Общество Получение собаки-поводыря – лабиринт со множеством испытаний

Получение собаки-поводыря – лабиринт со множеством испытаний

«Мне в год 20 человек звонят, просят помощи, хотят, чтобы им выдрессировали собаку в Иркутске. Они физически не могут получить собаку в московской Купавне, потому что им не с кем поехать, нет сопровождающего. А один слепой человек не справится».

Получить собаку-поводыря слепому человеку в России можно бесплатно, как средство реабилитации, предусмотренное законом. Правда есть жирное но: получить заветного помощника можно только в московском центре по подготовке собак-поводырей. Для этого инвалиду нужно ехать в столицу на две недели. А вернувшись, самостоятельно приучивать собаку к новому месту обитания и новым маршрутам. В Иркутске есть кинолог, который проникнулся этой проблемой и решил организовать курсы по подготовке собак-поводырей на базе питомника К-9, чтобы местным слепым не пришлось ехать за тридевять земель. Однако на его пути возникли многочисленные бюрократические ступени, которые на нет свели доброе начинание.

Артёму Саловарову 29 лет, с юных лет он занимался дрессировкой собак, так как его мама профессиональный кинолог. В 2010 году Артём окончил Иркутский государственный аграрный университет по специальности «Кинология» и стал работать в питомнике К-9, также подрабатывал, занимаясь частной дрессировкой. На достигнутом мужчина никогда не останавливался: изучал разные методы дрессировки собак и для разных сфер деятельности, в том числе собак-поводырей для инвалидов по зрению. По словам Саловарова, он один из немногих в городе дрессировщиков, кто может воспитать собаку-поводыря, что называется под ключ, передать готового помощника слепому со знанием основных маршрутов человека. Когда Артёму представители министерства соцзащиты предложили выдрессировать собаку-поводыря, он согласился.

«Обратились ко мне, потому что я уже как-то приходил в ведомство и говорил, что могу заниматься собаками-поводырями, если это нужно для местных инвалидов. Ну и в городе больше нет таких многопрофильных организаций, как К-9, которые бы занимались дрессировкой собак-поводырей. И когда чиновники обратились, я с радостью согласился. Я дрессировщик, мне интересно расти в профессиональном плане, развиваться», - говорит он.

Первой воспитанницей Артёма стала немецкая овчарка Грета. Вместе со слепым Алексеем Тараповским, который и стал инициатором того, чтобы в Иркутске дрессировали поводырей, из маленького щенка воспитали взрослую и умную собаку-проводника. У Греты была дублирующая собака - лабрадор Дарья на тот случай, если у овчарки не получится освоить весь курс. Но с Гретой никаких проблем не возникло, тогда лабрадора Дарью передали другому инвалиду по зрению Инне, знакомой Алексея, приучив собаку к трём нужным для Инны маршрутам.

После Греты и Дарьи кинолог воспитал ещё одного лабрадора для Олега, который самостоятельно обратился в К-9, услышав, что там воспитали уже двух собак-поводырей.

«На базе К-9 ещё же есть приют для собак, так вот нам туда сдали хорошего лабрадора, он там сидел. А именно лабрадоры входят в список пород собак, которые идеально подходят для работы со слепыми, поэтому мы его взяли для воспитания, даже не пришлось искать и выкупать собаку», - вспоминает кинолог, отмечая, что воспитание всех трёх собак-поводырей питомнику К-9 оплатило государство. На каждую было потрачено 99 тысяч рублей.

«Мы выходили на сайт госзакупок и искали закупки по воспитанию собак-поводырей. То есть, например, государству нужно 10 собак-поводырей для слепых. Ты находишь свой регион и подаёшь документы. Нам местные чиновники об этом сообщили. Цена контракта - 99 тысяч рублей. В эту сумму входит сам процесс дрессировки на протяжении полугода, содержание собаки и налоги. Это, конечно, очень невыгодно, но само дело - хорошее», - говорит кинолог.

Источник:

В процессе дрессировки Греты и Дарьи, общаясь со слепым Алексеем, Артём проникся проблемой получения собак-поводырей. Алексей много рассказывал Артёму о том, что условия для получения помощников инвалидам по зрению государством созданы, но они похожи на лабиринт со множеством испытаний, которые просто не по силам слепому человеку.

«Во-первых, инвалиды по зрению - это люди, которым не просто выбраться из своих четырёх стен, зоны комфорта, и пройтись по кабинетам чиновников и врачей, чтобы собрать все справки и документы для получения собаки-поводыря, что говорить, им даже улицу сложно перейти. Во-вторых, поехать в Москву они могут бесплатно за счёт государства, но им нужен сопровождающий, а не каждый человек может всё бросить и со своим слепым родственником или знакомым уехать на две недели в Москву. Третье - собаку-поводыря в московском центре воспитывают на одной территории, искусственно созданном городке, а по возвращению животное окажется в других условиях, не будет знать нужный для слепого маршрут», - рассказывает Артём.

У кинолога появилось желание помочь и организовать курсы по подготовке собак-поводырей на базе питомника К-9. Тем более в Иркутской области немало инвалидов по зрению. В бюро медико-социальной экспертизы Иркутской области Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, которое занимается разработкой индивидуальных программ реабилитации инвалидов (а собака-поводырь как раз является техническим средством реабилитации по закону), ИА «БайкалПост» пояснили, что статистика по общему количеству инвалидов по зрению в Приангарье не ведётся. В бюро регистрируют только обращения слепых. Так, за 2016 год к ним обратились первично и повторно более тысячи человек. В министерстве социальной защиты, опеки и попечительства региона ИА «БайкалПост» также объяснили, что общей статистикой они не располагают, а только учитывают обращения инвалидов по зрению, всего их 4,5 тысячи.

«Таким людям, конечно, хочется помочь, тут даже вопроса не стояло, надо это или нет. Жалко смотреть, когда инвалид по зрению боится дорогу перейти, а с собакой они чувствуют себя намного уверенно», - поясняет Артём.

Однако перед дрессировщиком встал вопрос, как сделать этот процесс более выгодным для самих кинологов.

«Первых трёх собак с учётом содержания и налогов я воспитал почти бесплатно. Мне, конечно, было приятно помочь людям, которые очень нуждались в поводырях, но постоянно этим заниматься за маленькие деньги трудно. Одну собаку необходимо воспитывать 6 месяцев, вычесть отсюда содержание и налоги, я получил за полгода 35 тысяч рублей. А у меня жена и маленький ребёнок, мне надо их как-то кормить, платить за квартиру. А занимаясь дрессировкой поводыря, ты не можешь подрабатывать, это невозможно, так как ты постоянно с утра и до ночи находишься с этой собакой и её будущим хозяином - слепым», - объясняет кинолог.

Саловаров стал узнавать, сколько стоит воспитание одной собаки в московском центре по подготовке собак-поводырей, который в народе называют Купавна. Этот центр функционирует благодаря государственной поддержке.

Источник:

«Я на сайте этой организации всё внимательно изучил. Получается так: сначала Министерство труда России выделяет субсидию в 1 миллион рублей Купавне, потом соцзащита ещё за 100 тысяч рублей покупает собаку. Это я уже на сайте госзакупок обнаружил. В общем, собака у них одна золотая выходит», - вспоминает Артём.

Также государство тратит деньги на оплату проезда инвалида и его сопровождающего из региона в Москву и обратно, на их двухнедельные питание и проживание на территории центра. По оценкам иркутского кинолога, если воспитывать собаку на месте, в питомнике К-9, одна собака государству максимум обойдётся в 300 тысяч рублей. Сюда войдёт и покупка породистой собаки, и её содержание, и дрессировка, то есть зарплата специалисту, который занимается воспитание животного. При этом далеко ехать за помощником инвалиду не придётся.

Ранее председатель регионального общества слепых Галина Катрук (входит в общественный совет при министерстве соцзащиты региона - ред.) в своём комментарии ИА «БайкалПост» также заявила, что воспитывать поводырей в Иркутске дешевле – местный бюджет может выкупить больше собак за ту же сумму, за которую Купавна выкупит в Москве только одну.

«Самое дорогое и сложное в этом процессе - это дрессировка. И это не преувеличение. Особенно сложно, когда передаёшь собаку слепому: некоторые инвалиды совсем не выходят из дома, а тут надо с собакой разучивать маршруты. То есть я ещё и с людьми работаю. Нужно же их ещё научить за собакой ухаживать. Все эти сложности, конечно, должны оплачиваться. Не понимаю, почему у нас нельзя наладить такую работу, ведь здесь дрессировать собаку выгоднее и удобнее. Выгоднее всем: и чиновникам, и самим инвалидам», - пожимает плечами кинолог.

