Третий год подряд иркутяне находятся в ситуации, когда уехать отдыхать за границу или невозможно совсем, или очень сложно. Это подталкивает многих горожан к исследованию окрестностей Иркутска: на самых популярных турмаршрутах начиная с 2020 года порой не протолкнуться. Корреспондент «ИрСити» узнал, как подготовиться к походу новичку, насколько подорожало снаряжение и перестанут ли люди отдыхать на природе.
Айда в поход!
Иркутск среди прочего хорош тем, что отсюда всегда можно уехать хотя бы на пару дней. На выбор — множество направлений для разного уровня подготовки и доступности: Олхинское плато, Малое Море, КБЖД, Большая Байкальская тропа, Восточные Саяны. Как отмечают гиды, спрос на эти направления всегда высок. Бум выпал на лето 2020 года, когда пандемия коронавируса закрыла границы и потоки иркутян хлынули на родные просторы. Затем ажиотаж несколько поутих.
— Мы не заметили, чтобы интерес к походам выходного дня у иркутян сильно снизился или, наоборот, вырос, он сейчас находится примерно на уровне прошлого года. В основном интерес к турам проявляют женщины от 18 до 60 лет, мужчин мало. Сейчас начались школьные каникулы, люди начали ходить семьями. В основном выбирают те маршруты, что на слуху, — скальник Витязь, Байкал, КБЖД, пик Черского. На новые маршруты реагируют с опаской, но мы стараемся придумывать что-то, чтобы людям было интересно. Планируем сейчас, например, тур в Нижнеудинский район на Уковский водопад, Белые скалы на реке Белой, в пещеру и на скалы Большого Голоустного, открыли йога-тур в сотрудничестве с профессиональными тренерами, — рассказывает менеджер турклуба ATVEN Евгения Савельева.
Простые однодневные походы отлично подойдут начинающим путешественникам. В них можно брать с собой и детей, и родителей, и даже бабушек с дедушками. Особого снаряжения не нужно: городской или школьный рюкзак, кроссовки, простая спортивная одежда — всё, что надо. Взять перекус, воду, билет на автобус или электричку — и в путь в хорошей компании.
— Многие боятся идти одни, но на то мы, турклубы, и существуем, чтобы люди не сидели дома, ходили в походы, знакомились с новыми людьми. И, конечно, однодневные походы — самый простой способ это сделать. Ничего специального покупать для этого не нужно, — говорит организатор туров турклуба «Катон» Екатерина Гаер.
А когда уже захочется чего-то большего, можно посмотреть на маршруты чуть посложнее, но также доступные — пики в поселке Аршан, пик Улябор в Бурятии, пик Черского в Слюдяском районе. Если вы отправляетесь в такой поход в составе группы от турклуба, снаряжения покупать, как правило, тоже не нужно, его путешественнику выдают. А вот на обувь обратить внимание стоит — здесь обычные кеды или кроссовки уже не подойдут, нужна жесткая подошва, усиленный носок.
— У нас было много случаев, когда люди не слышали, что нужна хорошая обувь, шли буквально в кедах, а потом обматывали скотчем оторванные подошвы. Это такое себе удовольствие, поход превращается в ад, тут тебе ни пения птичек, ни шума леса — думаешь только о мозолях, — предупреждает Екатерина Гаер.
Более серьезно к снаряжению, да и в целом к вопросам безопасности нужно подходить, если вы отправляетесь в длительный поход в труднодоступные, оттого еще более манящие места: Шумакские источники, Долина вулканов, Восточные Саяны. Здесь турист остается без связи, интернета и без привычного бытового комфорта. Но взамен получает настоящий отдых и информационный детокс.
— Когда мы ведем такие длительные походы, обязательно создаем чат недели за три, за месяц и персонально обговариваем все нюансы и детали маршрута. Я обязательно просматриваю обувь, если у кого-то свои рюкзаки — проверяю, чтобы это был не дедушкин, с антресолей взятый. Есть часть людей, которые говорят: «Ой, я-то думала, что сейчас пойду, всё возьму и буду там релаксировать». Нет, это совершенно другой отдых, — рассказывает Екатерина Гаер.
Гиды отмечают: даже новички, которые понятия не имели раньше о пеших турах, редко остаются недовольными. Таких единицы. Туристы, привыкшие к системе «всё включено», как правило, отсеиваются очень быстро.
«Цены до небес доросли»
Одно-, двухдневные походы — это возможность отключиться от повседневности, что называется, дешево и сердито. Больших затрат тут не нужно, турклубы стараются удерживать доступные цены. Как говорит Евгения Савельева, рост стоимости всего подряд и переход в режим экономии, вызванные нынешней геополитической ситуацией, не сильно отразились на организации таких небольших туров.
— У нас есть свое снаряжение, например, для пещер или для готовки еды для двухдневных туров. Но мы пока не заметили, чтобы оно слишком сильно подорожало. Рост стоимости, конечно, отражается на наших ценах, мы их поднимаем, но стараемся держать в рамках, чтобы люди продолжали ходить в походы, — говорит Евгения Савельева.
Сильнее существующая на сегодня конъюнктура отразилась на сложных турах, поскольку они более затратны. К длительным походам наблюдается и некоторый спад интереса, хотя отмен брони (а ее начинают оформлять за год) не так уж и много — в пределах обычного.
— До спецоперации на Украине действительно вырос интерес к походам, но после нее, наоборот, поутих. Видимо, вопрос в финансах, потому что люди сейчас стараются откладывать деньги, чего-то ждут, — говорит Екатерина Гаер.
Она отмечает: цены на снаряжение «поднялись просто адово». Так, газ, который нужен в длительных походах в больших количествах, вырос за год с 260 рублей до 880 рублей за баллон объемом 450 граммов. Вдвое подорожали джемы, а их также берут в походы много, сильно выросла в цене и «мать» туристического меню — тушенка.
— Если взять рюкзаки, трекинговые палки — всё это производится за рубежом. Даже если в России, то расходники импортные. Цены на это всё до небес доросли. Мы свое снаряжение как давали, так и даем в аренду бесплатно. Но я понимаю, что его нужно обновлять каждый год, значит, нам предстоят огромные траты, — отмечает иркутянка. — На свои туры мы поднимали цены с нового года, но мы это делаем каждый год. Сейчас мы не можем поднимать внепланово цены. Соответственно, для тех, кто в прошлом году бронировал, мы оставили прошлогоднюю стоимость. Но в связи с этим нам пояса, конечно, пришлось подтянуть. Цену в конце концов придется поднимать, если всё не вернется на круги своя.
Как рассказали «ИрСити» в сети специализированных магазинов «Боцман», рост цен на самом деле дифференцирован. У тех позиций, которые остались в запасах с прошлого сезона, стоимость не выросла, а вот для товаров, закупленных у поставщиков и производителей в этом году, конечно, ее пришлось поднять. Цены у разных контрагентов торговой точки выросли в среднем на 20–40% — правда, эти цифры очень общие, подчеркнули в «Боцмане».
— Мы входим в положение покупателей, прекрасно сами по себе знаем, что происходит, мы же тоже являемся потребителями, покупаем продукты, одежду, бензин, автозапчасти и всё остальное, — рассказал собеседник «ИрСити». — Сейчас цены [на туристическое снаряжение] уже и у производителей снижаются, и у нас благодаря этому стоимость некоторых позиций относительно марта тоже пошла вниз.
В «Боцмане» отмечают: спрос среди покупателей на туристическое снаряжение несколько спал. Но выводов относительно этого показателя пока делать рано — сезон еще только начался. К тому же у индивидуальных туристов есть альтернатива — прокат снаряжения, и, как говорит иркутянин Андрей Тарасов, занимающийся таким видом бизнеса, у него «по спросу всё нормально, живенько».
— Майский сезон прошел хорошо, почти отлично, зимние [праздники] тоже хорошо, но поменьше, потому что иностранцы отвалились. Когда были иностранцы, было еще больше [заявок]. Запад отвалился, китайцы отвалились, сейчас наши только ездят. Но всё равно хорошо [всё идет], — говорит он.
Предприниматель держит цены на прокат на одном уровне последние лет пять-семь: повышается только сумма залога. Снаряжение, конечно, нужно обновлять, но в связи с ростом стоимости товаров и в магазинах, и у поставщиков, и у производителей этот процесс поставлен на паузу. «Жить» прокат будет пока на запасах.
— Я кое-что закупаю напрямую у производителей. Спальники, например, подорожали на 50%. Для туристов это, конечно, тяжело, — говорит он. — А у магазинов — длинные закупы, они приобретают товары на год вперед. Сейчас подбросили цены, чтобы закупиться на следующий сезон.
По его прогнозам, цены, скорее всего, все-таки пойдут вниз, иначе торговые точки останутся без покупателей.
А будет ли дефицит?
Экономические санкции, приостановка поставок различных товаров в Россию из-за рубежа, конечно же, заставляют задуматься, а не исчезнут ли из магазинов палатки, спальники, газовые горелки и прочий туристический скарб. Этого бояться не стоит, отмечают эксперты.
— Не думаю, что в сфере туристического снаряжения будут какие-то сложности. Есть и отечественные производители. В Иркутске тоже раньше было предприятие, которое делало палатки, спальники, но сейчас, к сожалению, у нас производителей нет, но в других регионах их много, — говорят в «Боцмане».
Андрей Тарасов отмечает, что всё зависит от сегмента товара, но в России действительно много местных брендов. Более того, некоторые западные марки отшивались и производились у нас.
— Вот чего из импортного не хватает — это биперы (противолавинные приемники-передатчики. — Прим. ред.). Биперы — это боль. Они все импортные, дорогие, а сейчас еще в два раза подорожали. Да и в целом всё лавинное снаряжение, а его берут не только те, кто ездит кататься в горы, но и кто в походы туда зимой ходит, — говорит он.
Так или иначе, соглашаются эксперты, люди вряд ли будут отказываться от активного отдыха — даже если на полках что-то будет исчезать или слишком дорожать. Альтернативу будут искать в любом случае.
— Сейчас ехать некуда, все едут к нам, многие семьями. Народ по всей стране шарится, и от нас едут, и к нам едут. Деньги есть не у всех, но даже у кого их нет, гуляют, что называется, на все последние. У нас уже три года какая-то чехарда, а жить надо всё равно. Что будет потом, непонятно, потому лучше сейчас попутешествовать. Да и потом, я думаю, будут ездить, — отмечает Андрей Тарасов.