На этой неделе в Иркутске стало известно об инциденте в школе №57, где учитель ОБЖ отвесил подзатыльник ученику. Видео появилось в соцсетях 4 февраля, при этом само событие случилось в январе 2021-го. Педагога отстранили от работы, а городской департамент образования начал служебную проверку. Кроме того, к делу уже подключился Следственный комитет, который даст свою оценку случившемуся.
Колонка была впервые опубликована в субъективном разборе событий недели, который вышел на «ИрСити» 6 февраля.
Меня подобные истории всегда ломают напополам. С одной стороны, учитель не должен распускать руки в сторону учеников, как бы они себя не вели. Равно, как он не должен хватать детей за грудки или шею, ругаясь на них матом. С другой, мы не знаем, что предшествовало обсуждаемому событию. В ролике, который гуляет по интернету, нет начала конфликта, есть только его кульминация, когда взбешённый учитель уже накинулся на двух детей. Остальным было весело, что наталкивает на мысли, что педагога могли долго и изысканно троллить.
Я окончил школу в 2015 году. По ощущениям, именно на наше поколение пришёлся перелом общественного сознания, когда учитель потихоньку перестал быть авторитетом. Мы это даже испытали на себе.
В школе, которую я окончил в Черемхово, была учительница математики, её звали Валентина Ивановна. Суровая, строгая женщина — и отличный специалист, который мог настолько доходчиво объяснить какую-нибудь тему по алгебре или геометрии, что не понять её можно было только тогда, когда ты не хочешь понять. На её уроках была тишина.
Помню, когда я только-только перешёл в эту школу в пятом классе, первым уроком была математика у Валентины Ивановны. Во время занятия мне нужно было что-то достать из рюкзака, я начал в нём копошиться, и тут учительница остановилась и очень громко и сурово сказала: «Ты долго будешь копаться?» Тогда я понял, что будет весело.
Периодически она ругала нас за то, что мы «крадём время», когда разбирали повторявшиеся ошибки в домашних, самостоятельных и контрольных работах, ей сильно не нравилось, когда мы «тормозили» у доски или прогуливали уроки. О срыве уроков и речи не было — любое баловство прерывалось на корню и очень жёстко. Как-то раз в запале она даже выразилась не совсем литературным языком, но осеклась — а затем засмеялась вместе с нами, переведя всю историю в шутку. Она тогда ещё сказала: «Слышали бы вы, как я ругаюсь, когда ваши тетради проверяю...»
Несмотря на её строгость и суровость, мы любили Валентину Ивановну. Она была по-настоящему сильным учителем, которая по достоинству ценила трудолюбие и желание понимать математику. Хоть она и ворчала, разбирая наши косяки, но она долго и упорно нам объясняла, что мы сделали не так, и как — нужно было. А ещё мы обожали, когда наступал конец учебного года и вся программа была пройденной — тогда Валентина Ивановна делилась с нами разными историями из жизни. Она часто рассказывала, как её мама пережила военные годы. Именно мама привила ей ценность времени, за «кражу» которого мы периодически получали.
Она ушла из школы в 2011 году. Естественно, о причинах ухода она нам не рассказывала, но мы видели, что она этого не хотела. По школе гулял слух, что кто-то из ребят на класс младше или старше нас написал на неё жалобу чуть ли не в гороно. Якобы она была слишком грубой в отношении детей. Тогдашняя «победа» жалобщиков развязала руки некоторым «заборосносимым», которые при любом удобном случае напоминали другим учителям про судьбу Валентины Ивановны, мол, «ну давайте-давайте». Впрочем, она по-прежнему в профессии, и я очень этому рад.
Это лишь один частный пример, когда дети оказались сильнее учителя. Многие другие подтверждения тому можно найти в интернете по запросу «учителя уволили после конфликта с...» — и дальше будет большой выбор — с родителями, с детьми и так далее. А если у вас есть знакомые учителя, поспрашивайте у них, какие фортеля выкидывают нынешние школьники. Когда слушаю рассказы педагогов, периодически удивляюсь их выдержке.
Мне не хочется оправдывать учителя из обсуждаемой новости, который набросился на детей. К делу подключился СК, и уж следователи-то точно выяснят все обстоятельства случившегося. Но мне также не хочется и заранее его закапывать. Всё-таки у педагога много разных профессиональных наград и большой — 20-летний — стаж работы в школе. Вряд ли это посторонний для системы образования человек.