
К ночи огонь утих, но медленно продолжает жрать лесную подстилку
Пожар около поселка Зыково действует уже несколько дней. Из-за наступающего огня пришлось эвакуировать дачников и пациентов психоневрологического интерната. Из-за ветра пламя гуляло: то уходило к урочищу Дворцы, то возвращалось к поселку.
Днем 28 июня волонтеры приехали к СНТ «Мостовик», вместе с сотрудниками МЧС и лесными пожарными они отбили огонь от домов и вернулись к дороге на Дворцы.
— Вторая половина дня вышла не очень удачная — приехали на сопку, напротив солнечных батарей. Несколько часов работали, кромку почти отбили, но огонь прорвался. Сил на борьбу с ним не хватало, пришлось эвакуироваться из леса. На лагере дождались усиления и подвоза воды. Вечером уже пошли искать кромку и отбивать ее, — рассказал заместитель руководителя регионального отделения Народного фронта Дмитрий Зотов.


От лагеря волонтеры едут в кузове микрогрузовика, забитого бутылками с водой. Машину потряхивает, но люди смеются. Работа им предстоит тяжелая — идти на пути огня и душить его, не давай пожирать лес. За плечами 20 литров воды, на лице маска, под ногами горячий пепел. Пожар к вечеру стих — ветра почти нет и спала жара, но огоньки весело потрескивают в толстой подстилке, вспыхивают на завитушках бересты и упорно грызут зеленые листья. Очень сухо, я для интереса копнул шуршащую подстилку — никаких признаков влаги. Листва, веточки, шишки, трава прогорают быстро, и огонь, даже спокойный, уверенно идет вперед. Но брызги из ранцев его останавливают.
На уцелевших полянках видны резные листья земляники — она вот-вот должна зацвести, но выживет ли вообще слабенькое растение в жаре и копоти?
— Ягод нынче не ждите, — восклицает кто-то.
— А грибы — сразу жареные, — отвечают ему.
По мнению Зотова, отбивать кромку такими огнетушителями эффективно при условии слаженной работы группы, наличии руководителя и взаимодействия. И, конечно, при запасе воды.


В пожарище остаются только тлеющие коряги и пеньки, в наступающих сумерках они выглядят как глаза фантастической твари, которая затаилась, ожидая, когда можно будет вновь кинуться на лес.
Тлеющие деревяшки тоже будут проливаться. Они как враг в тылу — всегда могут напасть снова. По словам депутата гордумы Дамдина Бадмацыренова, если пень стоит рядом с кромкой, то его надо очень хорошо проливать. Но это уже задача для других волонтеров, которые идут с более вместительными емкостями.

— Тут глубокий дерн, надо с лопатами работать и с большим количеством воды. Тут подключатся другие волонтеры, которые будут проливать пни. Работа многоэтапная, мы идем первым эшелоном, чтобы именно не дать огню разрастись, — говорит волонтер.
Прогнозы — дело неблагодарное, огонь тут может быть угрожающим, а через 15 минут залечь. Но главное — не дать ему идти дальше. Волонтеры продираются сквозь кустарник, туда, где мерцают огоньки. Лес из-за штиля весь в белой пелене, комаров, обычно лютующих в сумерках, нет. Пытается куковать кукушка, но, будто задохнувшись, смолкает.



Руководитель Забайкальского регионального отделения студенческого корпуса спасателей Иван Бармин нашел в лесу мостик из листьев. Вероятно, кто-то выложил его, чтобы огонь перебрался через утрамбованную негорючую землю. Может быть, листья нанесло ветром или они скопились под когда-то лежавшим там бревном, но путь для огня так или иначе был открыт.

На лес, расцвеченный всполохами, опускается ночь. Но волонтеры идут дальше по пульсирующей кромке. Потому что утром может быть поздно.
Сейчас для тушения требуются люди. Связаться с координаторами можно в телеграм-чате.