Тяжелый транспортный самолет Ан-124 «Руслан» упал на жилые дома и детдом в Иркутске 6 декабря 1997 года в 14:43. В этом году трагедии, в которой погибли 72 человека, исполняется 25 лет. Мы изучили документы МЧС и рапорты пожарных, которые работали на месте катастрофы, восстановили хронологию событий и собрали воспоминания. Сегодня мы опубликуем их в формате онлайн-трансляции. Посты будут выходить в то же самое время, в которое происходили события в 1997 году. Так, как если бы эта катастрофа разворачивалась на наших глазах.
Редакция «ИрСити» благодарит пресс-службу ГУ МЧС России по Иркутской области за помощь в подготовке материала.
14:28. Подготовка к полету
Аэродром Иркутского авиазавода. Самолет Ан-124 «Руслан» готовят к взлету. На летном поле в соответствии с соглашением между заводом и противопожарной службой дежурят 10 отделений иркутского гарнизона противопожарной службы.
— Я дежурил по пожарной части № 8. Согласно распорядительным документам, на взлетно-посадочной полосе должно находиться определенное количество воды. На «Руслан» нужно было 42 тонны воды, поэтому пожарные машины были на полосе. Естественно, самолет был осмотрен, разрешили взлет. Время тянулось медленно: подготовка ко взлету, разбег, сам взлет, — вспоминал помощник начальника ГУ МЧС России по Иркутской области Игорь Уткин.
«Руслан» должен был доставить во Вьетнам два истребителя СУ-27УБК, собранные на Иркутском авиационном заводе. Рейс проходил по маршруту Москва — Иркутск — Владивосток — Камрань.
Командиром воздушного судна был 42-летний подполковник Владимир Федоров. Он окончил Барнаульское высшее военное авиационное училище в 1977 году. На сайте выпускников опубликованы фотографии из выпускного альбома, там есть и Владимир Архипович.
К 6 декабря 97-го Федоров налетал 2,8 тысячи часов на тяжелых транспортных самолетах.
Вторым пилотом «Руслана» был 32-летний майор Михаил Юрьевич Брюханов, выпускник Балашовского высшего военного авиационного училища 1986 года. Летал на самолетах Л-29, Ан-24, Ан-12, Ил-76, Ан-22, Ан-124. Общий налет составлял более 4 тысяч часов, говорится на сайте выпускников училища.
По данным в архиве регионального управления МЧС, всего на борту было 8 членов экипажа и 15 пассажиров. Все они погибли во время крушения. Еще 49 человек, в том числе 14 детей, погибли на земле.
«Руслану», за штурвалом которого находился Федоров, в 1997 году было 12 лет. Длина самолета — 69 метров, размах крыльев — 73 метра, ширина фюзеляжа — 6,4 метра. Цикл «взлет-посадка» он отработал всего 576 раз. Как отмечало РИА Новости, для такого самолета «это не так уж и много».
Метеоусловия в районе авиазавода 6 декабря 97-го были нормальные: штиль, температура — минус 20 градусов, видимость 3 тысячи метров.
14:40. «Руслан» получил разрешение на взлет
Общая масса лайнера составила около 300 тонн, в том числе 110 тонн топлива на момент взлета (полная заправка — 180 тонн). На борту находились два Су-27 и комплектующие к ним.
14:42. Самолет начал разбег. «Руслан» оторвался от земли на расстоянии 1,9 тысячи метров от точки старта.
— После прогрева двигателей самолет Ан-124 вырулил на взлетную полосу и через некоторое время произвел взлет. Возле нашего рубежа он оторвался от земли. Взлет произвел легко. <...> Из левой крайней турбины я увидел вспышку пламени с пару секунд без последующего горения, — описывает произошедшее в своем рапорте старший сержант внутренней службы Гареев, дежуривший на аэродроме.
— На небольшой высоте он пролетел несколько секунд. Я не мог понять, почему он не набирает высоту, подумал, может, уходит за горизонт, но потом увидел, что он начал крениться слегка налево. Я подумал: наверное, пойдет на разворот, но он начал снижаться, — продолжает в рапорте Гареев.
— Не помню, то ли по рации, то ли кто-то крикнул: «Cамолет падает». И мы рванули за территорию, то есть тронулись, и увидели огненный шар с дымом. Произошел взрыв от упавшего самолета. Я подумал, что он упал на девятиэтажку, где я живу, но потом услышал по рации, что борт упал за «Фабрикой "Кухня"», — говорится в рапорте пожарного.