Одна из читательниц SHE спрашивает: «Мой ребенок, став подростком, изменился до неузнаваемости. Отказывается общаться по душам как раньше, пугает перепадами настроения и странными, на мой взгляд, хобби. Что делать?». О том, как относиться к подростковому кризису, рассказал психолог центра «Прометей» Александр Данильсон.
Задача подростка — психологически отделиться от родителей, стать самостоятельным человеком. Этот процесс сепарации проходит порой очень болезненно — как для самого ребенка, так и для матери, которая вдруг с удивлением обнаруживает: родной человек стал каким-то «чужим». Но подростковый кризис — явление нормальное. Это время юношеского максимализма, переоценки ценностей и перехода из детской позиции во взрослую. В этот период возникает много различного бунта и отрицания старых обычаев.
Часто подростки сбиваются в неформальные социальные группы и присоединяются к молодежным течениям. Это связано с тем, что они уже не считают детский мир своим. А мир взрослых пока их не принимает. Им нужно создать какой-то свой переходный слой «по интересам» в качестве социальной адаптации.
Мамам и папам нужно понимать, что, в силу особенностей возраста, подросткам сложно разобраться с поиском своего места под солнцем. Многие родители опасаются, что этот процесс поиска приведет к «наклонной» и «плохой компании». Однако надо понимать, что нравственные и моральные ценности закладываются в ребенка не в подростковый период, а гораздо раньше. Если в раннем детстве ему привили правильные принципы и привычки — подростковый бунт пройдет более-менее спокойно, и стадия юношеского максимализма закончится, скорей всего, к 18 годам.
Если же вы не дадите ребенку отделиться — он рискует психологически застрять в подростковом периоде. От вас требуется терпение и поддержка. Если вас что-то тревожит — разговаривайте с ребенком, но без обвинений, используя Я-позицию. Постепенно ослабляйте контроль за жизнью подростка, позволяйте ему принимать собственные решения и делать свои личные ошибки.
Фото thinkstockphotos.com