«Я решил напрямую обратиться в Купавну. Я несколько раз им звонил, объяснял, кто я такой, спрашивал, могу ли приехать, чтобы посмотреть, как проходит там дрессировка собак, но мне ответили, что показывать ничего не собираются, я могу только приехать на территорию Купавны в качестве сопровождающего инвалида. Спрашивал у них про цены, про организацию работы, мне ничего не сказали, всё почему-то сильно скрывали. Спрашивают: «А вам какое дело?», и вырисовывается такое предположение, что там все свои люди, и никого нового и постороннего пускать не хотят», - рассказывает иркутский дрессировщик.

По мнению Артёма и инвалида по зрению Алексея, в дрессировке собак-поводырей в московском центре масса минусов. Помимо того, что проблематично ехать в Москву, большой минус и в том, что собаке и человеку в Купавне даётся всего две недели для знакомства и адаптации.

«По моему личному опыту понятно, что две недели для воспитания и адаптации к человеку собаке очень мало. Я передавал собаку месяц-полтора, оставлял сначала на один день, потом на два. Объяснял, чем кормить, как приучить ходить в туалет. Слепым сложно справиться с такими простыми вещами. А ещё мы отрабатываем маршруты именно рядом с домом слепых. Три самых необходимых им маршрута разучиваем. Вот, например, Алексею надо было до центра на рынок ездить из Ново-Ленино, мы этот маршрут и отрабатывали. Я за ними (Алексеем и поводырём Гретой – ред.) со стороны наблюдал, разные стрессовые ситуации создавал, чтобы посмотреть, что они без меня справятся. Естественно, чтобы оценить сложность маршрутов, ощутить себя на месте слепого, я завязываю себе глаза и прохожу по ним с собаками», - рассказывает Артём.

К тому же, дрессировщик, который занимался воспитанием собаки на месте, будет рядом и в случае возникновения проблем в поведении собаки сможет приехать, помочь, проконсультировать. «Если вдруг возникнут с собакой проблемы, специалисты из Купавны не приедут сюда, а я приеду», - заявляет Артём.

Также по словам Алексея Тараповского, очередь на поездку в Купавну иногда составляла несколько лет, его самого просили подождать около двух лет. Правда в пресс-службе министерства социальной защиты региона эту информацию опровергли, заявив, что после заявления слепого на выдачу поводыря его сразу отправляли в московский центр.

После безрезультатного общения с Купавной, Саловаров неоднократно обращался в региональное министерство социального развития, опеки и попечительства, но там разводили руками, мол, не наша зона ответственности, мы подчиняемся букве закона. Сказано, что собаку-поводыря можно получить только в московском центре, значит, так и будет, значит, на то есть основания.

После этого Артём обратился в региональное отделение общества слепых, рассказал, что может тренировать поводырей, но ему нужна поддержка, попросил дать контакты инвалидов по зрению, которые проживают в Приангарье, чтобы им рассказать о появившейся возможности – дрессировки поводырей в Иркутске.

«В обществе слепых мне заявили, что у нас нет людей, которым необходимы поводыри. А контакты мне не дали, аргументируя это тем, что вдруг я террорист или преступник. Сказали: «Сами выясним». По их словам, за полдня они каким-то образом сами обзвонили всех слепых, и никому из них собаки не нужны, оказывается. Потом я встречался со знакомыми инвалидами по зрению, они говорили, что никто им не звонил и не спрашивал», - рассказывает Саловаров.

В региональном обществе слепых ИА «БайкалПост» подтвердили, что им звонили из питомника К-9, спрашивали, нужны ли кому-то из инвалидов по зрению собаки-поводыри, но в организации не ведётся учёт людей, которые нуждаются в собаке-помощнике.

«Сейчас же фонд социального страхования на себя эти полномочия забрал, так как собака считается техническим средством реабилитации, то есть такие списки могут быть в фонде социального страхования, у нас таких данных нет, к нам люди обращаются на получение собак, конечно, но мы рекомендуем, направляем их в фонд социального страхования. Вот недавно у нас было совещание с фондом, мы слышали, что сейчас нет заявления на собак. Раньше у нас был учёт, раньше мы знали, кому нужна собака», - пояснили в обществе слепых, отметив, что собаку-поводыря лучше приобретать на месте, так как помощник уже ориентирован именно на Иркутск, хорошо знает город.

«Мне в год 20 человек звонят, просят помощи, хотят, чтобы им выдрессировали собаку в Иркутске. Они физически не могут получить собаку в московской Купавне, потому что им не с кем поехать, нет сопровождающего. А один слепой человек не справится», - говорит кинолог, отмечая, что сейчас не берётся за эту работу, потому что ему надо содержать семью, а занимаясь поводырями нельзя рассчитывать на стабильный заработок.

