«Такие дома, вы уж простите меня, нужно сносить. Зачем его сохранять? Для меня как для личности он ценности не имеет», — говорит красноярец Александр, который несколько лет живет в одной из квартир деревянного домика, расположенного во дворе Байкальского госуниверситета. «Я отсюда никогда не съеду», — говорит другой Александр, 79-летний иркутянин, который знает этот дом с рождения, потихоньку его ремонтирует. Вот так, на контрасте двух мнений, усадьба купца Лялина раскрывает свои тайны — нежилой подвал с номерами квартир, чудом сохранившуюся лепнину на потолке, а также истории о консуле-беглеце и прослушке. Всё это — в новой серии «Исчезающего Иркутска».
В проекте «Исчезающий Иркутск» журналисты портала «ИрСити» и историк Алексей Петров* (по решению Минюста России от 29 сентября 2021 года внесен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента) рассказывают истории о деревянных домах нашего города. Проект начался в 2014 году, и с тех пор написано более 100 историй о заброшенных, полуразрушенных памятниках архитектуры и просто знаковых для города зданиях. Некоторые из них уже исчезли с карты Иркутска.
Непопулярное мнение
Доходный дом Лялина найти легко, но только если знаешь, где искать. Он стоит тихо и незаметно на задворках Байкальского государственного университета в окружении советской застройки. Например, можно с Карла Маркса завернуть на территорию вуза, пройти по ней и вдруг вырулить в тесный дворик, где из зарослей выглядывает зарешеченная стена. Смотрится это как заслон от любопытных зевак, щит, охраняющий тайны дома. И только потом открываются старенькие зеленоватые стены с резными треугольниками-лепестками по фасаду.
А если долго идти по Ленина вдоль проезжей части, наткнуться на проезд, перекрытый неожиданным металлическим листом (отличный способ спасти двор от лишних машин), не испугаться и обойти его, то сразу попадешь в уютное и довольно тихое местечко. Со всех сторон будут подъездные двери, а посередине — скромная детская площадка и большой деревянный дом. Здесь можно просто постоять в теньке, посмотреть на небо из «колодца», послушать, как воркуют голуби, и отдохнуть от пыли и зноя одной из самых оживленных иркутских улиц — Ленина.
Тут же первое резное крылечко с современной дверью, большими окошками и строгим хозяином. Александр сразу вступает в дискуссию: зачем сохранять деревянный дом, который требует ремонта? По его мнению, если здание имеет ценность, то нужно переносить его в специально созданные зоны и так с улиц постепенно убирать старые развалюшки.
— Если вы преследуете цель сохранить Иркутск как культурный центр, чтобы люди приезжали, приезжали иностранцы, тогда необходимо сделать так, как сделали в 130-м квартале. Убрать всё, что носит аварийный характер, а самое ценное в определенной зоне сохранить. А этот дом для меня как для личности ценности не имеет, — заявляет Александр.
Про себя мужчина рассказывает немного: он военный летчик, «коренной житель большого города Красноярска». В Иркутск его перевели по работе. И вот уже несколько лет он живет в угловой квартире на Ленина, 7/1. «Я сделал из дерьма конфетку. Вынес оттуда всё. У меня сейчас там подвесные потолки, сейчас там всё нормально. Я снес печку, которая тут была и не работала, зато занимала треть квартиры», — заявил летчик.
Другие жильцы даже возмущались переделкам, но, по мнению Александра, это всё от необразованности людей. «Они и половины не видели того, что видел я! Я полмира облетел, всю Россию. Когда была возможность, я побывал за границей, посмотрел, как люди живут, — похвастался мужчина. — А из Красноярска-то я сюда приехал по одной только причине — потому что здесь солнца больше. А в коренных иркутянах я разочарован». После длинной тирады Александр заверил, что долго в этом доме не задержится, переждет, когда закончатся «сложные времена», и уедет.
