Недостроенные дома по адресу Дыбовского, 4 в Иркутске, которые планировали расселить еще осенью, до сих пор заселены. Несмотря на то, что почти все обманутые дольщики получили компенсации, до сих пор идут суды с теми, чье право на возмещение суд не признал. Разбираемся, что происходит с одним из проблемных объектов печально известного застройщика.
Дома на Дыбовского в 2008 году построила компания «МолдРосс» иркутского предпринимателя Евгения Кузнецова. Один из самых известных проблемных объектов — дом на Пискунова, 40. В 2010-м строительство домов на Дыбовского заморозили, а в 2018-м застройщика и вовсе признали банкротом. В конце 2023 года стало известно, что жильцы дома на Дыбовского получат денежную компенсацию.
Расследование дел о недостроях на Байкальской, Дыбовского, Сибирской, Цимлянской и Пискунова началось в 2013 году. А уже в 2015-м Свердловский районный суд Иркутска оправдал Евгения Кузнецова по делу о мошенничестве в особо крупном размере, признав его право на реабилитацию и возмещение морального вреда.
В августе мы подробно разбирали историю компании «МолдРосс» и работу по расселению обманутых дольщиков на примере дома по адресу Лыткина, 2.
Осенью жильцы недостроенных домов на Дыбовского, 4 утверждали, что столкнулись с агрессивным выселением со стороны Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства Иркутской области и лично его руководителя Романа Лиходиевского. По его же словам, всем жильцам проблемных домов уже выплатили компенсации и до 30 сентября они должны были выселиться из дома. Но, как оказалось, не все получили деньги, и некоторым жильцам из этих квартир даже некуда ехать, а суммы компенсаций за квадратные метры никого из них не устраивают.
Руководитель Фонда защиты прав обманутых дольщиков в Иркутской области Иркутской области Роман Лиходиевский рассказал, что сейчас выплаты получили почти все собственники квартир в домах на улице Дыбовского, осталось буквально два процента жильцов, вопрос по выплатам которым еще решается. Но есть девять человек, у которых, по разным причинам, нет статуса дольщика. Суды, чтобы лишить их прав собственности на квартиру, пройдут в январе и феврале.
— Есть масса процессуальных механизмов для затягивания суда и ответчики этим пользуются. Не являются на заседания по различным причинам, заседания регулярно откладываются. Ситуация практически безвыходная. Большинство жильцов уже получили деньги, купили давным-давно квартиры. А кто-то требует дополнительных денег по компенсации, и судиться с ними можно бесконечно, — утверждает Лиходиевский.
Также, по его словам, есть ситуации, когда собственники, уже передавшие свои квартиры фонду, сдают их в аренду. Мы, кстати, нашли одно объявление о сдаче квартиры посуточно в одном из домов на Дыбовского.
— Сейчас же жильцы, которые не были признаны обманутыми дольщиками и незаконно находятся в доме, прикрываются бабушками и дедушками, семьями с детьми, чтобы не выезжать. По сути, я могу в любой момент отключить там электричество и воду, но не делаю этого, потому что это фактор социальной напряженности, — говорит Роман Лиходиевский.
Роман Лиходиевский говорит, что сейчас фонд решает эти вопросы по правовому пути, хотя весной планирует отключить дома от всех сетей.
— Когда я прихожу с полицией, выдворять людей из незаконно занятой жилплощади, они не уходят. А на следующий день пишут в чат губернатора, что я рэкетир. Сами они оттуда не уйдут. Единственный действенный способ — отключить дом от сетей. Я же всем им сказал, что дом достроить нельзя. Но они начали удерживать квартиры, а сделать я с этим как руководитель фонда ничего не могу, — говорит Лиходиевский.
Он признает, что среди людей, отказывающихся выезжать из домов, есть те, у кого нет иного жилья, но это не вина фонда защиты прав обманутых дольщиков.
Одна из оставшихся на Дыбовского жильцов — Маргарита Матвеева — рассказала, что эту зиму они переживают спокойно, но 4 февраля Арбитражный суд может упразднить ТСЖ «Уют» и «Содружество», которые обслуживают дома, а после этого отключение от коммуникаций может последовать очень быстро.
— Сейчас в первой блок-секции живет, наверное, семьи четыре или пять. В наших блок-секциях живут люди, которые на эти деньги смогли купить жилье в новостройках, в черновой отделке сейчас пытаются каким-то образом как можно быстрее сделать ремонт. У всех, кто остался, есть маленькие дети, даже есть ребенок-инвалид. Надеемся, что апелляция или кассация восстановит справедливость. Но, думаю, что печального исхода не миновать. Мы, конечно, будем бороться за свое жилье, — говорит Маргарита.
Дома на Дыбовского уже отключали от электричества 1 октября, но после вала сообщений в чат губернатора, электричество включили.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.