Трое иркутских парапланеристов готовы вылететь в Республику Алтай, чтобы принять участие в поисках одного из мастеров парапланерного спорта в Иркутской области Вячеслава Хвалёва, который пропал 26 июля во время открытого чемпионата России, проходившего в Курайской степи. Вопросы с финансированием решены силами самих спортсменов.
Группа уже сформирована, однако они ждут решения координационных вопросов: организаторы спасательных работ опасаются, что во время поисков в горах добровольцы сами могут пострадать. Родственники и друзья Хвалёва надеются на лучшее, а спасатели после двухдневной передышки продолжают поиски.
Иркутянин Вячеслав Хвалёв и ещё трое парапланеристов пропали в Курайской степи Алтая 26 июля в финальный день открытого чемпионата России по парапланерному спорту. По данным республиканского ГУ МЧС России, неожиданно налетел ураган, который поднял уже стартовавших спортсменов на высоту 4,5 километра и унёс в сторону Курайского хребта. Поисковые работы начались утром 27 июля. В этот же день двое из пропавших вышли на связь, они были эвакуированы и доставлены в лечебные учреждения. Оба от госпитализации отказались. Через несколько дней, 2 августа, спасатели сняли со скалы тело третьего спортсмена – Максима Ткачука из Удмуртии. Поиски иркутянина продолжаются до сих пор.
Одна из двоих вышедших на связь — Анна Дарченкова из Москвы. В обсуждении группы «Параплан. ПараСпорт. Паратуризм» в социальной сети «ВКонтакте» выложен отчёт её полёта. Сухими, короткими предложениями: «Сдувало со скоростью 78 километров в час спиной вперёд. С максимальной скороподьёмностью плюс 10.8 по усреднителю. Шквал шёл по земле валом с пылью. И шли смерчи. За ним стояла стена дождя. Выдуло с высоты 70 метров над посадкой. Не хватило буквально 5 минут чтобы скрутиться и сесть на землю. Была возможность удрать в Чуйскую долину и сесть там. Перед Бутылочным горлышком я увидела, что снизу меня обгоняют облака, и через секунды я уже тоже в облаке. Как только попала в облако, стала удалять таск и забивать 64-ю точку… И дальше борьба с крылом на протяжении 40 минут в облаке. Колючий снег или льдинки. Залепляет всё. Всё обледенело: и я, и параплан, и стропы, и подвеска. Очки сняла — их залепило снегом, и обледенели, ничего видно не было. Руки отморозило быстро, перестала чувствовать клеванты. Всосало на 5 тысяч метров…».
Один из иркутских парапланеристов Алексей Зубарев в разговоре с ИА «БайкалПост» рассказал, что подобные происшествия – редкость в парапланеризме. «Это экстремальный вид спорта. Конечно, бывают опасные случаи, и травмы бывают. Но то, что произошло в Курае, по-моему, второй случай за последние 10 с лишним лет истории парапланерного спорта в России. Да не то, чтобы в России, в мире такого не бывает. Читал на форумах, что бывали случаи, когда внезапные порывы ветра поднимали пилотов. Разные случаи были, но чтобы так…».
Помощь из дома
Полторы недели поисково-спасательных работ не принесли никаких результатов, и республиканское управление МЧС прервало поиски иркутянина. На два дня. 6 августа была составлена петиция в управление о возобновлении поисков Вячеслава Хвалёва. За сутки её подписали более 1,8 тысячи человек. По словам Алексея Зубарева, петиция была отправлена в центральное и региональное управления МЧС России. В результате 7 августа поиски продолжились. На эти работы было направлено 17 спасателей, в том числе четыре кинологических расчёта. По данным ведомства, с 26 июля в поисках принимали участие семь парапланеристов – участников соревнований, которые вместе со спасателями на вертолётах обследовали местность площадью более 300 квадратных километров.
«Как только поиски закончились, мы стали поднимать людей. Собрали группу в Иркутске. В Курае и Кош-Агаче уже есть люди из других клубов, которые также собираются в отряды и ищут Славу», - рассказал Алексей Зубарев.
Как пояснил ИА «БайкалПост» инструктор парапланерной школы «Вектор-Иркутск» Николай Суроегин, в группу из Иркутска вошли люди, имеющие опыт перемещения по горам. Будут ли добровольцы выезжать или нет – пока неизвестно. Всеми координационными вопросами занимается главный судья чемпионата. «Мы большую группу не можем туда направить, так как там уже работают люди – не только спасатели, но и парапланеристы – такие же добровольцы. Но уже точно готовы к выезду из Иркутска три человека. Поймите, нельзя туда запустить много людей, как бы их самих не пришлось потом искать. Поэтому нужно координировать эти действия согласно плану поисково-спасательных работ», - сообщил Суроегин. По его словам, сформирована ещё и резервная группа, которая также будет направлена в Алтай, если понадобятся дополнительные силы: «Это инициативные люди. Они имеют опыт горных поисковых работ. Очень неравнодушные люди, очень. Мы ждём только одобрения на выезд».