Но свое отрицательное мнение мужчина не считает популярным. «Я один такой смелый», — подчеркивает он и отправляет нашу могучую кучку поискать старожилов.
Пока мы слушаем этого возмущенного летчика, из девятого дома выходит маленькая приятная женщина с харизматичной собачкой. Валерия нам рассказывает, что ранее «девятки» не было, ее построили намного позже. В деревянной «семерке» было консульство, а в 80–90-х — детская молочная кухня. «Когда у меня сын родился, я ходила сюда, молочко, творожок бесплатные выдавали. Весь берег кормили», — поделилась воспоминаниями женщина. Теперь на месте молочной кухни — мастерская по изготовлению стелек.
«Вообще-то дом двухэтажный»
Мы потоптались на еще одном крылечке со стороны девятого дома, а потом обошли купеческую усадьбу кругом — и там обнаружилась тропиночка, аккуратное крылечко, цветочки и котик в окне.
Дверь оказывается открытой, а за ней — длинный изогнутый коридор. Рядом со входом картина — Мадонна с младенцем, над входом — большой китайский веер.
В коридоре несколько высоких двустворчатых дверей, ведущих в квартиры. Большая часть из них выкрашены в подъездный зеленый цвет. От них разительно отличаются две створки, которые находятся в центре широкого помещения, — яркие, деревянные, отшлифованные и залакированные так, что на них играют блики света от тусклой подъездной лампочки.
По соседству с этой квартирой — металлическая дверь, которая открывается сразу, как мы вступаем на порог. И к нам выходит хрупкая Анастасия, старшая по дому. В доме она живет уже больше 20 лет, а в квартиру въезжала еще ее бабушка — к своему третьему мужу. Бабушка — Нелли Михайловна Потапова — работала на железной дороге, заведовала комнатой матери и ребенка, так как по образованию была медсестрой. Всю жизнь была активисткой, состояла с совете ветеранов. «Как телевизор ни включим, так она всегда в первом кадре», — улыбнулась Анастасия.
Она сразу же включается в разговор с нами. Именно Анастасия первая рассказывает нам, что деревянная «семерка» — это доходный дом купца Лялина, построенный в конце XIX века. Раньше вместо квартиры женщины был большой, просторный холл, это уже в советское время «наделали» коммуналок — тогда в здании насчитывалось около 30 комнат.
— Чем уникален наш дом — на самом деле он двухэтажный, хотя сразу это незаметно. Первый этаж кирпичный, он уже весь ушел в землю, — рассказывает Анна, берет ключи и идет показывать нам подвал.
Низкая дверца, затем — спуск по крутым ступенькам, и мы оказываемся в темном, сыром и душном подвале. «Где-то здесь включается свет», — произносит женщина, нащупывает выключатель, и тут же темноту заливает желтым цветом. В центре стоит полуразрушенная печка, а под потолком виднеются редкие сохранившиеся номерки квартир. По стенам тянутся аккуратные трубы. В стародавние времена здесь жила прислуга, в советское время были жилые комнаты, а сейчас — элеваторное помещение.
Из комнаты с печкой есть дверь, которая еще открывается, но за ней — груда кирпичей. А жаль.
— Сильно ли изменился дом за то время, что вы здесь живете? — интересуется историк Алексей Петров* (признан в РФ СМИ — иностранным агентом в 2021 году).
— Когда мы заехали, мы еще застали старую гвардию. Многие старики уже ушли. А еще 20 лет назад окна на первом этаже были видны наполовину, — отвечает Анастасия.
Анастасия признаётся, что ей нравится жить в таком особенном доме. Здесь высокие потолки, тепло зимой, летом прохладно, да и месторасположения прекрасное — в самом сердце Иркутска. Но вот ремонт приходится делать самостоятельно. Последний раз работы проводили в 2010-х годах — делали крышу, но сделали плохо.
— Мы хотели в этом году заявиться на «Фасадник», вроде говорили, что проект бесплатный, просто надо помочь волонтерам, но оказалось, что с жильцов берут 30% от стоимости стройматериалов, — подчеркивает старшая по дому. Поэтому люди решили ждать, когда проведут капремонт, по программе это запланировано на 2026–2028 годы. Тогда, надеется Анастасия, удастся подлатать деревянное здание.
— А в той квартире, — Анастасия показывает на красивые лакированные двери. — Александр Николаевич. Ему под 80 лет, и он здесь живет всю жизнь. Вот он многое может рассказать.
И как будто в ответ на эти слова створки распахиваются и к нам выходит пожилая женщина. Это жена Александра Николаевича. Сама она хотела бы переехать в нормальную квартиру, да муж не дает. «Говорит, что ни за что не переедет, что его будут отсюда вперед ногами выносить», — всплескивает руками пенсионерка.
Тетка отца скрывала, что училась в Сорбонне
Через несколько дней нам удается встретиться с этим поистине легендарным Александром Николаевичем Петровым. Он приглашает нас к себе в квартиру, аккуратную, чистую, всю обитую коврами и подушечками. В маленькой комнатке громко работает старый радиоприемник, купленный в 1953 году. Тут же небольшой диванчик и какие-то проводочки и запчасти. «Это я мастерю потихоньку», — замечает Александр Николаевич. А большая комната поражает своими размерами и высоченными — почти четырехметровыми — потолками, на них позолоченные узоры, похожие на цветы, и тонкие деревянные «тесемочки», соединяющие все по периметру.
— На потолке и стенах набел был больше сантиметра. И это я всё убирал. Долго, не один месяц. То, что на потолке, — это сделано из очень тонкой папиросной бумаги, в много слоев, поэтому пришлось работать осторожно. А в промежутках — дерево, какое, непонятно, но оно очень прочное, гвоздь туда не забьешь, — делится Александр Николаевич.
Каждую деталь мужчина сохранял бережно — все ручки, замки и шпингалеты родные, старинные. В какой-то момент пришлось поменять окна — заказали новые, но не пластиковые, а деревянные. В квартире сохранились высоченные печки-голландки. Вместе с ними — роскошные заглушки. Сейчас они не работают.
— Как-то делали кровлю, но сделали некачественно, убрали трубы, а кирпич весь бросили внутрь, и теперь вентиляции в доме нет. А раньше было хорошо — если был ветер, то он гудел в вентиляции, — вспоминает Александр Николаевич. Чтобы это дело поправить, нужны специалисты и деньги. Никто этим заниматься не будет уже.
В центре большой комнаты стоит овальный стол, а на нем разложены заготовленные для нас фотографии — ценный семейный архив, рассказывающий о семье мужчины и немного о домике.
Отец Александра Николаевича работал начальником связи на Байкале, а мама — телефонисткой в своей родной Листвянке. Там они и повстречались. Затем Николая Петрова перевели в Восточно-Сибирское речное пароходство и дали квартиру в деревянной «семерке» на Ленина. Семья поселилась здесь в 1937 году. Вскоре случилась Великая Отечественная война, и вернулся отец только в 1943 году: его комиссовали из-за ранений и контузии. Через год родился и сам Александр Николаевич. В 1949-м отца отправили в экспедицию в Монголию, а в 1960-м его не стало.
Тетка отца — Мария Матвеевна — была непростым человеком, настоящим ученым. Каких она была кровей, Александр Николаевич не знает, да только известно, что до революции она училась в Сорбонне и к большевикам примкнула еще в Европе, где зарождалось политическое движение. После революции она уже была комиссаром ЧОН — части особого назначения, которые создавались для борьбы с контрреволюционерами. В Иркутск приехала из Челябинска. Чтобы сберечься, Мария Матвеевна подчистила биографию, никогда не вспоминала свое интеллигентное происхождение и часто повторяла: «Мы мещане».
