сев.

Наука Всё о коронавирусе Как выглядят клетки, зараженные «омикроном»: фото ученых

Как выглядят клетки, зараженные «омикроном»: фото ученых

Исследования показали, что штамм действует медленнее своих предшественников

Клетка Vero Е6 на 6-е сутки после инфицирования

Роспотребнадзор опубликовал снимки клеток, зараженных «омикрон»-штаммом коронавируса. Фото под микроскопом были сделаны в Новосибирском научном центре «Вектор». Ученые ради исследования характеристик нового штамма заразили им в лаборатории культуру клеток Vero E6.

— Клетки были отделены от поверхности специальных флаконов, в которых они выращивались, на шестые сутки после заражения вирусом. После подготовки пробы клетки были залиты в смесь эпоксидных смол. С этих блоков сделаны очень тонкие срезы, чтобы полученные образцы были прозрачны для электронного пучка и их можно было рассматривать в электронном микроскопе, — рассказали в Роспотребнадзоре.

На снимках можно увидеть пузырьки — это везикулярные структуры, которые чаще всего представляют собой расширенные канальцы внутриклеточной сети. С помощью этой сети происходит синтез и транспорт белков, липидов и других веществ, необходимых для жизни клетки.

Шестые сутки инфекции

Белки, из которых состоит вирус, синтезируются в цитоплазме. Затем они скапливаются у поверхности этих пузырьков и при соблюдении определенных физических и химических условий проникают внутрь, приобретая при этом дополнительную оболочку.

В месте, где формируется вирусная частица, меняется мембрана пузырьков. В нее встраиваются белки вируса, которые затем будут определять его поведение при встрече с другой клеткой.

Благодаря исследованию ученые смогли определить, что «омикрон» медленнее своих предшественников — он собирается медленно и, в отличие от других штаммов, не вызывает массовой гибели клеток на шестые сутки инфекции. В Роспотребнадзоре рассказали, что на шестые сутки состояние клеток соответствует тому, что при заражении другими штаммами коронавируса можно увидеть на вторые-третьи сутки.

Вирусные частицы коронавируса вышли из клетки на шестые сутки с момента инфицирования и скопились на ее поверхности

Фото самого вируса ранее опубликовали сотрудники медицинского факультета Гонконгского университета. На левой половине снимка, который представлен ниже — почечная клетка обезьяны, зараженная SARS-CoV-2 Omicron. На ней видно повреждение клеток с набухшими везикулами, содержащими маленькие черные вирусные частицы. Справа — она же, но с большим увеличением. На снимке видны агрегаты вирусных частиц с шипами в форме короны на их поверхности.

Самое первое фото «омикрона» опубликовали ученые Гонконгского университета

Впервые о варианте B.1.1.529, который позже получил название «омикрон», ВОЗ сообщила почти месяц назад. Информация поступила из Южной Африки 24 ноября 2021 года. В России первые случаи заражения штаммом «омикрон» подтвердились 6 декабря.

Первое время исследователи были склонны считать, что «омикрон» хоть и более заразная вариация коронавируса, но менее летальная его форма. Однако первые случаи инфекции были зарегистрированы среди студентов — молодых людей, которые, как правило, имеют более легкую форму заболевания. Когда штамм распространился, оказалось, что он все-таки может приводить к смертельным исходам: в середине декабря в Великобритании был зафиксирован первый летальный исход.

«Как же вы меня бесите». Путешественница — о том, почему ее раздражают «дикие» туристы на Байкале