«Хотя, конечно, если решить все вопросы с бумагами, добиться, чтобы зарплата дрессировщика была выше, то я бы хотел этим заниматься, это интересно и в профессиональном плане, и чувствуешь, что помогаешь людям», - отмечает кинолог.

В пресс-службе министерства соцзащиты заявили, что в Иркутске для создания центра по подготовке собак-поводырей необходимы огромные средства, но не назвали даже примерную сумму, заявив, что региональным ведомствам условия диктует федеральное министерство. И, соответственно, финансы на воспитание собак-поводырей на местах может выделить только московское ведомство.

«В Москве нам на запросы отвечали, что готовить собак-поводырей могут только в этой специализированной школе, потому что там обученные инструкторы, которые работают с собаками, и они могут гарантировать безопасность инвалиду по зрению. Тем более на территории Купавны организован целый городок, где тренируют собак, прекрасное техническое оснащение, там есть ветеринары и другие необходимые специалисты. В Купавне слепым помогают оформить все документы на собаку, в том числе получить разрешение соседей на проживание в их доме собаки-поводыря», - пояснили в пресс-службе министерства соцзащиты региона.

По словам Саловарова, организовать все условия для дрессировки собак-поводырей можно и на территории питомника К-9 в Иркутске.

«К-9 - многопрофильный питомник, и он всегда будет таким. К-9 тесно сотрудничает с иркутским ДОСААФ (иркутский спортивно-технический клуб - ред.), у него достаточно много похожих площадей как в Купавне, такие же городки, с препятствиями, есть и гостиницы для размещения незрячих на территории Иркутска. Здесь реально организовать такую работу, если чиновники не будут разводить руками, а помогут», - прокомментировал заявление минсоцзащиты Артём.

Как отметил дрессировщик, любой кинолог с достаточным опытом, который занимался разной дрессировкой собак для разных служб, может воспитывать собак-поводырей, так как деятельность кинолога в России никак не лицензируется.

«Нет таких бумаг, которые подтвердят, что только этот дрессировщик может заниматься воспитанием собак-поводырей, тем более, я же не человек с улицы, у меня есть диплом кинолога и большой опыт», - объяснил Саловаров.

Артёма очень удивило заявление о том, что московский центр помогает инвалидам оформить разрешение на проживание собаки в многоквартирном доме.

«Москва помогает инвалидам из Иркутска оформить документы, связанные с соседями? То есть говорят, что приезжают сюда и ходят по соседям? - удивлённо спрашивает кинолог и продолжает. - Мы тоже все документы помогали оформить, я сам на своём автомобиле инвалидов возил по министерствам, они разговаривали с чиновниками, подписывали бумаги. Мы в К-9 выдавали документ слепым о том, что у них собака-поводырь, сами распечатывали этот документ потому, что нет ГОСТа и стандарта, инвалиды показывают эти документы в транспорте, чтобы их спокойно туда пускали».

Сейчас у Артёма пропал интерес к этому делу, ему надоело преодолевать бюрократические ступеньки, стучаться в закрытые двери, на вопросы получать недоумевающие взгляды «Зачем вам это нужно?».

«Я ходил по местным департаментам, обращался в Москву, в региональное общество слепых. Так я и не нашёл человека, который мне подскажет, как наладить эту работу. Помощи никакой, все «отпинывают». Меня ещё и по ложному следу отправляли – говорили, выигрывайте гранты на воспитание собак, которыми пользуются в Купавне. Я звонил в федеральное Министерство труда, пытался узнать, как эти гранты получить, как выйти на розыгрыш гранта. Меня 20 раз переключали по разным кабинетам, говорили, что я не туда звоню, не могли мне сказать, кто именно за это отвечает. Мы написали официальный запрос в ведомство, как нам получить субсидии на воспитание собак-поводырей, нам снова ответили: «Участвуйте в грантах». Писали второе письмо, просили уточнить, как выйти на розыгрыш гранта, но нам толком ничего и не ответили, одни сухие, чиновничьи отписки», - разочарованно говорит Артём Саловаров, человек, который хотел облегчить жизнь инвалидам по зрению.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Сил их терпеть нет даже у меня». Правдивый рассказ хозяйки трех шотландских кошек — их заводят за милую внешность
Анонимное мнение
Мнение
«Девушку скорее возьмут, чем нет». Иркутянка пробилась на шоу «Своя игра» — она рассказала о съемках
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
Россияне съездили в страну гор и вина — Армению — и почувствовали себя дома: плюсы и минусы отдыха
Анонимное мнение
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления