Город «Давайте создадим безопасный счет». Топ фраз, по которым легко распознать телефонных мошенников

«Давайте создадим безопасный счет». Топ фраз, по которым легко распознать телефонных мошенников

Преступники часто прибегают к приемам социальной инженерии

Эксперты рассказали, как по разговору распознать злоумышленника

Благодаря современным системам безопасности деньги в банках защищены, подобно Кощеевой смерти. Однако главный ключ к любому счету — это его владелец. Как понять, что собеседник на другом конце провода или по ту сторону чата хочет забрать ваши деньги? Мы собрали разговорные и письменные сигналы, по которым можно распознать преступника. Бонусом — метод, как взять себя в руки прямо во время «развода».

Такого не услышать от настоящего сотрудника банка

В целом обстоятельства, когда злоумышленники получают доступ к чужим деньгам, можно разделить на две группы. Первая — когда жертва пренебрегала правилами безопасности и вовремя не среагировала: потеря банковской карты, телефона или сим-карты, хранение паролей на виду у других. Во втором случае деньги забирают обманом, узнавая нужную информацию во время звонка или переписки. Преступник может выдать себя по телефону такими словами и фразами:

  • «помогите поймать нечестного сотрудника» или «идут следственные действия, помогите задержать мошенников»;

  • «вас беспокоят из центрального банка, ваш счет скомпрометирован»;

  • «вас беспокоит специалист финансовой безопасности, сотрудник службы безопасности банка»;

  • «на вас оформлена заявка на кредит» (при этом вы ее точно не подавали);

  • «ваши деньги пытаются похитить, зафиксирована подозрительная операция»;

  • «истекает срок действия сим-карты»;

  • «давайте создадим защищенный/безопасный счет и отправим деньги туда»;

  • «скачайте приложение для безопасности»;

  • «продиктуйте код из СМС для отмены операции»;

  • «вам положена выплата/компенсация, но, чтобы её получить, следует заплатить комиссию».

Как распознать преступника по разговору

Мошенники могут использовать различные речевые приемы и техники, чтобы манипулировать собеседником. Некоторые назвал специалист по технике речи Игорь Кузнецов.

— Уверенность в голосе помогает злоумышленникам манипулировать жертвами, создавая впечатление авторитета и профессионализма. Как правило, тон голоса при этом спокойный и доброжелательный, — рассказывает эксперт. — Часто используется «эмоциональная манипуляция». Например, голос становится чуть более напряженным или эмоциональным, чтобы подстегнуть реакцию жертвы. На желание следовать «инструкции» и удержание внимания собеседника работает темп, паузы, динамика и акценты в речи.

По словам Игоря Кузнецова, преступники тщательно контролируют краткость, ясность и четкость речи. Они логично излагают мысли, начиная с основных пунктов и подчеркивая ключевые моменты. А еще мошенники могут формулировать свои утверждения так, чтобы они звучали как факты, а не предположения. Например, вместо: «Я думаю, что у вас может быть проблема», они скажут: «У вас есть проблема».

— Мошенники могут часто обращаться к жертве по имени, создавая ощущение личной связи и доверия, и периодически спрашивать, всё ли понятно. Это показывает их заинтересованность и помогает им контролировать разговор, — продолжает эксперт. — А еще преступники часто создают у жертвы ощущение поддержки, что они всегда на связи и готовы помочь. Мошенники могут даже шептать, чтобы создать впечатление доверительного разговора

Как действует банк, если с картой или счетом что-то не так

Как правило, если банк звонит клиенту, то он хочет продать собственные услуги и продукты, а не поинтересоваться кодом для проведения транзакции.

— Настоящий сотрудник банка никогда не спросит фамилию, имя, отчество, номер карты или другие личные данные — это у него и так есть, — рассказывает вице-президент ВТБ, начальник управления защиты корпоративных интересов департамента по обеспечению безопасности Дмитрий Ревякин. — Также работник не попросит код из СМС — мы и так понимаем, что конкретный смартфон находится в данный момент в руках конкретного человека. И, конечно, сотрудник не станет узнавать CVV-код.

