т.п.
Отдельно заметим, что макет выполнен непрофессионально: обратите внимание как отличается оттенок фона на карте, что говорит о том, что дизайнер не сильно заморачивался с подготовкой макетов.
Из всех этих мелочей складывается общая картина.
Как можно было сделать?
Для начала давайте подумаем, кто в основном будет пользоваться картой? 80% составят две группы: школьники и студенты (молодежь часто зависит от общественного транспорта, чтобы добираться до учебных заведений и домой) и пожилые люди (регулярно пользуются общественным транспортом, так как часто имеют льготы на проезд и могут не иметь личного транспорта или возможности его использовать). Ещё есть люди с ограниченными возможностями: жители города, нуждающиеся в доступных транспортных средствах, оборудованных для удовлетворения их специальных потребностей.
Если сосредоточиться исключительно на визуальном дизайне карты, отбросив материалы и функциональные особенности, то можно выделить следующие критерии дизайна.
Для школьников и студентов:
Яркие и динамичные цвета: использование яркой цветовой палитры может привлекать молодежь и отражать энергичность.
Трендовый дизайн: включение популярных визуальных трендов или стилизованных изображений, которые отражают интересы молодежи.
Минимализм: современные тренды часто следуют чистому и простому дизайну, что может нравиться молодым пользователям.
Для пожилых людей:
Высокий контраст и крупный шрифт: обеспечение хорошей видимости текста и графических элементов благодаря использованию контрастных цветов и больших размеров шрифта.
Четкость и ясность: дизайн должен быть свободен от излишних украшений, которые могут затруднить восприятие основной информации.
Простота и понятность: изображения и значки должны быть ясными и легко распознаваемыми, чтобы не вызывать путаницы.
Общие принципы:
Понятность: все тексты и графические элементы на карте должны быть четкими и легко интерпретируемыми.
Видимость: нужно сделать так, чтобы карту было легко находить среди других карт или вещей.
Локальная идентичность: использование образов и метафор, которые легко узнаваемы и понятны широкой аудитории, включая молодежь и пожилых людей, а также связаны с Иркутском.
А теперь еще раз посмотрим на текущий дизайн:
И представим, как могла бы выглядеть транспортная карта Иркутска, если бы были учтены не все, но какие-то из перечисленных выше критериев.
Здесь мы использовали паттерн, разработанный для дизайн-кода туристического центра Иркутска, элементы которого встречаются на улицах города уже сейчас (зачастую рядом с остановочными пунктами).
Получается стилистический рефрен, связывающий разные функциональные элементы городской среды. Дизайн-код начинает работать комплексно, а не просто декоративно.
А еще в рамках дизайна карты мы соблюдаем правила дизайн-кода и использование цветовой палитры для промо-элементов.
Добавим еще идентичности
Почему бы не вернуться в прошлое и не использовать удачные на наш взгляд результаты работ по айдентике и брендингу Иркутска?
Иконки 355-летия Иркутска, которые встречаются в городе и сегодня.
Иркутскость? Легко!
Для школьников?
Для того, чтобы сделать дизайн более живым и кастомизированным, мы обратились к иркутскому дизайнеру Ярославу Овсянникову, который задумал и активно осуществляет проект #собольжив. В рамках этого проекта известные и не очень известные иркутские художники создают иллюстрации в которых Бабр, символ Иркутска, не ест соболя, а дружит с ним. Посмотрите, что получилось:
Вместо заключения
В этой статье и работе мы хотели показать, как важен системный и комплексный подход. Столь же важно привлечение профессионалов, потому что их опыт помогает избегать множества ошибок и создать продукт, который не только красив, но и функционален.
Крайне важно включать в процесс разработки общественно-значимых проектов само общество. Отзывы и предложения помогают делать дизайн более соответствующим реальным потребностям, повышают его привлекательность и популярность среди простых людей — тех, для кого этот дизайн создается.
Бонус: Карта в стиле «Бабрбук»
Автор иркутского путеводителя «Бабрбук» Дмитрий Мироманов показал эскизы транспортной карты (иллюстрации сделаны художницей Мариной Рюмшиной). И они тоже — в самое сердечко.
Какой дизайн вам больше нравится?
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.