Инцидент в иркутской школе № 14, когда 16-летний парень пронес в образовательное учреждение пистолет и заставил класс встать на колени, изрядно напряг не только родителей, но и чиновников городской администрации. Дошло до того, что руководство города решило собрать директоров всех школ с руководителями охранных фирм и устроило разбор полетов. Мы же решили провести свою проверку безопасности в школах.
Я тоже вооружился, но не пневматическим пистолетом, а журналистским удостоверением и редакционным заданием — и сам отправился проверять, как дела с охраной и смогу ли я так же беспрепятственно проникнуть на территорию почти что «режимного» объекта, как тот самый подросток несколькими днями ранее. Наверное, я бы даже мог сойти за своего: гладко выбритый, причесанный, с рюкзаком за спиной и шапкой с помпончиком — чем не школьник? Тем более что именно за него меня принял таксист, подвозивший к одному из образовательных учреждений.
Школа № 63 на улице Терешковой
Перед началом новой четверти в январе 2024 года школа № 63 фигурировала в списках анонимного Telegram-канала, авторы которого якобы планировали устроить теракт. Тогда мы связывались с директором Галиной Толстых и она рассказала, что школа уже давно работает практически с закрытыми дверями, а попасть туда даже родители могут только по предварительной записи.
Конечно, двери там закрыты не были, но дальше прихожей пройти не удалось. Стоило только миновать рамку (она была подключена, но не пикнула), как меня тут же в оборот взяла строгая женщина-вахтер. Чуть ли не за руку она меня подвела обратно к рамке и заявила, что посторонним вход воспрещен. Охранник, стоявший чуть поодаль, тем временем закончил пропускать детишек-первоклассников и закрыл калитку в сторону лестницы. В коридоре сидела какая-то женщина, может быть, родственница кого-то из школьников.
— Что вы здесь смотрите? У нас всё очень строго: и рамка металлоискателя, и ручной детектор есть, и охрана сидит, и камеры внутри и снаружи. Все очень строго, никого мы не пустим. Кто вам нужен? — говорит она мне и плавно подводит к выходу.
— Мне бы кого-нибудь, кто у вас за безопасность отвечает, — говорю я, примерно уже понимая, что вот-вот разговор закончится.
— Директор школы и директор охранного агентства на совещании, если вы не знали, сегодня всех собирают. Кроме меня и охранника, никого нет. Всё, идите, у нас всё нормально, — с напором ответила она.
Продолжать не очень-то и хотелось. После того как я попрощался с женщиной, вдогонку услышал протяжное: «Гос-с-споди-и-и-и».
Школа № 50 в микрорайоне Топкинском
Топкинский — довольно тихий и удаленный от центра города микрорайон, который находится в Правобережном округе. И школа здесь как будто исключительно для своих.
На входе встречается рамка металлоискателя, обойти которую никак нельзя, только перепрыгнуть. Сразу после нее — турникет. Я успешно пересек рамку и собирался уже идти дальше, но пожилая женщина в форме частной охранной фирмы «Маршал» остановила меня и спросила, что мне нужно. Сначала она отнеслась ко мне с подозрением, но, узнав о нашем эксперименте, решила позвать кого-то из педагогов. Пока она отошла с поста, за входом следила техничка. Наверное, человека с недобрыми намерениями она бы вряд ли смогла остановить, но проверять это на себе я не стал.
Секунд через 15–20 охранница вернулась и привела с собой дежурного администратора Надежду Каткину, которая рассказала, что все, естественно, в курсе того, что случилось в школе № 14.
— Все посторонние, в том числе родители, у нас проходят только через книгу посетителей, куда записываются их паспортные данные. Их встречают учителя, классные руководители — те, к кому приходят люди. У нас работает один вход, второй — эвакуационный, сейчас он закрыт, — рассказала она.
По ее словам, и учителя, и работники школы знают всех, кто здесь учится. Специфика школы такова, что она объединяет весь микрорайон, чужие здесь бывают крайне редко. Взрослый незамеченным не пройдет.
Кроме стационарной рамки, на входе также есть турникет, на посту охраны находятся ручной металлодетектор и тревожная кнопка. Но ею, как заметила Каткина, пользоваться не приходилось.
Школа № 10 имени Павла Пономарева
Еще одна школа Правобережного округа, которая находится на улице Рабочего Штаба. Чтобы туда попасть, нужно пройти через ворота со стороны улицы Шевцова. На входе меня встречает охранник, который с дверей сразу показывает жестом, что мне нужно подойти к нему. Недалеко от рамки металлоискателя сидят несколько технических работников. Мимо такого коллектива незамеченным прошмыгнуть очень сложно.
— Меня зовут Даниил, я журналист. Мы решили провести эксперимент после случившегося в школе № 14, чтобы выяснить, как с безопасностью обстоят дела у вас, — говорю охраннику уже заготовленную и много раз повторенную фразу.
— К нам уже приходила полиция. Сейчас позовем вам кого-нибудь, — отвечает мужчина в форме ЧОПа «Городской дозор» и просит кого-то из техничек позвать дежурного.
Пока жду, разглядываю вахту. Обойти рамку можно справа — если постараться, можно протиснуться. На заборчике возле поста охраны и на турникете висят одежда и пакеты со сменкой — всё это, скорее всего, оставили школьники, у которых до этого были занятия физкультурой на улице. На столе лежат приказы администрации и директора школы об усилении антитеррористической защищенности после декабрьских событий в Брянске, когда восьмиклассница устроила стрельбу и покончила с собой.