Жена пропавшего парапланериста Элла Хвалёва уверена, что спасатели своё дело знают: «Единственное — тот перерыв расстраивает, не знаю, по какой причине несколько дней Славу не искали. Но, насколько я знаю, проверяют они всё тщательно. Также парапланеристы поддерживают, задействованы все. Открыт счёт на продолжение поисков, также группа ребят готовится. Все стараются, я не одна».
«Небом одержим…»
Как рассказал Николай Суроегин, в Иркутской области парапланерный спорт существует уже примерно 15 лет и активно развивается. «У нас условия не позволяют – нет хороших склонов, с которых можно было бы тренировочные полёты выполнять, но, тем не менее, ребята летают, достаточно немалое количество – несколько десятков человек», - заметил собеседник агентства.
По данным портала «Мифы или реальность», парапланеризм (параглайдинг) - вид спорта, в котором состязания проводят с использованием параплана - сверхлёгкого (5-7 килограммов) безмоторного летательного аппарата. Параплан представляет собой крыло из воздухонепроницаемой ткани, состоящее из двух оболочек, между которыми натянуты специальные перегородки (невюры), снабжённые отверстиями для более равномерного распределения воздуха внутри летательного аппарата. К нижней части параплана прикрепляется система строп, соединяющая крыло и подвесную систему для пилота, снабжённую протектором, принимающим на себя большую часть удара при посадке. Подобную конструкцию изобрел Стив Снайдер в 1964 году. В 70-х годах прошлого века упомянутое изобретение использовали французские спортсмены-лыжники для ускорения спуска с гор. Первые состязания по парапланеризму начали проводиться в 80-х годах ХХ века. Пилоты соревнуются в скорости преодоления дистанции (чаще всего по маршруту длиной 25 километров), высоте подъёма, продолжительности пребывания в воздухе и дальности полёта.
По его словам, иркутские парапланеристы выезжают на соревнования российского уровня с 2003-2004 годов. «У нас есть достаточно серьёзные спортсмены. На чемпионатах России мы всегда где-то в серединке выступаем, иногда становимся ближе к лидерам. Так и в этом раз Хвалёв был шестым. Это был завершающий день, то есть он должен был быть в десятке первых», - пояснил Суроегин.
Он заметил, что Вячеслав Хвалёв – спортсмен достаточно высокого класса, при том, что парапланеризм – это хобби; сам Хвалёв работает на Иркутской ГЭС. Занимается парапланерным спортом примерно 10-15 лет, постоянно выезжает на соревнования и занимает хорошие места. «Год от года его мастерство растёт. Летает очень здорово, раз шестым по России шёл. Раньше занимался с молодыми ребятами, а за последнее время совершенствовался. Съездил в Непал, поработал в горных местностях», - сообщил Суроегин.
Зубарев добавляет: «Как спортсмен – один из самых лучших, один из профессионалов. Он и тандемные полёты проводит, то есть пассажиров катает вторым номером на крыле, и сам летает. Основные рекорды в Иркутске ему принадлежат. Самые высокие, самые долгие полёты — всегда Славины».
- Небом просто одержим. Старается посещать все соревнования и мероприятия, которые связаны с парапланеризмом. Много читал про парапланерный спорт, проходил курсы безопасности. Была у него семь лет назад тяжёлая травма – во время полётов в районе Усть-Орды налетел смерч, его закрутило и ударило об склон, - рассказывает Хвалёва. - Хорошо, что рядом был товарищ, который известил всех об этом. Слава тогда получил очень серьёзные травмы – перелом обеих ног и рёбер. Очень долго восстанавливался, а потом, как только встал на ноги, сразу начал опять летать. Но теперь очень серьёзно подходит в этому делу, не теряет голову, знает, что его ждут дома жена и сын.
По её словам, Вячеслав очень хорошо ориентируется в лесу, так как всё его детство прошло в походах, и сейчас он ведёт активный образ жизни – путешествия на Шумак, охота и рыбалка.
- Поэтому я допускаю вариант, что он сел где-то в лесной зоне. Он очень хорошо ориентируется в лесу, знает, как продержаться, как выжить. Конечно, я надеюсь, очень надеюсь, потому что ни параплана, ни запаски, ни подвески не найдено. Я считаю, что посадка была не мягкая, но тем не менее надеюсь, что он приземлился в таких условиях, где есть река, лес. Даже если он передвигается, то наверно, это не так быстро, как нам бы хотелось. Потихонечку идёт. Даже знакомые охотники говорят, что за неделю можно и не пройти расстояние, на которое отнесло Славу. Время, на всё нужно время.
Курайская степь не ослабляет хватки, приковав внимание неравнодушных. Страшная по своей силе стихия может многое изменить в жизни не только самих любителей экстремальных видов спорта, но и в жизни их родных. Поиски продолжаются почти две недели. Но они продолжаются благодаря инициативе нескольких людей. Нам остаётся верить.