Ведущий Денис Гук на этой неделе в своих соцсетях возмутился перекладкой плитки в Иркутске при ремонте тротуаров. По его мнению, ее надо менять на асфальт — это удобнее и практичнее. Читатели «ИрСити» в комментариях поддержали шоумена, а вот у архитекторов, опрошенных редакцией, другая точка зрения.
— Очень приятно, что город у нас весь ремонтируется, но вопрос к тем, кто занимается тротуарами. Самый главный вопрос. Уже во всём мире выяснили, что лучше всего тротуар укладывать — мы всю Японию обошли по 20 километров в день — простым асфальтом. Что на пересечении улицы Карла Маркса и Пролетарской перед «Сезоном», что здесь делают перед домом ветеранов: все дорожки, все тротуары делают опять брусчаткой.
Во-первых, асфальт — это гораздо лучше и легче для непосредственно колясок, самокатов, чемоданов. Все идет бесшовно, ничего у тебя не дребезжит. Во-вторых, при возникновении ремонтных работ это идеальный способ для того, чтобы их сделать быстро.
Асфальт вскрыли, трубы, всё, что нужно, там поправили, какие-то кабели, обратно закатали. Весь мир, нормальный, все города уже используют, пройдя весь этот опыт, асфальт. Что у нас здесь за проблемы, я не понимаю, — высказался Гук.
Что думают обычные иркутяне?
Его поддержали в комментариях на сайте «ИрСити».
— По плитке ходить невозможно! Что зимой, что летом! Убиваться только! Только толку нет от этих комментариев и голосований. Нас в упор никто не слышит. У них свои интересы. Меркантильные, — пишет читатель.
— Если бы плитку умели класть... Так, как делается в Иркутске, — асфальт лучше, однозначно! — поддерживает его другой.
— Поддерживаем! А людям с проблемами опорно-двигательного аппарата и подавно не пройти по таким тротуарам, — замечает третий.
— По плиточным покрытиям невозможно ходить ни зимой (скользко), ни летом (выбоины), — добавляет четвертый комментатор.
— Я согласен, что асфальт — самое лучшее в Сибири, а плитка после зимы сдвигается, — полагает еще один читатель.
— В 130-м плитка — и что сейчас там? Ходить невозможно, — добавляет новый читатель.
— Поддерживаем. Плитка постоянно портится в нашем климате. И еще скользкая зимой. Асфальт — это надежно и долгий срок службы. А афера с плиткой, страшно подумать, похожа отмывание, сами знаете чего, — считает наш читатель.
— Асфальт и только асфальт, деньги только на эту плитку тратятся, толку нету, идешь и спотыкаешься, вон возле цирка идешь и ноги сломать можешь, — добавляет другой.
Какое мнение у архитекторов?
Генеральный директор MAD FOX Architects Дмитрий Фальковский, который занимается в том числе благоустройством общественных пространств, был одним из тех, кто возразил Гуку в комментариях. В разговоре в корреспондентом «ИрСити», он отметил, что принимать решение о том, какое покрытие должно быть в том или ином месте, нужно решать точечно.
— Применять абсолютно везде асфальт или везде плитку или еще какое-либо покрытие не совсем корректно, так как везде имеются определенные условия для применения соответствующего материала. Вы же не будете возить песок на легковом седане, а лучше для этого возьмете грузовик, так как он для этого приспособлен. Также ведется работа и в проектировании общественных пространств, — отмечает Фальковский.
Он не отрицает, что для проезда автотехники и самокатов асфальт — хорошее покрытие. «Однако для СИМ (средств индивидуальной мобильности — Прим. ред.) должна быть создана соответствующая инфраструктура, которая не везде может быть создана в силу исторических условий города. В центральной части еще огромную роль играет эстетика и облик городской среды. Мы же все гордимся историей Иркутска и как построен исторический центр, наши туристы в первую очередь едут к нам именно из-за этого», — отмечает Фальковский.
Он отмечает, что сейчас производители плитки предлагают массу вариантов по колористике, форме, материала изготовления, и у современных решений швы настолько маленькие, что почти не чувствуются при использовании самокатов или прогулке на каблуках. «Если все сделано качественно и как положено в технологическом плане, все решения будут служить городу долго и радовать горожан», — отмечает он.
Кроме того, светлые решения плитки помогают снизить нагрев покрытий в городской среде, создав дополнительные возможности для комфортного пребывания горожан. Это не сделаешь при использовании асфальта.
Летом при высоких температурах асфальт может разогреваться до 50–55 градусов, при этом плитка разогревается значительно меньше.
— При условии комбинированных решений (светлые покрытия и массивное озеленение) мы вполне можем создать в городе при жаре вполне комфортную среду, — считает Фальковский.
Иркутский архитектор Сергей Демков согласен с тем, что использование плитки или асфальта — это вопрос уместности. Кроме того, в жаркую погоду «испарения от асфальта неблагоприятно действуют на людей», особенно на детей.
— По моему мнению, в центральной части города Иркутска уместнее мелкоштучная и крупноформатная плитка из натурального камня либо искусственного камня с шероховатой поверхностью, дабы исключить возможность поскользнуться и сломать, не дай бог, что-то, — отмечает он.
Демков считает, что асфальт для благоустройства можно использовать в периферийных районах города: «Там, где шире улицы, там где, широкие тротуары, там, где нужно затратиться, там, где нет истории или ее очень мало. Там проветриваемость улиц больше, и конечно, там можно делать и нужно делать из асфальта, дабы сэкономить городской бюджет. А сердце Иркутска должно быть как в лучших городах мира», — подчеркивает он.
Руководитель бюро DASREDA Алиса Козак, компания которой занимается проектированием и благоустройством общественных пространств и дворов, считает, что плитка более практичный материал, чем асфальт.
— Это сменяемый материал, его можно обновлять в случае его износа либо неактуальности современному миру. А демонтаж асфальта — это серьезные расходы с точки зрения экономики. А с точки зрения эстетики это совершенно недышащее покрытие, которое постоянно нагревается. Есть даже климатическая аналитика о том, что те поверхности, которые находятся под покрытием без каких-либо, скажем так, щелей, очень быстро нагреваются и выдают это тепло в город. То есть эти участки становятся опасными для жизни. Плитка, в свою очередь, это штучный материал, под который есть определенная подготовка и, собственно говоря, условно дышащий материал для покрытия тротуаров, — отмечает она.
Козак добавляет, что плитка помогает создать облик города, соответствующий его историческому контексту, и более эстетична. «Например, бывают тротуары разной ширины, и иногда можно даже сделать определенный рисунок, чтобы он складывался в какую-то картину. Когда мы делали площадь перед Иргиретметом, если посмотреть, например, после дождя, видно, что плитки разного цвета, и создается некоторый узор. То есть нет монотонности, скажем так, монументальности этого покрытия», — говорит она.
И Алиса Козак, и Сергей Демков, и Дмитрий Фальковский отмечают, что ремонтировать покрытие из плитки легче, чем асфальт: это можно сделать локально, не вскрывая покрытие на большой площади, а чтобы убрать трещины и ямы на асфальте нужен ремонт большими картами. Состояние плитки, уложенной в предыдущие годы в Иркутске, оставляет желать лучше, замечают архитекторы, но это вопрос качества материала, который использовался, и подготовки основания.
Козак также отмечает, что плитка — боле экологичный, перерабатываемый материал, в отличие от асфальта, которые не пригоден к переработке и повторному использованию. По ее мнению, если в будущем мы хотим оказаться в городах, которые дышат, то нам придется отказаться от твердых покрытий в пользу более мягких и естественных.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.