Корреспондент «ИрСити» провёл на себе эксперимент и попробовал отказаться от наличности в пользу банковской карты. Однако сделать полностью это не удалось.
Американский писатель-социалист Эдвард Беллами написал и издал в 1888 году роман-утопию «Взгляд назад, 2000 — 1887», в котором впервые была описана идея использования банковских карт. По сюжету романа, в 2000 году США пришли к социализму, вся экономика превратилась в единую корпорацию — «промышленную армию», члены которой за работу получали государственные кредиты. Расплатиться картой можно было в любой точке страны.
Беллами удивительно точно угадал, что технологии будущего позволят отказаться от наличных денег. Но можно ли целиком и полностью полагаться только на пластик? Провести такой эксперимент и перестать расплачиваться «живыми» деньгами я хотел очень давно, но созрел только к январю 2020 года. Однако небольшой люфт в 500 рублей я себе всё-таки оставил на случай экстренных расходов.
Всего за месяц с помощью банковской карты я потратил около 24,6 тысячи рублей. Самая большая статья расходов — транспорт — 14,4 тысячи (58% от всех трат). Забегая вперёд скажу, что именно в этой сфере у меня возникло больше всего проблем в течение месяца. На втором месте предсказуемо оказались покупки в магазинах и супермаркетах — на них ушло 4,2 тысячи рублей (17,04%). На связь и интернет — 1,5 тысячи рублей (6,02%). Всё остальное было размазано мелким слоем по прочим категориям.
Покупки
Какого-то особенного ущерба от перехода на безналичный расчёт за покупки в иркутских (и не только) магазинах я не обнаружил. Сейчас терминалы оплаты есть и в крупных сетевых супермаркетах, и в маленьких торговых точках «у дома». Их можно найти даже у продавцов на Центральном рынке. В один из обеденных перерывов я прогулялся до социальных торговых рядов на улице, и из восьми продавцов шестеро согласились принять платёж по карте, а двое других предложили перевести деньги с помощью мобильного банка.
Я живу в микрорайоне Топкинский, центральное место для покупок там одно — супермаркет «Удача». За весь январь купить продукты я там не смог всего один раз, и то произошло из-за неожиданного отключения света. В этой ситуации было не принципиально, с картой ты или с наличными, товар не пробьют в любом случае.
Самый забавный случай произошёл всё в том же Топкинском при покупке цветов. Я собрал нужный мне букет, предложил заплатить за него по карте. Девушка-продавец грустно сообщила мне, что у неё нет терминала.
— Может быть, через мобильный банк тогда заплачу? — предложил я.
— Вам сходить сложно до банкомата? — спросила она меня в ответ, но после моего объяснения про «карточный эксперимент» всё-таки согласилась мне помочь.
В Иркутске это был единственный случай, когда я столкнулся с недовольством со стороны продавцов. В магазинах Черемхово и Саянска никаких вопросов к безналу не возникало в принципе. В городах карточка точно позволит не умереть от голода. Всё больше терминалов появляется на рынке в одном из центров туризма Приангарья — в Листвянке. Поэтому удобство обслуживания по карте в сфере мелких покупок я могу оценить на «отлично».
Городской транспорт
Переходя на безналичный расчёт, я сознательно обрёк себя на ограничения в пользовании общественным транспортом. К сожалению, заплатить за проезд электронными деньгами сейчас можно только на муниципальных маршрутах, и то здесь есть свои подводные камни. Наиболее ходовые обслуживаются частниками, и, глядя на состояние некоторых автобусов, даже смешно думать о какой-то их «цифровизации».
В апреле 2017 года мэрия Иркутска в качестве эксперимента начала монтировать терминалы для электронной оплаты проезда в муниципальном транспорте. Ими были оснащены 12 автобусов маршрутов №67 и 37, два трамвая №2 и два троллейбуса №1 и 7к. Результаты эксперимента признали успешными, и к концу августа того же года терминалы появились на всех машинах «Иркутскавтотранса» и «Иркутскготранса».
Муниципальный транспорт относительно беспроблемно позволяет добраться от редакции до стратегически важных точек (типа мэрии или областного правительства). Проще всего это сделать на троллейбусе — через остановку «Сквер имени Кирова» проходит пять из десяти троллейбусных маршрутов. Когда не было желания идти, выручали «рогатые». Только один раз там не сработал терминал — водитель отпустил меня без оплаты.
Интереснее дело обстояло с поездками из дома на работу и обратно. Из Топкинского в город идут два основных маршрута — автобус №67 (муниципальный) и маршрутка №27 (частно-муниципальная). У автобусов есть расписание, которое не всегда соблюдается, поэтому всецело полагаться на него нельзя. На одну «городскую» маршрутку приходится примерно три-четыре частных, они идут с интервалом в 3-4 минуты.
