Ученые Института земной коры СО РАН в 2022 году приступили к обучению нейросети распознавать предвестники землетрясений. Ожидается, что в будущем это поможет не только специалистам, но и населению. Об этом рассказал начальник центра комплексного мониторинга землетрясений Игорь Семинский.
Центр комплексного мониторинга работает второй год, в его сеть входят три пункта, где собираются данные по нескольким параметрам. Сейчас таких точек три — в Приольхонье, в Бугульдейке и Листвянке, в планах установить еще три — в Южном Прибайкалье, в ольхонских Узурах и бурятском байкальском поселке Максимиха. При этом не на каждом пункте предусмотрен одинаковый набор методов исследования: так, в Бугульдейке их восемь, а на Южном Байкале планируется только два.
— У нас нет регламента относительно количества отслеживаемых параметров на всех пунктах комплексного мониторинга. Можно везде установить оборудование на восемь методов, но это не везде нужно. Какие-то датчики нет смысла ставить в степи, какие-то — в условном Усть-Илимске. Грубо говоря, нет смысла забивать гвозди отверткой. Нужно, чтобы оборудование соответствовало зоне, где оно установлено, — объяснил корреспонденту «ИрСити» Игорь Семинский.
Сейчас первоочередная задача — создать систему big data, с помощью которой разрозненные данные со всей сети пунктов мониторинга будут сводиться в единую картину. Для этого уже создана онлайн-платформа, на которой отражаются полученные сведения, в том числе по предвестникам сейсмособытий. Этих данных еще не так много, однако даже эта крупица информации позволила два месяца назад начать тестировать на ней нейросеть. Предполагается, что искусственный интеллект будет в автоматическом режиме находить предвестники — как средне-, так и краткосрочные.
— Определенный набор предвестников у нас уже есть, мы примерно знаем, как они проявляются в разных полях. Но каждое землетрясение уникально. Мы уже видели по трем из событий определенный набор предвестников, мы уже обрадовались. Но вот землетрясение 8 июня никак не проявилось. Возможно, потому что оно, вероятно, происходило выше, чем обычно. Тут много тонкостей, — говорит Игорь Семинский.
В этом году ученые в пилотном режиме тестируют нейросеть. Возможность предсказывать с ее помощью сейсмособытия — по большому счету еще только гипотеза, к тому же такой работой занимаются даже в мире не везде. Кроме того, в разных сейсмоактивных точках разные условия: так, если в Байкальской рифтовой зоне, в границах которой находится Иркутская область, глубина залегания эпицентров в большинстве случаев составляет 10–25 километров, то в Японии — 80 километров. Потому есть предположение, что предвестники на Байкале будут проявляться лучше.
В идеале исследователи рассчитывают в будущем получить с помощью искусственного интеллекта возможность заранее предупреждать население о возможных подземных толчках. Пока этого никто в мире делать не умеет — да и для Иркутской области в этом пока смысла нет. Старший научный сотрудник Института земной коры СО РАН Наталья Радзиминович ранее поясняла: Иркутск и агломерация находятся настолько близко к эпицентрам, что тех секунд, что могут быть теоретически в запасе для предупреждения людей, не хватит.
Игорь Семинский отмечает, что научиться с помощью нейросети определять предикторы землетрясений — это сверхцель. Однако говорить о том, что это ее удастся достичь в ближайшие годы, пока рано, это очень дальний план. Ближний — в течение двух–трех лет получить работающую систему, обученную на малых данных, для внутреннего использования ученых.