Общество Третья экспертиза в деле об оскорблении чувств верующих прошла суд

Третья экспертиза в деле об оскорблении чувств верующих прошла суд

Чудо для защиты не произошло: суд признал экспертизу из Екатеринбурга законной. Прокурор уже готовится к прениям.

Резонансное дело 22-летнего иркутянина Дмитрия Литвина, которого обвиняют в оскорблении чувств верующих, возобновилось в конце августа после долгого перерыва, который был необходим для проведения новой экспертизы. Сторона защиты последовательно развалила два предыдущих исследования «весёлых картинок», сделанных экспертами из Иркутска и Барнаула. Проделать такой же фокус с исследованием Уральского регионального центра судебной экспертизы Минюста РФ не удалось.

В конце 2018 года казалось, что дело движется к своему логическому завершению. Пусть медленно, со скрипом, но движется. Однако буквально под самый Новый год судья Максим Кучугура сделал подарок всем участникам процесса – он в полном объёме исключил из доказательств по делу две экспертизы, сделанные сотрудниками Иркутского государственного университета и автономной некоммерческой организацией «Лингва-Эксперт» из Барнаула.

Тогда пришлось подключать «тяжёлую артиллерию» в виде Уральского центра судебной экспертизы при Минюсте РФ. Эта организация считается одной из ведущих по всей России в своей отрасли. В центре Минюста сначала отказались браться за это дело, но в конце концов всё же согласились провести экспертизу. Однако для этого потребовалось привлечение экспертов со стороны.

После 22 февраля суд ушёл на долгий перерыв – в этот день утвердили список вопросов, на которые нужно было ответить экспертам по трём направлениям – религиоведению, психологии и лингвистике. К изучению материалов дела в Екатеринбурге приступили только 4 мая. Завершилась же она 31 июля, и почти месяц спустя стороны собрались вновь в судебном участке №8 Кировского района Иркутска, туда, откуда всё начиналось в октябре прошлого года.

«Я думал, вы уже всех победили»

Юбилейное 20-е заседание, прошедшее 23 августа, не вызвало большого ажиотажа. Кроме участников процесса были всего трое слушателей. Одним из них была Наталья Максианович, которая не пропустила практически ни одного заседания по делу Литвина. По её словам, она даже отпросилась с работы, чтобы сходить в суд.

Участников и слушателей по делу Литвина в судебном участке уже узнают в лицо. Со мной поздоровались, как только увидели на входе, спросили, как дела. С Максианович у одного из приставов случился забавный диалог во время ожидания.

– Я думал, вы уже всех победили, – сказал пристав, когда увидел её.

– Нет, нам ещё надо победить этих, – ответила она, многозначительно показывая пальцем вверх.

– Путина? – удивлённо спросил сотрудник.

– Не-е-е, его уже все победили. Прокуратуру, – парировала Максианович. И все засмеялись.

А вот прокурору Ксении Самойловой было не до смеха. Как выяснилось, к началу заседания она не успела ознакомиться с материалами экспертизы. Она объяснила это тем, что у неё и кроме дела Литвина хватает работы. Гособвинитель просила перенести заседание на несколько дней, чтобы успеть изучить пришедшие документы.

Адвокат Оксана Тюрнева после суда 23 августа шутила, что Самойлова ей едва ли не подмигивала, чтобы она согласилась с ходатайством о переносе. Но Тюрнева предложила судье принять решение на своё усмотрение. Максим Кучугура занял принципиальную позицию – он хотел изучить поступившее исследование сразу же. На прочтение всей экспертизы, которая была выделена в отдельный том, у него ушло почти 3 часа.

«Весёлые картинки»

Всего на рассмотрение экспертам были представлены четыре изображения. На первом изображены две руки, которые показывают неприличные жесты в сторону Богоявленского собора Иркутска на Нижней набережной. Фотография сопровождается подписью «Православие – наша сила». Кроме того, под ней были два комментария: студент из Новосибирска Матвей Муха написал «Смело», а пользователь Дмитрий Бакунин ему ответил: «Сожгём когда, будет смело» (сохранены авторская орфография и пунктуация – ред.).

Ещё одно изображение представляет собой картинку, на которой изображены наклонившаяся вперёд девушка в укороченной одежде, напоминающей монашескую, возле которой сидит лягушка с лицом Адольфа Гитлера и стоит на коленях мальчик в пионерском галстуке.

Третья картинка – коллаж с изображением «мужчины, напоминающего Иисуса Христа», с раскинутыми в стороны руками, который сидит в постели с девушкой в майке. Последнее изображение (забегая вперёд скажем, что к нему у экспертов не было практически никаких претензий) – визуализированное отображение анекдота на тему рождения Иисуса Христа.

Как видно, материалы дела продолжают съёживаться. В первых экспертизах объектами исследования было больше 10 изображений, в которых обвинение усматривало оскорбление чувств верующих.

В состав экспертной комиссии вошли два работника центра Минюста РФ – психолог Александра Кричкер и филолог Анна Плотникова, а также привлечённый специалист-религиовед Уральского федерального университета Алексей Старостин. По большому счёту, заключение экспертизы о содержании оскорблений в картинках строилось на выводах Старостина.

