Улица Почтамтская во Втором Иркутске — одна из первых, откуда и начался микрорайон. Тогда еще поселок Иннокентьевский. Свое название она носит с 1934 года, а дом, в котором располагалась почта еще с Русско-Японской войны, вероятнее всего, сохранился до сих пор. В рамках проекта «Исчезающий Иркутск» мы посмотрели на ту постройку, где еще 50 лет назад точно находилось почтовое отделение, а теперь в ней живут люди.
В проекте «Исчезающий Иркутск» журналисты портала «ИрСити» и историк Алексей Петров* (по решению Минюста России от 29 сентября 2021 года внесен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента) рассказывают истории о деревянных домах нашего города. Проект начался в 2014 году, и с тех пор написано более 100 историй о заброшенных, полуразрушенных памятниках архитектуры и просто знаковых для города зданиях. Некоторые из них уже исчезли с карты Иркутска.
Собаки, камеры и разрушенный дом
Дом на углу Почтамской и Муравьёва из-за забора из профлиста несмело показывает свои красивые наличники — когда-то он явно был великолепен и украшал эту улицу. Калитка и ворота заперты, во дворе истошно лают собаки, а на углу дома под крышей — три глаза камер видеонаблюдения. Это удивительно, учитывая, что задняя часть дома явно в давно заброшенном состоянии.
Когда-то дом был памятником, но давно уже выведен из перечня, в голос говорят Алексей Петров* и краевед Василий Татарников. Василий несколько лет назад уже приходил к этому дому, чтобы сделать фотографии, и ему даже удалось тогда поговорить с одним из жильцов — правда, неудачно.
— Женщина тогда сказала: «Ой, я не знаю ничего, муж знает, приходите в другое время», — вспоминает Василий.
Нам же не повезло вовсе: на лай собак никто не вышел, а за тремя пластиковыми окнами — темнота.
«Когда холодно — топят печь»
— Да они уехали еще утром. Что передать? — вдруг выходит к нам сосед из дома напротив. Мы объясняем, что журналисты и пишем материалы о старых домах Иркутска. Оказывается, что мужчина живет на Почтамтской уже пару десятков лет, но, как обычно это бывает с нашими собеседниками, утверждает, что про дом ничего не знает.
— Дом длинный был, там почта находилась. Вот вторая половина развалилась, ее сломали, на дрова разобрали. В этой половине уже при мне никто не жил, она заброшенной была, — тем не менее рассказывает он. — А в этой половине, сколько я знаю, всегда жили люди. Дом на два хозяина, может, на три — там дальше же еще два дома пристроенных.
Что с той, что с другой стороны высятся две новостройки разной свежести. Василий говорит, что это и подвигло его привести нас сюда: есть опасения, что рано или поздно и эта земля уйдет под новую застройку.
— Вообще тут кусок земли полностью откупили. Когда дом этот лепили, — машет в сторону свежей кирпичной пятиэтажки сосед жильцов бывшей почты, — им тоже предлагали выкупить землю, но они что-то отказались.
Из крыши дома выглядывает труба кирпичной печи. С сомнением и почти обреченно спрашиваю у мужчины, топят ли в этом доме ее: во многих «деревяшках» от печного отопления давно отказались и уповают на электрообогрев.
— Топят. Дым идет, когда холодно, — неожиданно отвечает он.
«По эту сторону строились небедные»
Алексей Петров* отмечает, что про интересующий нас дом он ничего не находил, просто знал, что в начале ХХ века именно на этой улице находилась почта.
— Вообще же изначально эта улица называлась Третьей, то есть была третьей от вокзала, ныне Иркутска-Сортировочного, — говорит он.
За более подробными сведениями мы отправляемся в краеведческий сектор Иннокентьевской библиотеки — она, кстати, 12 ноября отметит 90-летний юбилей, — буквально в двух шагах от заинтересовавшего нас дома. Им заведует Елена Смагло. Оказывается, что она сама бывала на этой почте, но закрылось это отделение в 1974–1975 годах.
— Было красиво там, но всё равно уже даже тогда ветхостью отдавало, как-то по-деревенски было, — говорит она. — Неблагоустроенное помещение было. Половицы помню. В общем, какое-то старенькое оно было.
А вообще, продолжает краевед, эту территорию частного сектора во Втором Иркутске на заре своего появления заселяли далеко не бедные люди.
— Разнорабочие, люди без денег селились прямо в землянках в районе нынешнего Ново-Ленино. А по эту сторону дороги застраивали частными домами те, у кого деньги были — это, как правило, специалисты, инженеры, техники. Эти улицы — первые улицы нашего микрорайона.
Эти дома появились еще в 1900-х годах. Строились они сначала хаотично, а потом территорией занялся землемер по фамилии Беляев — именно ему Второй Иркутск обязан тем, что в частном секторе ближе к вокзалу появились улицы.
Третья улица, кстати, уже в 1909 году поменяла свое название на Вокзальную, а с 1934 года стала Почтамтской. Информации в архивах о ней содержится совсем крупицы: ничего значительного тут не было, ни артелей, ни предприятий — только жилая застройка. И почта.
— Наверняка, этот дом и строили как почту изначально, — предполагаю я.
— Есть такая вероятность, — отвечает Алексей Петров*. — А это значит, что дому где-то 120 лет.