Спустя некоторое время ко мне пришли педагог Юлия Дамбаева и мужчина, у которого не было какого-либо бейджика, чтобы можно было узнать его имя и должность. Сотрудники сразу же сказали, что ни о чем с журналистами разговаривать не будут. Дамбаева также строго отчитала меня за то, что мы устраиваем такие эксперименты, не уведомив мэрию.
— С кем у вас ваши эксперименты согласованы?
— Мы решили сами его провести.
— Администрация знает, что вы такие эксперименты проводите?
— Администрация узнает результаты.
— И? Дальше что?
— Можете рассказать, как у вас обстоят дела с безопасностью, как проводится проверка тех, кто приходит в школу?
В этот момент в разговор вступил неизвестный мужчина-сотрудник:
— Нет. Мы вам ничего такого рассказывать не будем. Вы никто. Будет контролирующий орган, им расскажем, а вам — извините.
Несколько раз Дамбаева и неизвестный мужчина отмечали, что они не обязаны ни перед кем отчитываться, потому что мой приход не был согласован с мэрией, а комментировать то, что случилось в каких-то других школах, они не могут. В какой-то момент я не выдержал и ответил, что парень, который принес с собой пневматический пистолет и прошел в класс, вряд ли уведомлял администрацию о своих планах.
Только после этого работники рассказали, что у них соблюдаются все требования, которые предъявляются к безопасности в школах: установлены рамки, имеются тревожные кнопки и ручные детекторы, а все посторонние могут пройти только по согласованию (например, если их встретит директор, педагоги или секретарь).
Школа № 15 на Ленина
Эта школа оказалась единственной из всех, которые я сегодня посетил, где нужно было не только пройти через рамку металлодетектора, но еще и предъявить пропуск. Охрану здесь обеспечивает фирма «Спартак». Охранник находится в отдельной комнате, окна которой выходят на крыльцо. Непосредственно в холле находится вахтер, в ведении которого находятся камеры и пульт управления турникетом.
Узнав о том, зачем я здесь, работник вахты — молодой парень — вызвал ответственного за безопасность Юрия Шейнкаря. О том, что случилось в 14-й школе, он знает из новостей, как и многие другие.
В отличие от своих коллег из «десятки», мужчина оказался более чем разговорчивым и рассказал, как у них обстоят дела с безопасностью.
— У нас люди проходят через рамку, она звенит на мелочь, ключи, телефоны. У охранника есть ручной металлоискатель, то есть можно проверить дополнительно. Естественно, детей мы не смотрим, но взрослых дополнительно проверяем на предмет проноса оружия. Чтобы никто посторонний не проходил, у нас установлены турникеты, у всех школьников есть электронные пропуска. Если кто-то из них забыл дома, мы им выдаем временные за моей подписью, что дети, пока восстанавливается их постоянная карточка, смогли прийти на занятия, — рассказал работник школы.
С точки зрения посещения школы родителями здесь никаких отличий от других учебных заведений нет: им также нужно связываться либо с учителями, либо с секретарем, причем их должны встретить лично.
Шейнкарь отметил, что случаев, подобных тем, что произошли в 14-й школе, здесь не было. Но, по его мнению, избежать их можно только в том случае, если охраной будет заниматься отдельная организация (муниципальная, государственная или частная), которая будет специализироваться на безопасности детских садиков и школ. Но, посетовал мужчина, такой организации нет, потому что всё упирается в деньги.
Школа № 14 на Карла Либкнехта — та самая, куда проник подросток с пистолетом
Редактор «ИрСити» Ксения Власова уже рассказывала, как здесь выглядит охрана. С 7 февраля изменилось мало что. Рамка пищит практически на каждого входящего (в том числе и на меня), но ее можно обойти. За ней стоит турникет, огороженный со всех сторон.
Правда, если 7 февраля Ксения встретила вахтершу за столом у входной группы, то сегодня она вместе с охранником стояла прямо возле турникета. Взрослых пропускали по паспорту, дети проходили на уроки. Всё как обычно.
Говорить о безопасности пожилая женщина-вахтер не стала. Она извинилась и добавила, что такие вопросы может комментировать только директор, но ее сейчас нет: она была на том самом совещании руководителей школ и охранных предприятий. Когда она вернется, не знает.
Напомним, по информации полиции, подросток пришел в школу с двумя друзьями. Никто из них в школе № 14 не учится. Всех троих задержали: один содержится под стражей (у него изъяли пневматический пистолет), двое отпущены домой. Известно, что один из подростков состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. По факту случившегося СУ СКР по Иркутской области возбудило уголовное дело.
Охраной школы № 14 занимается частное охранное агентство «Уран». По данным сервиса Rusprofile.ru, в Иркутской области есть только одно действующее охранное предприятие с таким названием. Оно зарегистрировано в Иркутске в ноябре 2009 года. Там работает порядка 40 человек. Директор компании — Сергей Данильчук, не связанный с какими-либо другими юридическими лицами. Единственный учредитель с марта 2019-го — Валерия Нечаева, которая также является учредителем и директором охранной фирмы «Цитадель-Плюс» из Новосибирска. Финансовые данные «Урана» не публиковались с 2013 года.
В открытых источниках нет сведений о том, что «Уран» заключал какие-либо контракты со структурами администрации Иркутска или непосредственно со школой № 14 на охрану объекта. С муниципальными учреждениями «Уран» в последний раз работал в 2015 году — тогда фирма заключила договор с «Водоканалом».
Считаете ли вы, что ваш ребенок в безопасности, когда находится в школе?
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.