"Я не хочу сказать, что предыдущие мэры не любили Иркутск. Наверное, любили. Как прораб может любить стройплощадку. Но город не стройплощадка. Город — это душа, это чувства, это стиль. Когда у мэра тот же стиль, что и у города, — это очень хорошо влияет на город. Хотя это и непривычно". Портал "ИрСити" публикует мнение главного редактора ИА "Бабр" Дмитрия Таевского о мэре Иркутска Дмитрии Бердникове, вышедшее 17 июня.
Как-то так повелось, что Иркутском уже многие десятилетия руководят строители всех мастей - начиная со светлой памяти Николая Салацкого, то есть с 1962 года.
Вероятно, ничего плохого в этом нет. Во всяком случае, это лучше, чем градоначальники 20-х и 30-х годов, зачастую имевшие пару классов образования и специальности широчайшего диапазона — от переплётчика до конторщика и столяра. Долго на своём посту они не задерживались — успевали за год-два наделать столько ошибок, что прямиком из кресла председателя горисполкома отправлялись на расстрел как враги народа.
Население Иркутска как-то свыклось с перманентным "строительным" руководством и особо не возмущалось. Основная масса — потому что не видела ничего в сравнении, остальные — потому что проще промолчать, чем возмущаться.
Но беда человека со стройплощадки, пришедшего во власть, именно в том, что он строитель. Он и к городу относится, как к стройплощадке советского периода. Фасад покрасивее, фундамент и крышу подешевле. В меру украсть и увезти на дачу. Плохих работников обматерить, хороших похвалить. С нужными людьми водочки выпить и достижениями похвалиться.
В 60-е годы это работало. И было нормой. В нулевые работало с трудом. В десятые стало гротеском. Однако мэр сменял мэра, а стиль руководства оставался прежним - и привычно считался нормой.
Я с большой нежностью отношусь к Владимиру Якубовскому. Он, без сомнения, хороший и добрый человек, который желал Иркутску только добра. Но он, будучи строителем, мыслил категориями стройплощадки. Увидел за границей цветы на улицах - сделал такие же в Иркутске. И плевать, что климат другой, и сами цветочки на столбиках никого не впечатляют. Увидел тротуарную плитку в другом городе - высочайше учредил её в Иркутске. Забыв проконтролировать качество, и не подумав о том, как оно будет в осенний гололёд.
Я с ещё большей нежностью отношусь к Виктору Кондрашову. Его и строителем-то можно назвать с большой долей условности, скорее, продавцом стройматериалов. И к Иркутску он относился, как к магазину стройматериалов — тут сэкономить, тут ценник поменять, тут неликвиды списать. А тут просто замкнуть склад, снять вывеску и сказать, что факта не было.
Нынешний мэр — ни с какого боку не строитель. Он вообще, по большому счету, непонятно кто — простой (или не очень простой, но без выраженных профессиональных интересов) житель Иркутска. И это изначально вызвало настороженность и даже отторжение. Но у нынешнего мэра есть два качества, которых не было у предыдущих — цепкий аналитический ум и любовь к городу.
Я не хочу сказать, что предыдущие мэры не любили Иркутск. Наверное, любили. Как прораб может любить стройплощадку. Но город не стройплощадка. Город — это душа, это чувства, это стиль. Когда у мэра тот же стиль, что и у города — это очень хорошо влияет на город. Хотя это и непривычно.
Согласитесь, если на День города приходит пятая часть жителей - сто двадцать тысяч человек — это сильно. Это признание. Это вотум доверия, который горожане дали своему мэру. Такого не было никогда в истории Иркутска — чтобы люди пришли не посмотреть на салют, не выпить пива в окружении себе подобных, а просто погулять по родному городу. Все вместе.
И весь секрет — всего лишь в том, чтобы посмотреть на город с другой стороны. С позиции не прораба, не начальника, а его жителя. Человека, который не управляет городом, а живёт вместе с ним.
Мэр — рисковый человек. Я бы не сел с ним играть в покер. Он явно привык идти ва-банк и выигрывать. Это напрягает сильных людей, но это нравится тем, кто живёт в этом городе. И, наверное, это хорошо. Потому что победителей не судят.