Если появилось хоть малейшее подозрение о намерениях собеседника, лучше положить трубку и перезвонить в банк самому. Но только по телефону на оборотной стороне карты или на сайте банка. И тем более стоит насторожиться, когда звучат предложения о переводе средств: после списания их не вернуть. Поэтому СМС и интернет-форма от «сотрудника» банка могут лишь подтвердить второй платеж.

— При любых подозрениях на хищения мы рекомендуем клиентам моментально блокировать свою карту или учетную запись онлайн-банка, а также сразу сообщить в банк о проведенном платеже, — продолжает Дмитрий Ревякин. — Чем быстрее это произойдет, тем больше шансов, что преступник не успеет вывести или обналичить похищенные деньги.

В некоторых случаях банк может сам заблокировать карту клиента

А вот в каких случаях банк может сам ограничить обслуживание счёта или заблокировать карту клиента:

  • необычные транзакции;

  • многократные неудачные попытки ввода PIN-кода;

  • истечение срока действия карты;

  • задолженность по кредитной карте превысила установленный лимит;

  • потеря или кража карты;

  • нарушение условий договора об использовании карты;

  • технические проблемы или ошибки в системе банка.

Как не стать жертвой мошенника

По статистике банка ВТБ, более 90% хищений приходятся на схемы с использованием приемов социальной инженерии, когда злоумышленники используют психологические уловки и манипуляции. Поэтому главный способ сохранить свои деньги — быть постоянно начеку и не поддаваться давлению.

— Моему знакомому позвонили мошенники, и он оформил кредит в банке. Забрав наличные из кассы банка и увидев деньги у себя в руках, он решил приобрести автомобиль. Когда мошенники позвонили ему с предложением перевести деньги на безопасный счёт, он ответил, что уже спас свои деньги, купив машину, — рассказывает Дмитрий Ревякин. — Однако этот случай — исключение. Чаще клиенты переводят деньги преступникам или отдают их курьерам.

С развитием технологий мошеннические схемы становятся всё более сложными и изобретательными. Например, сейчас часто встречаются массовые рассылки в Telegram. А в ближайшем будущем вполне можно столкнуться с видеозвонками, сгенерированными нейросетью, и адаптированными под каждого человека фишинговыми атаками с уникальными сценариями.

При любом подозрении на мошенничество лучше всего перезвонить в банк самому

Способ взять себя в руки в разговоре с преступником

Бдительность и финансовая грамотность — главные инструменты защиты не только клиентов, но и сотрудников банков. Тем не менее эксперты делятся лайфхаками, как взять себя в руки прямо во время «развода».

— Существует метод «последующего опроса». Представьте, что вам придется объяснять происходившее начальнику, жене или следователю. Что они спросят? Наверняка это будут вопросы вроде: «Кто это был?», «Откуда вы его знаете?», «Как вы общались?», «Куда вы дели деньги?» — делится методом Дмитрий Ревякин. — Надо на них ответить и задать себе еще два: на чём основана ваша уверенность в этих ответах и какие у вас есть материальные доказательства правдивости этой версии? Так удастся взять себя в руки и понять, как действовать.

Дополнительную защиту денег обеспечивают инструменты, которые предлагают банки. К примеру, в ВТБ Онлайн можно установить лимиты на операции, проверить посещаемость личного кабинета и заблокировать его при подозрении на мошенничество, поделиться подозрительной интернет-ссылкой или подключить определитель номера. А еще банк разработал программу страхования, которая защищает от самых распространённых сценариев мошенничества.

Реклама. Банк ВТБ (ПАО), ИНН 7702070139

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
«Знала бы, где аэропорт, развелась бы и уехала». Краснодарка переехала в Иркутск за мужем и делится впечатлениями от города
Анонимное мнение
Мнение
«Детей нужно хотеть, а не строгать». Гневная колонка матери о том, почему политики не должны решать, сколько рожать
Алёна Кашпарова
журналист ИрСити
Мнение
«Не было ощущения, что мы дома». Иркутянка с семьей переехала в село под Качугом — как она свыкается с деревенской жизнью
Анонимное мнение
Мнение
«Засуньте свое любопытство в одно место». Популярный блогер Понка Сонка взорвалась от бестактных вопросов
Анонимное мнение
Мнение
«Как-то она прятала перепившего ученика в шкафу»: журналист — о звонке любимому учителю
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления