Общество Культура Образование «Исчезающий Иркутск» Узоры для улицы Марата. Как школьники восстанавливают утраченную резьбу деревянного дома в центре Иркутска

Узоры для улицы Марата. Как школьники восстанавливают утраченную резьбу деревянного дома в центре Иркутска

Подобных проектов в России раньше не делал никто

Школьники из «Точки будущего» восстанавливают утраченную резьбу деревянного дома в центре Иркутска

Каждую неделю в мастерской иркутского образовательного комплекса «Точка будущего» собирается команда из четырех человек. В течение полутора часов они делают ювелирную и уникальную в своем роде работу — воссоздают утраченный резной элемент с фасада дома на улице Марата, 40. Зачем им это нужно и как вообще возникла такая идея, аналогов которой в России нет, — в материале корреспондентов «ИрСити».

«Донор» для декора

В мастерской — теплый стойкий запах дерева, знакомый шум станков и заготовки из соснового мебельного щита. На одном из столов — уже наполовину выполненная лопатка для дома на Марата. Она станет «донором» взамен давно утраченного элемента. Чертеж для детали создал профессиональный архитектор из Центра по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области, а всю остальную работу делают школьники. Она требует ювелирной точности: ажурные узоры внутри должны соответствовать традициям иркутского деревянного зодчества.

Руководитель проекта Юлия Железнова

Мысль попробовать воссоздать исчезнувший декор деревянного дома принадлежит педагогу школы и краеведу Юлии Железновой. «Я человек, который занимается Иркутском с большой любовью», говорит она сама про себя. Много лет Юлия принимает участие в акции «Фасадник», во время которого волонтеры красят деревянные дома.

— Периодически в ходе работ возникают случаи, когда элементы деревянной резьбы отламываются даже от одного прикосновения. Естественно органичная реакция любого человека — приделать это обратно. Но на самом деле так делать нельзя, и для меня это было большим шоком. Многие деревянные дома являются объектами культурного наследия, и даже волонтер со спецподготовкой ничего обратно прикрепить не может. Этим занимаются профессиональные реставраторы, у которых есть лицензия, — рассказывает она.

Деревянные заготовки в мастерской

Так и родилась идея привлечь детей к воссозданию деревянных элементов. С ней Юлия пришла к восьмиклассникам — и нашла у них отклик. Краевед говорит, что это тот самый возраст, когда у школьников еще можно сформировать любовь к городу и его наследию. С подростками старшего возраста это сделать уже сложно: она либо уже привита, либо нет.

Для проекта выбрали несколько домов. Среди них был дом на улице Энгельса, на улице Халтурина. Но их по разным причинам отмели, остановились на улице Марата, 40. В 2021 году сообщалось, что дом внесли в перечень выявленных объектов культурного наследия, но в актуальных списках памятников его нет. Отсутствие этого статуса играет проекту на руку: так установки нового элемента на фасад дома можно будет всё-таки добиться. Хотя для этого всё равно нужна будет масса согласований.

Фотография дома, для которого дети изготавливают недостающий элемент

Юлия говорит: дом на Марата, 40 идеален для проекта не только из-за того, что он не памятник и у него отсутствует деталь в удобном месте. Он еще и просто особенный.

— Я его очень люблю. Он какой-то мой. Я мечтаю купить там квартиру когда-то, — делится она.

Дополнительные смыслы художественной резьбы


К проекту приступили в сентябре. И, когда к дому присмотрелись внимательнее, он преподнес сюрприз: узоры целой лопатки с другой стороны фасада отличались.

— Там она с сердечками — вообще другая. Оказалось, что рисунок двух симметричных деталей вообще разный. А в нашем случае даже к гадалке не ходи — это солярные мотивы, солнышки, цветочки, — говорит автор проекта.

Дети работают над деталью, в том числе с помощью электролобзиков
Материал, из которого делают лопатку, — сосна

Для детали выбрали сосновый мебельный щит — материал недорогой и вместе с тем хорошо пропитается специальными составами для долговечности, объясняет учитель технологии «Точки будущего» Николай Клепиков. На первом этапе работы дети переносили чертеж на доску с помощью копировальной бумаги. Затем уже приступили к резьбе.

