
Как живет квартал Рамзана Кадырова под Иркутском
Квартал Рамзана Кадырова в рабочем поселке Маркова под Иркутском начали строить в 2014 году, а уже в мае 2016-го сдали четыре таунхауса. Планировалось построить еще 18, но дело с мертвой точки почему-то не сдвинулось. Побывали на месте, которое должно было стать «маленькой Чечней».
«Уху не очень приятно»

Четыре таунхауса — вот и весь многообещающий квартал Кадырова
На сайте квартала сказано, что его концепция воодушевлена примером «философии застройки Чеченской Республики, которая под руководством Рамзана Кадырова обрела вид расцветшего сада».
«Квартал Рамзана Ахматовича Кадырова — это квартал семейного типа, с высоким качеством застройки, наподобие уровня благоустройства Чеченской Республики. Проектом предусмотрены все мелочи для комфортного проживания — от аптеки до собственного маршрута по городу», — сказано на сайте.

Закрытый жилой район должен был появиться на этом участке в 2 гектара
Среди плюсов жизни в будущем районе в 2015 году назывались удобные подъездные пути через Синюшину Гору, «новую и свободную от пробок объездную дорогу через Академгородок» и «новый шестиполосный мост», ведущий в самый центр города. Еще одним плюсом называлась возможность уехать на Байкал, минуя городские пробки.
К кварталу Кадырова обещали подвести все городские коммуникации, установить видеонаблюдение и организовать собственную охрану. Также там планировали открыть детский центр дневного пребывания и игровую площадку, магазины и запустить собственный маршрут за 12 рублей и «многие другие приятные мелочи вкупе с плюсами пригородной жизни». Квадратный метр в таунхаусах стоил смешные по сегодняшним меркам 25 тысяч рублей.

Еще 16 домиков должны были появиться здесь
Казалось бы, новый комфортабельный семейный квартал — дело хорошее, но у местных жителей сразу появились вопросы к названию. В социальных сетях к новостям о квартале Рамзана Кадырова до сих пор можно найти комментарии о том, что президент Чечни не имеет никакого отношения к Иркутской области, и логично было бы назвать новый район в честь кого-то из наших земляков. Некоторые даже вспоминали, что в первую чеченскую войну Рамзан Кадыров воевал против федеральной власти России.
Примерно в то же время, в конце мая 2016 года, похожая дискуссия разгорелась и в Санкт-Петербурге, где именем Ахмата Кадырова хотели назвать мост (кстати, назвали).

В целом дома выглядят симпатично
Журналист «ИрСити» в 2016-м приезжал в квартал Рамзана Кадырова и говорил с застройщицей, предпринимательницей Еленой Абубакаровой о том, почему она выбрала для своего детища такое название. Тогда она рассказывала, что вместе с мужем, чеченцем по национальности, купила участок в 2 гектара еще в 2009 году, а название присвоили в 2013-м.
«Многие спрашивают, почему Кадыров? Потому что это замечательный человек. Это человек с большой буквы. Это глава республики. Этот человек столько добра делает для республики, для своих земляков, для чеченцев, для ингушей, для россиян, для России! Я очень уважаю его. И мы решили, когда встал вопрос о присвоении адреса, назвать квартал именем Кадырова», — говорила Абубакарова.

Но вот напротив них гравийка и заросли
Кстати, проблемы из-за названия начались уже во время подготовки к строительству квартала.
«Администрация поселения первоначально не хотела давать кварталу такое имя, так как оно было их уху не очень приятно. Мы доказывали: сделали проект, сделали план, сделали доклад об этом человеке. Глава администрации три месяца рассматривала всё, не давала согласия. Когда я затребовала у нее постановление с отказом для судебного разбирательства, так как законных оснований для отказа не было, она согласилась вынести постановление о присвоении участку нынешнего названия. После выдала нам даже красивое письмо с поздравлением под гербовой печатью», — рассказывала Елена Абубакарова.

За ними прячется убитая детская площадка
«Не будут жить пьяницы»
Тогда застройщица рассказывала, что после четырех таунхаусов планирует построить еще 16 таких же домиков, плюс восемь трехэтажных 21-квартирных дома. На тот момент для начала работ нужна была экологическая экспертиза, так как район попадал в 200-километровую зону Байкала, что делало ее прохождение дороже.
Елена Абубакарова рассказывала о грандиозных планах — целый закрытый район с частным детским садом, охраняемый периметр под сигнализацией, капитальная остановка на дороге в центр Маркова. Таунхаусы планировалось достроить в 2017 году, детский сад с площадкой — в 2018-м. Возвести квартал полностью Елена хотела к 2022 году.

Таким был генплан квартала Кадырова
«Рядом здесь протекает река Кая. У нас свои подъездные пути, свои планы по озеленению и застройке. У нас здесь будет мини-городок, маленькая Чечня!» — говорила она.
Елена Абубакарова отмечала, что в поселке будут жить только благополучные семьи.
«Здесь никогда не будут жить пьяницы, здесь не будет табакокурения в общественном месте. Мы сами этого не допускаем и будем просить соседей о том же. Спокойное нормальное жилье для молодых, начинающих свою жизнь семей», — рассказывала предпринимательница о порядках, которые будут царить в «маленькой Чечне».

Пройти от квартала к Кае весьма сложно из-за хлипких, но всё же заборов
Насчет роли Ахмата и Рамзана Кадырова в первой чеченской войне у Абубакаровой на тот момент было свое мнение, построенное на том, что она видела своими глазами.
«В 2002 году я в первый раз приехала в Чечню со своими маленькими детьми. Дом был разбит после бомбежки, остановились у родственников мужа. Родственники нас охраняли, чтобы никто не похитил. Это всё мы пережили. Мы видели патрули, которые арестовывали, мы видели, как там всё было разбито, всё безобразно после военных действий. А сейчас в Чеченской Республике рай, который создан для людей руками Кадырова. Он — хозяйственник, руководитель, просто замечательный человек. Жалко, что у нас город какой-нибудь не назовут Кадыровым. Может быть, назовут», — рассуждала Абубакарова.

Сейчас в квартале Кадырова есть дома с 9-го по 12-й. Первые восемь так и не появились
Прибыль от строительства квартала продажи квартир Елена мечтала потратить на благое дело — строительство второй мечети в Иркутске. При этом она прекрасно понимала, что нараставший в те годы финансовый кризис вполне может нарушить эти планы.
«Конечно, кризис нам помешал, мешает и не совсем доброжелательное отношение меньшей части лиц к нам. Мы уже, как видите, перешли на минимальный ценник. Он нам несёт прибыль, пусть и небольшую. Надеемся на то, что процесс пошел и будет идти. В остальном Всевышний нам скажет. Кадыров поможет. Кстати, если наш квартал называется именем Рамзана Ахматовича Кадырова, то мечеть будет носить имя Ахмат-хаджи Кадырова. Это решено!» — говорила тогда Елена Абубакарова.

С «заднего двора» кажется, что тут никто не живет
Риелтор, занимавшаяся продажей квартир в квартале Кадырова, уже тогда высказывал опасение, что население Иркутска не знает, как восстанавливалась Чечня после разрушительных войн, а знает лишь, что это делалось на федеральные деньги, а также помнит, сколько российских солдат погибло за две кампании. Уже тогда этот фон угрожал реализации проекта.
«Огромная бомба в районе»
Проблемы у Елены Абубакаровой тогда начались практически через месяц. Против нее началось «народное восстание». У жителей ТСЖ «Хуторок» и «Сибирская берёзка», которые плотно прилегали к будущему кварталу, было много претензий к предпринимательнице.
«Во-первых, даже не спросили нашего мнения, чтобы назвать квартал именем Кадырова. Во-вторых, она его только начала, хочет сделать им весь наш поселок. Она выживает, стращает, есть угрозы, есть документы, где ее муж наносил мне побои, заявление в полицию, все медсправки», — говорила 9 лет назад член правления ТСЖ Ольга Павленова.

Квартал расположился вдоль тихой улицы Кайской в Маркова
Елена Абубакарова на тот момент и сама являлась председателем одного из товариществ, и перед избранием она пообещала местным жителям «золотые горы», но потом установила свои правила. Так получилось, что по участку Абубакаровой проходит водопроводная труба одного из товариществ, и жители боялись, что если они пойдут против нее, то она им всем отрубит воду. Кроме того, их пугали слова застройщицы о желании создать закрытый квартал.
Они отмечали, что даже не против квартала Кадырова, главная их забота — отношения с хозяйкой строящегося массива. Кроме того, они боятся, что в определенный момент из-за личной неприязни может возникнуть этнический конфликт.
«Огромная бомба в этом районе закладывается, которая может греметь далеко отсюда, если сейчас не пресечь ее деятельность. Вырастет такая зараза, будет головная боль для всего Иркутска потом», — говорил пожелавший остаться анонимным житель ТСЖ.

Но поговорить с кем-то из жителей улицы, кроме недовольного кота, нам не удалось
Елена Абубакарова тогда в разговоре с журналистом «ИрСити» отмечал, что всё, что касается строительства и названия квартала имени Кадырова, законно, а конфликт с жителями ТСЖ она прокомментировала так:
«Есть поговорка: если не сделаешь людям добра, то не получишь в ответ и зла. Это всё зависть к нормальному образу жизни. У меня замечательная семья, замечательные дети, мы придерживаемся обычаев наших родителей, стараемся уважительного относиться к окружающим людям. У них какое-то больное воображение возбуждает такие действия. Они 3 года во все заборные дырки говорят, что им угрожают. Никому за это время даже пальцем никто не погрозил. Я считаю ниже своего уровня общаться с такими людьми», — такова была точка зрения Елены Абубакаровой.

Мусора возле единственного дома квартала Кадырова и сейчас достаточно
Она также категорически опровергла участие своего мужа в избиении Павленовой.
Еще через пару недель законность наименования квартала в честь Рамзана Кадырова захотел проверить губернатор Иркутской области Сергей Левченко. В этой ситуации, по его мнению, «есть много неясностей, с которыми нужно разобраться: как происходило оформление документов, от кого исходила инициатива и насколько строительство квартала законно».

И выглядит это прискорбно
Осенью 2016 года произошел еще один неприятный инцидент — Абубакарова стала подозреваемой по делу о наезде на судебного пристава, который должен был обеспечить доступ рабочих к линии теплосети, идущей через участок Елены Валерьевны.
«Судебные приставы прибыли в поселок 6 октября для обеспечения доступа рабочих на земельный участок для восстановления теплоснабжения. Этому долгое время препятствовала Абубакарова. Когда приставы были на участке, подозреваемая села за руль трактора и умышленно попыталась наехать на судебного пристава. Трагических последствий удалось избежать. Возбуждено уголовное дело по статье „Покушение на применение насилия в отношении представителя власти“, санкция статьи предусматривает лишение свободы на срок до 10 лет. Абубакарова скрылась от следствия. По месту ее жительства проведен обыск», — писали мы в начале октября 2016 года.
Кстати, эти обвинения с застройщицы сняли спустя полгода — на видеозаписи очевидца было видно, что Абубакарова проехала на безопасном расстоянии от сотрудницы УФССП.

Хотя у жильцов квартала мог бы быть прекрасный вид на лес
Спустя несколько дней после обвинений в наезде на пристава Абубакарова записала видеообращение к Рамзану Кадырову и пожаловалась ему на давление местных властей, которое, по ее словам, началось в июне 2016 года после публичной огласки названия строящегося квартала.
«В неофициальной форме многими властями, многими структурами, имеющими власть и давление на меня и мою семью, было предложено сменить название квартала Рамзана Ахматовича Кадырова. Так, прокурор Иркутского района в отношении меня 8 октября 2016 года возбудил уголовное дело по неизвестной мне статье, и в настоящее время я вынуждена скрываться, мои дети, четверо детей, брошены, мой муж находится в отделе полиции на улице Трудовой», — сообщает предпринимательница.

А за единственным домом есть даже что-то вроде огородика
Она также выдвигала обвинения против тогдашней главы Маркова Галины Шумихиной в том, что та организовала публичные слушания и наложила публичный сервитут (ограничение прав использования участков) на шесть участков, которые должны пойти под застройку квартала имени Кадырова.
«Уважаемый Рамзан Ахматович, уважаемый глава Чеченской Республики, я осознанно в дань глубокого уважения к вашей личности, к вашей деятельности, назвала свой план застройки квартал Рамзана Ахматовича Кадырова. Прошу помощи, законно помочь в сложившейся трудной жизненной ситуации с властями Иркутска, Иркутской области. Ради Аллаха обращаюсь к вам, прошу, помогите. Прошу помощи в решении моих проблем законным способом», — заключала предпринимательница.

Но сейчас земля под застройку квартала завалена хламом
После прекращения уголовного дела от Абубакаровой, по крайней мере, публично, отстали. В 2017 году Абубакарова и сама выдвинулась на выборы главы Маркова, но их вновь выиграла Галина Шумихина.
В 2020 году в Иркутск приезжала народная артистка России, чеченская певица Макка Межиева, которая встретилась с Еленой Абубакаровой в квартале Кадырова, восхитилась ее смелостью и пожелала удачи в реализации проекта. Елена Валерьевна тогда сказала, что завершит строительство, несмотря на то, что это тяжело. В 2022-м строительство так и не завершилось.

Мусор валяется самый разный
«Тут хорошее местоположение»
В квартал Рамзана Ахматовича Кадырова мы приехали в четверг до полудня. Место сразу нас обескуражило. Четыре слепленных друг с другом таунхауса и огромный захламленный пустырь, отделенные от жилых домов гравийной дорогой не внушали оптимизма.
Напротив дома — старая детская площадка, играть на которой дети могут разве что в фильме ужасов, заросли травы, два старых туалета и забор, перекрывающий путь к Кае.

Квартал красивый, если не оборачиваться
Справа от дома стоят три старых автомобиля, которые, возможно, даже уже не на ходу. Вокруг тишина. Постучавшись во все окна, мы не получили никакой реакции от жильцов, хотя в квартире на втором этаже явно слышалось движение. Из квартиры на первом этаже через приоткрытое окно нас облаяла собака.
Проходящая мимо пожилая местная жительница подтвердила, это весь квартал, и больше за 9 лет тут ничего не построили. Женщина куда-то спешила и быстро усеменила от нас в сторону остановки. Да, автобусная остановка тут есть. Она называется «Квартал Рамзана Кадырова», и ходит через нее 427-й автобус, который возит жителей Маркова на Центральный рынок Иркутска.

А вот импровизированный гараж с советской автотехникой
Обойдя дом, мы постучались и в другие двери, которые вели бы на задний двор. Но и там никто не ответил, над всеми дверями горели лампочки сигнализации, дома явно никого не было. На заднем дворе есть что-то вроде огородика, который может быть даже чем-то засеян.
Остальная часть территории в 2 гектара — захламленный пустырь, где помимо обзола есть нечто похожее на вентиляционный короб размером с вагон, недавно выкинутая часть кухонного гарнитура и то, что мы назвали «фотозоной» — бетонная плита с двумя круглыми дырами, очевидно, под трубы.

На детской площадке есть даже теннисный стол, на котором можно поиграть на сложности Hard

За пустырем протянута огромная труба

Кое-где мусор навален прямо горкой

А единственный дом со стороны пустыря выглядит весьма обшарпанным
Единственным разговорчивым жителем Маркова, которого мы встретили, был кот, который был сильно чем-то недоволен (возможно, приездом журналистов), и быстро прошел мимо нас, не замолкая ни на секунду и выдавая очень раздраженное «мяу».

Несмотря на свой непростой характер, кот нас покорил

А вот «фотозона»

Жаль, что новых таунхаусов тут так и не появилось
На заднем дворе, на балконе второго этажа было развернуто объявление об открытии детского центра. Написав по размещенному там телефону, я связался с Юлией, которая этот детский центр там и откроет.
Она сообщила, что жильцов в домах мало. В одном работает дом престарелых, в другом она откроет детский центр, а в третьем живет Елена Абубакарова, но сейчас она находится в Чечне. Юлия добавила, что для Маркова у дома очень хорошее местоположение, и открыть детский центр там — неплохая идея.

За домом есть огородик
Часть земли, на которой должны были появиться многоквартирные дома, огорожена забором, там ничего нет, кроме травы.

Общее благоустройство квартала хромает

Он даже кажется заброшенным

В целом у дома есть лавочки и видеонаблюдение, да и внутри они должны быть вполне комфортными

Есть даже такая зона отдыха

Но выйти к нам никто не пожелал. Или не смог

За домом, кстати, проходит труба

А такой забор обозначает границу квартала
В переписке с журналистом «ИрСити» Елена Абубакарова рассказала, что сейчас постоянно проживает в Грозном и мечту достроить квартал Рамзана Кадырова она не оставила, просто ждет более благоприятного времени для продолжения строительства.
«Обязательно построю, как самое лучшее и безопасное жилье в Иркутском районе по самой доступной для простого люда цене — ипотека без процентов и первого взноса! Так, как делают в Чечне у Рамзана Кадырова», — отметила Елена Абубакарова.
То, что лежит на пустыре, застройщица мусором не считает и говорит, что кирпичные поддоны, строительные леса и пиломатериал пригодятся в работе. «У хорошего хозяина всего должно быть», — считает она.

Жизнеутверждающий одуванчик вам напоследок
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.