При этом, как правило, муниципальные маршрутные такси заполняются до отказа уже на конечной остановке, они очень популярны среди школьников и пенсионеров. Вот и получается, что если ты хочешь комфорта — либо стой на остановке и надейся, что автобус приедет вовремя, либо иди на конечную остановку в Топкинском и стой в очереди на муниципальную маршрутку.
Электронная плата за проезд в электрическом транспорте Иркутска, по моим ощущениям, работает почти что с точностью швейцарских часов. В январе я десятки раз ездил на трамваях и троллейбусах, и за всё это время терминал не сработал только один раз. В автобусах и маршрутках дело обстоит иначе.
Водители маршруток на утренних рейсах то ли случайно, то ли специально забывают включать терминалы. На просьбу сделать это при выходе они реагировали по-разному: кто-то извинялся и включал, кто-то недовольно ворчал, а один раз вечером шофёр даже не стал подбирать выражений и потребовал, чтобы я дал ему мелочь. В той ситуации делать этого я не стал из принципа.
Один из водителей «Иркутскавтотранса», попросивший не называть его имя, рассказал, что чаще всего терминалы не включают намеренно. Дескать, при электронной оплате деньги уходят по какой-то очень сложной схеме в Красноярск или Новосибирск, а потом их приходится очень долго ждать обратно. Не знаю, правда это или нет, но это очень ярко показывает, что об удобстве пассажиров задумываются не все.
Всего за месяц я совершил около 50 поездок на общественном транспорте и заплатил по карте чуть меньше 700 рублей. Когда позволял случай, старался ходить пешком. Так что мой эксперимент сделал как минимум два добрых дела — немного сэкономил мне деньги на поездках (проезд в муниципальном транспорте стоит дешевле, чем в коммерческом) и дал возможность дышать свежим воздухом почаще.
Между городами
В январе много ездил из Иркутска в другие города. Новогодние каникулы проводил в Черемхово и Саянске, потом обстоятельства сложились так, что нужно было часто бывать в Ангарске.
Кубышку с наличностью пришлось распечатывать уже 3 января. Из Черемхово до Саянска можно доехать только транзитом через Зиму. О терминалах оплаты в тамошних междугородных автобусах и маршрутках никто не слышал, поэтому вариант был один — платить наличными.
Самым ориентированным на клиента с банковской картой оказался железнодорожный транспорт. С помощью электронных денег билеты на пригородные поезда можно приобрести в кассах. На всех крупных станциях, а также на некоторых мелких установили терминалы самообслуживания. Кроме того, есть все возможности покупать билеты онлайн — на сайте и в мобильном приложении РЖД. Поэтому за маршрут Иркутск — Черемхово — Зима волноваться не приходилось.
Основательно пришлось потратиться при поездках в Ангарск — самый ближний из всех городов, куда мне приходилось ездить. Добираться туда нужно было оперативно, поэтому вариант с электричкой отпал сразу: в те временные отрезки, которые были нужны — с 9 до 11 утра, — их попросту не было. В междугородних автобусах электронную оплату пока ещё не ввели. Из-за этого пришлось воспользоваться услугами такси — за 11 поездок в общей сложности я отдал около 8,8 тысячи рублей.
Билет на автобус стоит всего 100 рублей, на 11 поездок бы в общей сложности пришлось потратить всего 1,1 тысячи рублей. Конечно, с такси вышло намного дороже, зато была соблюдена чистота эксперимента.
Так можно ли жить только на карту?
Чёткого ответа на этот вопрос для себя я не нашёл. Для меня пластик намного удобнее наличных денег — хотя бы из-за того, что мне не приходится их считать. В безнале есть свои преимущества, главное из которых — система кешбэка. Так, после установки терминалов на муниципальном транспорте Иркутска «Сбербанк» возвращал по 1,5-2 рубля с каждой поездки бонусами. Акция продлилась около года, и для меня стало приятным сюрпризом, что я накопил около 700 рублей.
Главный недостаток я ощутил во время переездов. Удивительно, сейчас картой можно расплатиться на рынке или в каком-нибудь мелком магазине уездного города, но нельзя — в автобусе между двумя наиболее связанными городами Иркутской области, Иркутском и Ангарском. Но время идёт. Когда-то давно там ввели бронирование билетов через Интернет, потом появилось оповещение об остановках. Возможно, когда-нибудь установят и электронные терминалы, которые будут работать. А пока — готовим мелочь и не загоняем себя в жёсткие рамки.