Самолёт Ил-76 МЧС России, занимавшийся тушением лесных пожаров в Качугском районе Иркутской области, пропал 1 июля. Обломки самолёта были найдены утром 3 июля, спустя двое суток поиска. Портал «ИрСити» собрал семь фактов о крушении Ил-76, которые известны к этому времени.
Ил-76: Досье, экипаж
Самолёт Ил-76 имел номер RA-76840 и носил имя «Николай Каманин». Его первый полёт состоялся в 1994 году, в 1995-м он заступил на дежурство МЧС России. Командиром самолёта был Леонид Филин. Всего на борту находились 10 человек.
По данным пресс-службы МЧС России, Филин — заслуженный пилот Российской Федерации, лётчик первого класса. В строевых частях ВВС прошёл путь от рядового лётчика до командира авиационной эскадрильи. Управлял самолётами Л-29, Ан-24, Ан-26, Ан-72, Ил-18, И-22, Ил -76. У него около 12 тысяч часов налёта. Проходил службу в частях военно-транспортной и транспортной авиации СССР и России. Участник боевых действий в Афганистане. В авиации МЧС России с 1995 года. Участвовал почти в 200 спасательных и гуманитарных операциях в стране и за рубежом.
У второго пилота самолёта – Алексея Лебедева – за плечами свыше 5,5 тысяч часов налёта, у штурмана Георгия Петрова – более 7 тысяч. Общий налёт экипажа – более 71 тысячи часов.
За время своей работы в Сибирском федеральном округе экипаж совершил 33 боевых вылета, сбросив более тысячи тонн воды. «Благодаря действиям экипажа воздушного судна было защищено 30 населённых пунктов, в которых проживает более 50 тысяч человек», — отмечается в сообщении МЧС.
По данным портала «Лайф», на момент вылета из Иркутска самолёт был в исправном состоянии и имел сертификат лётной годности до 21 декабря 2016 года. Стоит отметить, что командир пропавшего самолёта Леонид Филин накануне сетовал на системные проблемы в сфере, где сокращают экипажи, несмотря на все нормы, что сказывается на безопасности полётов. К слову, после крушения ведомственный сайт этот материал тактично удалил. Портал FlashSiberia со ссылкой на источник в экстренных службах 2 июля сообщил, что экипаж не хотел лететь 1 июля на тушение лесных пожаров из-за плохой видимости.
Где работал Ил-76 1 июля
Экипаж Ил-76 утром 1 июля вылетел на тушение пожара на границе Качугского и Казачинско-Ленского районов, площадь которого составляет 900 гектаров. Последний раз самолёт выходил на связь в 10.54 по иркутскому времени, лётчики сообщили, что находятся в районе населённого пункта Тырка и начинают снижение для сброса воды. В запланированное время – 11.30 – экипаж не вышел на связь.
Как шли поиски
Поисковая операция началась в 12.00 по иркутскому времени 1 июля. Руководителем оперативного штаба, который был развернут в аэропорту Иркутска, стал заместитель главы МЧС России Леонид Беляев.
В район поисков самолёта практически сразу же выдвинулись 15 человек – пять спасателей Аварийно-спасательной службы и 10 человек Байкальского поисково-спасательного отряда. Позже к ним присоединились спасатели из Красноярского края. По данным МЧС России, в поисках участвовали 450 человек, 28 единиц техники, в том числе 16 самолётов. Из Москвы в Приангарье вылетели около 200 человек спасателей отрядов «Центроспас» и «Лидер». В наземной поисковой операции участвовало четыре группы спасателей, которые обследовали район поиска.
Диаметр района поисков составил порядка 50 километров. К вечеру 2 июля он был скорректирован с учётом рассказов очевидцев на 6 километров в сторону Байкала.
Свидетельства очевидцев
Замглавы МЧС России Леонид Беляев вечером 2 июля рассказал, что поисковые группы нашли свидетелей, видевших самолёт последними. По его словам, почти в 150 километрах от посёлка Качуг, в месте Рыбный Уян, считавшемся заброшенным, спасатели нашли 20 человек местных жителей, которые видели, как самолёт сбросил воду и улетел в юго-восточном направлении. Через некоторое время после того, как он скрылся из виду, свидетели услышали звук, похожий на хлопок, и звук работающих двигателей исчез.
Место крушения
Спасатели наткнулись на обломки самолёта в 7.00 3 июля. Место крушения было определено в 4 километрах от Рыбного Уяна. Первая и третья поисковые группы в этот момент находились на расстоянии 9 километров от места.
По словам начальника Сибирского регионального центра МЧС России Сергея Диденко, руководившего оперативным штабом в Качуге, самолёт полностью сгорел, от него осталось только хвостовое оперенье.
К месту катастрофы днём 3 июля отправились спасатели, специалисты Следственного комитета, военной прокуратуры, Межгосударственного авиационного комитета, замглавы МЧС Леонид Беляев, губернатор Иркутской области Сергей Левченко, медики (реаниматологи, судмедэксперты, патологоанатомы).
Процедуры по опознанию тел погибших будут проводить в Качуге. По словам Диденко, больница посёлка готова к приёму погибших. Родственники экипажа пока находятся в Москве. МЧС готово привезти их в Иркутск.
Министерство лесного комплекса Иркутской области также зафиксировало лесной пожар в месте падения Ил-76, вызванный крушением.
Расследование
Расследованием причин произошедшего с Ил-76 будет заниматься Следственный комитет, военная прокуратура и Межгосударственный авиационный комитет.
Следственный комитет 2 июля возбудил уголовное дело по статье 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта». Следствие рассматривает две версии крушения Ил-76 в Качугском районе Иркутской области – отказ техники и ошибку пилотирования.
По информации «Интерфакса», днём 3 июля спасатели обнаружили на месте крушения один из двух чёрных ящиков и фрагменты тел погибших. По предварительной информации, весь экипаж погиб.
Зачем Приангарью был нужен Ил-76
Площадь природных пожаров в Иркутской области, по данным на 3 июля, составляет 24,8 тысячи гектаров (30 июня почти достигла 30 тысяч гектаров). Два пожара на площади 14 тысяч гектаров действуют землях Министерства обороны России в Братском районе. В Катангском районе горит 5,1 тысячи гектаров леса. В Байкало-Ленском заповеднике горит 1,4 тысячи гектаров.
Замглавы МЧС России Леонид Беляев 30 июня назвал Приангарье самым слабым местом по пожарам в Байкальском регионе.
По данным пресс-службы правительства региона, кроме самолёта МЧС России, на тушении пожаров в Приангарье работает ещё два Ил-76, принадлежащих Минобороны России.