Николай Клепиков
Но сначала чертеж перенесли на доску
Чертеж подготовлен профессиональным архитектором

— Сама по себе работа несложная, на мой взгляд. Пропильная резьба — это элемент художественной обработки дерева, потому я с этим видом работы знаком. Есть и более сложные наличники. Основная сложность, на самом деле, — в инструментах. Не под каждый элемент можно найти подходящий инструмент и что-то нам пришлось изготавливать самостоятельно. Например, сделали из тонколистового металла и наждачной бумаги приспособления, с помощью которого ребята делают опиливание, шлифовку и чистовую доводку, — рассказывает педагог.

Николай Клепиков только координирует работу ребят, всё остальное они делают самостоятельно
Деталью команда проекта занимается раз в неделю полтора часа

Он оценивает качество уже сделанной детали как очень хорошее. При этом Николай Клепиков лишь курирует детей, показывает, как и что делать, основную работу школьники делают абсолютно самостоятельно. И второе: проект с лопаткой для этих ребят идет как внеурочное занятие. Основные часы технологии именно эти ребята посвящают другим направлениям, которые есть в «Точке будущего».

Профессиональные инструменты
А это те самые изготовленные самостоятельно приборы для шлифовки деталей

— С учетом того, что всё это выпилено механически, оставлен миллиметр припуска, чтобы потом можно было обработать до чистовой линии, я считаю, что идеально сделано. Это освоили дети, которые у меня в основной группе не учатся, — делится Николай.

У художественной декоративной древесины, добавляет он, есть своя магия. При работе с ней можно очень быстро увидеть результат. Но чтобы его получить, нужно проявить аккуратность и трудолюбие. А когда речь идет о восстановлении исторического облика Иркутска — это придает дополнительные смыслы. Тем более что ребята во время проекта изучили деревянное зодчество других городов и истоки этого направления в архитектуре.

Деталь вырезается по всем правилам и технологиям
Работа требует ювелирной точности

— Для меня самого в этом проекте важно, что есть историческая подоплека, задача восстановления старых зданий. Это интересно. Иркутск богат этими домами, и возрождать их — это очень здорово, — говорит Николай Клепиков.

«Хотелось бы, чтобы город продолжил наше дело»

В выпиливании узора внутри деревянного полотна есть свои тонкости. А потому, прежде чем приступить к основной детали, ребята сначала оттачивают навыки на пробном элементе. Шестиклассник Мирослав Ульянцев старательно орудует напильником. Мальчик рассказывает, что для него этот проект тесно связан с благотворительностью.

Потому сначала школьники тренируются на пробниках

— Это может быть полезно для хозяев дома, это будет красиво смотреться. Горожанам, я думаю, может понравиться. Может быть, тоже захотят помогать делать детали. Дома разваливаются, их нужно восстанавливать. Это может быть как благотворительная работа, — говорит он. — Эта деталь красиво выглядит. Самое прикольное в проекте то, что работаешь наждачной бумагой, деталь становится красивее, качественнее, лучше. Мне это нравится.

Мирослав Ульянцев
Тренировка — лучший способ отточить навыки

Мирослав с деревом уже знаком — с дедушкой делал кораблики, кормушки и домики, был и проект с классом. А вот с домом на Марата, 40 он познакомился, когда включился в работу над резным элементом. Команда выезжала к объекту знакомиться с ним. Его соратница по проекту восьмиклассница Анна Грязнова, наоборот, знает этот дом уже давно.

Анна Грязнова
Девушка отмечает, что сама по себе работа простая

— У меня рядышком друг живет, поэтому я часто хожу мимо. Он мне знаком внешне. Иногда хожу и замечаю: о, отломалось. И замечала я это еще до проекта, — делится она.

Анну, как и Мирослава, с деревом познакомил дедушка. Говорит, что работать несложно, единственная проблема — в сколах, которые возникают, когда дерево подсыхает. Чтобы убрать их, в конце придется снимать слой за слоем.

Проект дал Анне возможность глубже изучить тему деревянного зодчества

— Проект мне дал толчок для изучения истории деревянного Иркутска, хотя я и до этого деревянным зодчеством интересовалась, читала книжки. А еще получила знания в области названий элементов декора деревянных домом. Я, например, не знала раньше, что вот эта деревянная длинная доска, которая переделывается во что-то прикольное, называется лопатка. Всегда думала почему-то, что доска доской и называется, — говорит она.

Самая большая проблема в работе — сколы, которые появляются, когда древесина подсыхает

Еще один участник проекта — восьмиклассник Максим Марчук, сын архитектора. «Я с малого возраста, можно сказать, в чертежах лежу и рисую на обратной стороне их», рассказывает он и добавляет: видимо, это и сформировало в нём любовь к Иркутску.

Максим Марчук
Максим очень любит восстанавливать вещи

— Я сильно люблю город, часто гуляю и катаюсь на велосипеде. Дома, которые у нас уже разваливаются, меня бесят. Это же чудесные памятники архитектуры, которые мне лично очень нравятся, и видеть их в таком плачевном состоянии больно, — объясняет он. — Я люблю восстанавливать вещи, и считаю сносить такие древние дома, как у нас, нецелесообразным. Иркутск ими славится, и некоторая часть людей приезжают сюда, чтобы посмотреть на наши «развалюшки».

... и считает, что к деревянным домам Иркутска нужно относиться с большим уважением, чем сейчас

Максим отмечает, что хотел бы среди прочего восстановить декор некоторых домов на улице Бабушкина — «очень милой улицы, которая крайне хорошо вписывалась в стилистику деревянного Иркутска».

— Одна из целей проекта — дать идею соседям, чтобы они тоже заразились этим и делали что-то подобное. Хотелось бы, чтобы город продолжил наше дело, — делится школьник.

Пробный проект

Проект для дома на Марата, 40 — не первый для «Точки будущего». Первым, пробным, этапом стало воссоздание резьбы с дома-памятника на улице Грязнова, 19. Работал над ним только один школьник — девятиклассник Никита Мишин с ОВЗ. Это был его экзаменационный проект, который вместе с тем позволил оценить Юлии Железновой, насколько это делать реально.

— Элемент сделан, но прикрепить его не можем. Во-первых, это дом — объект культурного наследия. А во-вторых, сама деталь процентов на 7 больше, чем нужна. Но резьба там потрясающая, — объясняет она.

Деталь декора для дома на Грязнова,19, сделанная Никитой Мишиным
Она стала его экзаменационной работой

Дети с ОВЗ учатся во всех школах по адаптированной программе — с уклоном в приобретение трудовых навыков. Но в «Точке будущего» немного отошли от традиционной аттестации по билетам и решили сделать полноценный проект с презентацией.

— Никита сам выбрал столярное дело, ему это было очень интересно. Он не только изготовил детали, но и изучил исторический аспект. На комиссии он назвал абсолютно все инструменты, рассказал, на каком этапе их применял и где на производстве они могут использоваться. Ну и у Никиты точно талант, — рассказывает руководитель службы по сопровождению инклюзивного образования «Точки будущего» Оксана Агалакова.

Оксана Агалакова

Новый проект дети должны закончить в мае. Затем Юлия Железнова планирует заняться рутинной бюрократической работой: согласовать официально установку нового элемента на дом на Марата, 40, а еще договориться с организаторами «Фасадника» о его покраске — это было бы символично.

Деталь по размерам отличается от оригинала примерно на 7%

— Это уникальная история для России. Но чтобы это стало прецедентом, нужно, чтобы это было официально, а не по-партизански: что-то отмерили, что-то сами тихонько приделали, — говорит Юлия.

Но о масштабировании проекта она пока если и задумывается, то очень осторожно: про это даже в рамках города можно будет говорить только через шаг-два. Но задумка взяться еще за один дом в Иркутске в ближайшем будущем уже есть. А за какой — покажет время.

Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
«Никто не спрашивает мать: „Как вы?“». Иркутянка рассказала, через что прошла, когда ее сын решился на самое страшное
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Мурашки бегут по коже». Иркутянка побывала в Камбодже и рассказала, почему ее стоит посетить хотя бы раз в жизни
Алина Ринчино
журналист ИрСити
Рекомендуем
Объявления