Сам Александр Николаевич не пошел по стопам родителей, он после школы поступил в иркутский мединститут и выучился на стоматолога. Потом многие годы работал на севере области, а затем в 1979-м вернулся домой и уже отсюда никуда не уезжал, продолжая практику в Иркутской районной больнице. В 1990-е годы ему предложили освоить новую специализацию и стать врачом-рентгенологом. Последние годы до выхода на пенсию он работал врачом УЗИ-диагностики.
— Представьте, отечественных аппаратов УЗИ было всего два: один — в ЦРБ, где я работал, а второй — на Синюшке. Никаких курсов не было, обучение — на рабочем месте один месяц. Книжек было всего две, но знания приобретали сами по себе, — со смехом рассказывает Александр Николаевич.
Дом на Ленина был роскошным, судя по всему, это была крупная усадьба, так как рядом располагались еще два здания, в одном из которых, кстати, жила жена Нестора Каландаришвили, Христина Леонидовна. «У нее был портрет мужа, большой такой. Он, помню, в синих штанах, с саблей. У Христины Леонидовны часто давление прыгало, и ей пиявки ставили. Раньше так с давлением справлялись», — объясняет Александр Николаевич.
Другие жильцы усадьбы тоже были неоднозначными личностями. Так, в первой квартире деревянной «семерки» жили Глебовы, продолжает мужчина. Отец семейства, как оказалось, был осведомителем КГБ. У него даже телефон свой был (второй, кстати, находился у отца Александра Николаевича, как и полагается связисту). Еще один любопытный жилец — иркутский художник Вальтер Карлович Фридеман, который дружил с «сибирским Левитаном» — Владимиром Тётенькиным. «Помните, был такой артист Аркадий Райкин? Вот у Фридемана была книга с его автографом», — добавляет деталей Александр Николаевич.
Другая квартира принадлежала Семену Михайловичу Дубровину, начальнику иркутского радиокомитета. Среди других владельцев квартир было несколько военных, например, лейтенант по фамилии Шепель, он окончил Иркутское авиационное училище, с кем-то поспорил и застрелил двух человек, за это его отправили в тюрьму на 10 лет.
С домом связано несколько любопытных историй. Так, по словам Александра Николаевича, в «семерке» располагалось китайское консульство, а по всему зданию была сделана прослушка. «По стене сверху вниз были протянуты трубки диаметром где-то около 2 сантиметров. Сверху — жесть, внутри — картон. такие по стене сверху вниз. Они где-то диаметром около двух сантиметров. Заканчивались они на высоте примерно метр-полтора от пола розеткой. Эти розетки были заклеены обоями, но, если знаешь, где она находится, можно было прислонить ухо и прослушать весь дом. Потом я нашел все эти розетки и залепил гипсом», — рассказал Александр Николаевич.
Эта прослушка была в доме именно из-за китайского консульства, считает пенсионер. Сам консул сбежал, а на крыше нашли золотой слиток весом в 400 граммов. Его, конечно, забрали в казну государства.
Еще одну любопытную реликвию нашли при самом Александре Николаевиче. Раньше во дворе стояла чурка, на которой все жильцы рубили мясо. А потом кто-то решил ее пустить на дрова. Разрубили, а она оказалась заполненной «керенками» — деньгами, которые выпускались при Временном правительстве. «Эти деньги не ценились. Например, у моей бабушки в Листвянке все стены в доме были обклеены этими деньгами. Потому что это была просто бумага», — заметил Александр Николаевич.
Эти истории он рассказывал со смехом. А потом мы его спросили, как он вообще относится к своему дому.
— Отношусь — как и положено относиться к дому, — отрезал Александр Николаевич.
У него никогда не возникало желания переехать. «Ни в коем случае», — добавил он.
* Алексей Петров по решению Минюста России от 29 сентября 2021 года внесен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram—канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.