С фотографией всё предельно ясно: там усмотрели как оскорбление в адрес социальной группы (выставленный средний палец обладает вполне определённым и понятным посылом), так и угрозу уничтожения святыни.

Есть вопросы и к третьему изображению – там у Старостина возникли претензии к каноническому образу распятого Иисуса Христа. Согласно церковной догматике, Иисус своей жертвой искупил грехи человеческого рода, а потому использовать этот образ в сексуальном контексте – неприемлемо и оскорбительно.

За бортом остались «анекдот» и странная картинка с девушкой, лягушкой и пионером. В первом случае Старостин отметил, что переосмысление положений христианства, которые затрагиваются анекдотом, нарушают религиозную этику, но не содержат прямого оскорбления. Во втором же не ясна суть публикации, из-за чего это изображение убрали из экспертизы.

Вопросы защиты

У адвоката Оксаны Тюрневой, которая занимается защитой Дмитрия Литвина, возникли претензии к экспертизе, и они, по её мнению, являются основаниями для признания исследования недопустимым доказательством по делу.

Самая главная претензия – участие Алексея Старостина в процессе. Его привлекли к экспертизе как человека, который уже занимался исследованием по аналогичному делу. В 2017 году тот проводил экспертизу видеороликов Руслана Соколовского – блоггера, который в стенах церкви играл в Pokemon Go (игра для смартофонов на платформах iOS и Android, в основе которой лежит поиск покемонов – вымышленных существ – на реальных локациях с помощью функции дополненной реальности – ред.).

Тюрнева обратила внимание, что в подписке о разъяснении прав и обязанностей эксперта Старостин 30 апреля 2019 года отметил, что он имеет квалификацию «религиовед», его научный и экспертный стаж 8 лет.

По факту квалификация эксперта-религиоведа была ему присвоена 30 июня того же года после обучения в частной «Международной академией экспертизы и оценки» из Саратова. Из приложения к диплому академии видно, что Старостин проходил обучение с 1 апреля по 30 июня.

Диплом Алексея Старостина о переподготовке для присвоения квалификации «религиовед»
Диплом Алексея Старостина о переподготовке для присвоения квалификации «религиовед»
Подписка эксперта Алексея Старостина, датированная 30 апреля 2019 года
1 из 3
Диплом Алексея Старостина о переподготовке для присвоения квалификации «религиовед»
Источник:

«Если он физически находился на обучении в Саратове, то каким образом 24 апреля стоит дата начала производства экспертизы, и уж тем более каким образом он давал подписку 30 апреля? Не говоря уже о том, что на тот момент он не являлся дипломированным экспертом», – рассказал обвиняемый Дмитрий Литвин. Кроме того, он полностью согласился с адвокатом в части требования признать экспертизу незаконной.

Были и другие вопросы, которые также повлияли на общее впечатление от экспертизы. К примеру, несколько раз в тексте исследования говорилось, что те или иные изображения выложил Дмитрий Литвин через аккаунт «Дмитрий Бакунин», хотя это на сегодняшний день не доказано, так как доступ к нему имели несколько человек.

Гособвинитель Ксения Самойлова попросила дать ей время, чтобы выработать позицию по ходатайству защиты. На заседании 2 сентября она ожидаемо заявила: с экспертизой всё хорошо, Старостин – вполне компетентный эксперт, претензии защиты – надуманы и беспочвенны.

Дело подошло к «вилке». Принятие экспертизы означало бы продолжение тяжбы – защита, имея на руках аргументы в пользу отмены экспертизы, наверняка пойдёт по всем возможным инстанциям дальше. В свою очередь отмена очередной экспертизы могла бы привести дело к новому застою. Организацию из Барнаула, которая провела множество исследований по делам об оскорблении чувств верующих, суд уже «отбрил». А центр Минюста из Екатеринбурга изначально не горел желанием браться за это дело.

Судья принял решение, которое, как отметила Оксана Тюрнева, было предсказуемым, – ходатайство защиты было отклонено. В своём постановлении Максим Кучугура заявил, что защита не представила доказательств, которые бы чётко указывали на невозможность совмещения учёбы Старостина в Саратове с проведением экспертизы в Екатеринбурге. Однако осталось неразрешённым противоречие с получением квалификации эксперта-религиоведа более поздней датой, чем подписка на проведение самой экспертизы.

Адвокат попросила суд предоставить время, чтобы собрать иные доказательства невиновности Литвина. После рассмотрения этих доказательств планируется начать прения сторон. Во время заседания 2 сентября был утверждён график, по которому на работу с делом отведено пять дней.

Конечно, при необходимости сроки могут увеличить. Однако прокурор Ксения Самойлова уже заявила, что она рассчитывает начать подготовку к прениям. Да и судья, кажется, надеется, что он сможет поставить точку в этом деле в последний день сентября.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
«Девушку скорее возьмут, чем нет». Иркутянка пробилась на шоу «Своя игра» — она рассказала о съемках
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления