Суд в Иркутске сейчас рассматривает уголовное дело в отношении 33-летнего Никиты Долгополова, обвиняемого в серии мошенничеств. По версии следствия, парень знакомился с пострадавшими в соцсетях, втирался к ним в доверие и занимал крупные суммы денег под разными предлогами, но не возвращал их. В основном Долгополов рассказывал, что он — угольный магнат, руководитель IT-компании и просто состоятельный бизнесмен, которому, правда, в моменте очень-очень нужны деньги. Мы пообщались с Елизаветой Шубиной, которая попалась на удочку «магната».
О случившемся девушка сейчас рассказывает со смехом и юмором, но сама по себе ситуация получилась очень печальной: поверив Долгополову, который обещал ей хорошую работу и стабильный заработок, иркутянка осталась с большим долгом перед банком и коллекторами.
Общая сумма ущерба от действий предполагаемого мошенника составила более 10 миллионов рублей. Следователи считают, что полученные деньги Долгополов тратил на покупки в магазинах и красивую жизнь. Иркутянина задержали в Москве в элитном жилом комплексе на улице Минской.
Миллионер из Tinder
Елизавета познакомилась с Никитой в 2018 году. По словам девушки, тогда она таксовала, потому что зарплата на основной работе (она была банковским сотрудником) была не очень большой, а ей еще нужно было выплачивать крупный кредит за машину. Так получилось, что одним из клиентов оказался Долгополов. Уже во время этой первой встречи они разговорились, и мужчина рассказал девушке, что он живет на три города (Иркутск, Москву и Санкт-Петербург), владеет бизнесом в сфере IT и неплохо зарабатывает.
Следующая встреча стала возможна благодаря соцсетям и случайности.
— Я его отвезла, и на этом мы разошлись. Позднее я увидела его фотографию в Tinder, лайкнула, он поставил ответную реакцию, между нами завязалось общение. Мы договорились о встрече, и уже там он затронул тему финансов. Спросил, почему я таксую, обмолвился, что может способствовать моему трудоустройству, что у него есть знакомые в «Иркутской нефтяной компании», «Роснефти». Естественно, я была в этом заинтересована, потому что работала в банке за копейки, поэтому и подрабатывала, — вспоминала Елизавета.
Долгое время Никита «кормил ее завтраками»: то якобы не получилось договориться, то нужно было связаться с кем-нибудь попозже. Но в один прекрасный момент Долгополов предложил Шубиной занять место главного бухгалтера в его фирме, потому что сотрудница уходила в декрет. Правда, ему нужно было обсудить это с отцом (все более или менее серьезные решения в компании, по его словам, он принимал только так).
— Время от времени он постоянно просил меня о финансовой помощи, предлагал мне оформить кредитную карту. Я эти предложения всерьез не воспринимала, поскольку мой официальный доход был небольшим, да и на тот момент на мне висел кредит. Я была уверена, что мне никто не даст новый. Думала, что разговоры на этой почве отсекутся сами собой. Тем более не было такого, что Никита бы меня постоянно долбил просьбами взять кредит и дать ему деньги, — рассказала девушка.
Некоторое время между ней и Долгополовым сохранялось дружеское доверительное общение. Парень рассказывал о каких-то своих семейных неурядицах (на тот момент он разводился с супругой, в браке у него родился сын), интересовался, как дела у дочери Елизаветы (она воспитывает ее одна). Разговоры о деньгах заходили между делом. Девушка как-то даже зашла на сайт одного из банков и оставила заявку на кредит онлайн, но ей отказали.
Этим дело не закончилось. Долгополов однажды обратился к Елизавете и рассказал, что у него есть знакомые, которые могут помочь с оформлением кредита. В нескольких банках им отказали, пока однажды молодые люди не увидели рекламу банка с какими-то не очень высокими процентами. Решили обратиться туда.
— Тогда я через менеджера оформила заявку на кредитную карту с лимитом 200 тысяч рублей, если я не ошибаюсь. Со мной в отделении был Никита, он всегда меня сопровождал. Мне отказали, но в итоге сделали предложение, от которого нельзя отказаться. Можно было рефинансировать старый кредит плюс получить еще эти 200–300 тысяч сверху. Конечно, мы оставили эту заявку и ушли. Я молилась, чтобы ее не одобрили, но мои мольбы, увы, не услышали, — со смехом рассказывала иркутянка.
По ее словам, сейчас, когда она обо всём этом говорит журналистам, ей самой непонятно, как все это можно было сделать по своей воле.
— Это какой-то абсурд! Но каким-то образом Никите Сергеевичу [Долгополову] удалось меня убедить, что это вообще-то выгодное для меня предложение, — удивляется девушка, — По-хорошему, в какой-то степени это так и было, потому что ставка была ниже, чем по старому кредиту. Но каким-то образом он так меня обработал, что я отдала ему и то, что было на рефинансирование, и средства с кредитки, и сверху еще добавила собственные деньги. В итоге получилось, что я передала ему 1,45 миллиона.
«Лиза, у меня проблемы. Можешь помочь?»
Долгополов даже составил долговую расписку — таким образом, считает следствие, он хотел усыпить бдительность пострадавших. Некоторое время он даже выплачивал им деньги. Так было и в случае Елизаветы Шубиной.
— Кредит я взяла 20 ноября 2018 года. Когда только вышла из банка, он сразу же дал мне деньги на два ежемесячных платежа. Еще он составил расписку, в которой брал на себя обязательство вернуть мне всю сумму до 15 февраля. Я мечтала, что так и будет, но всё пошло не так. Сначала он не выходил на связь, потом начал рассказывать о каких-то своих проблемах. В феврале и марте он дал еще деньги на два ежемесячных платежа, а дальше уже начались постоянные отмазки, — вспоминала Елизавета.
«Угольный магнат» Долгополов рассказывал девушке о трудностях в бизнесе, о том, что и ему должны миллионы по разным госконтрактам, и он задолжал серьезным людям.
— Изначально, когда я оформляла кредит, Никита рассказывал, что заключил контракт с АНХК, ему обещали заплатить, но деньги вовремя не перевели. У меня подобные истории всегда были на слуху, потому что работала в банке, нашими основными клиентами как раз были структуры «Роснефти», и что-то подобное периодически имело место.
Потом наступал новый месяц, и он снова придумывал какие-то новые отмазки, говорил, что ему должны были вот-вот заплатить. Я каждый раз злилась, но потом как-то проникалась его проблемами, что ли... В феврале — марте я еще как-то держала себя в руках, а потом не выдержала, позвонила ему, спросила: «Никита, что за херня». А он таким слезным голосом, полушепотом: «Лиза, у меня проблемы, можешь мне помочь? Мне вообще жопа, я должен людям порядка 10 миллионов, и там люди очень влиятельные, чуть ли не бандиты-авторитеты, которые могут убить», — рассказывала девушка.
Прежние доверительные отношения под гнетом долга сошли на нет. Более того, Долгополов стал избегать контактов с Шубиной. Она отметила, что как-то познакомилась в Tinder с парнем, который оказался одноклассником несостоявшегося «бизнесмена». Он предложил поговорить с Никитой «по-мужски».
— Я говорю ему: «Только давай без криминала, просто поговорите?» Уж не знаю, как он на него повлиял словесно, но после этого Никита передал мне деньги еще на несколько ежемесячных платежей — текущий и просроченный. После этого он меня заблокировал везде, больше я его не видела и не слышала, — подытожила девушка.
«Коллекторы просто убили»
Никита Долгополов исчез из жизни Елизаветы Шубиной, а вот долг по кредиту — нет. Полгода после этого девушка платила банку сама, пока не поняла, что сумма для нее просто неподъемная.
— Я тогда очень много работала и сильно устала... Пришла в банк, написала заявление, чтобы они увеличили срок кредитования и уменьшили платежи. Они отказались, лишь дали отсрочку от платы по процентам на три месяца, нужно было вносить деньги только по телу кредита, но меня это никак не спасло, и я перестала платить вообще, — заметила иркутянка.
Она надеялась, что банк подаст на нее в суд, который примет решение о реструктуризации долга и составлении индивидуального графика его погашения. Но не срослось — вместо этого банк передал документы нотариусу, который вынес исполнительную надпись (это такой документ о принуждении должника к погашению кредита, который имеет такую же силу, как и исполнительный лист судебных приставов).
Проценты по долгу продолжали расти. Тем временем, когда к концу подходил уже 2020 год (напомним, Долгополов исчез в середине 2019-го), Елизавета обратилась в полицию, но там ей посоветовали подать иск в гражданский суд. Там встали на ее сторону и обязали Долгополова вернуть девушке деньги. Правда, сделать это он бы никак не смог: у мужчины не оказалось вообще никакой собственности, на счетах — звенящая пустота. Изымать попросту было нечего.
В ноябре 2022 года банк продал долг коллекторам, которые основательно взялись за девушку. Первое время она блокировала их звонки, а потом — не совсем обычный поворот для таких историй — связалась с ними сама.
— Я им позвонила и сказала: «Заберите машину, у меня больше ничего нет, платить этот кредит я не могу, для меня это непосильная ноша. Все-таки есть и другие расходы, я одна воспитываю ребенка». Они мне сказали: «Оставьте свою машину, она у вас старая и никому не нужна», — вспоминала этот разговор Шубина. Сейчас она рассказывала об этом со смехом, хотя само по себе общение с коллекторами получилось непростым.
— Предложила им обсудить, как можно заплатить, чтобы я при этом не умерла с голода. А потом девушка, с которой я разговаривала, включила такой дикий эмоциональный прессинг... Она мне даже словечка не давала вставить. Хоть и без матов, но она меня просто в тот момент убила. Я тогда только поплакать смогла. Конечно, после таких разговоров нужен психолог. Но, к счастью, физически они никогда не приходили, ничего такого не было, — отметила пострадавшая.
Коллекторы сделали предложение, от которого Елизавета не смогла отказаться. Ей нужно было выплатить лишь половину от общей суммы задолженности — 500 тысяч рублей. Девушка заняла деньги у своих знакомых — и окончательно избавилась от кредитного ярма. Теперь она потихоньку возвращает этот заем. В этой ситуации, как считает сама иркутянка, она отделалась малой кровью — испорченным настроением и слезами.
«Всех жалко, кроме Никиты»
Однажды она наткнулась на страничку в соцсетях, где выкладывали фотографии Долгополова и писали разные оскорбительные вещи про него. Тогда Елизавета поняла, что была не единственной пострадавшей. По ее словам, после этого ей стало немножко легче.
— Я пообщалась с автором этой странички, у нас созрел план мести. Мы стали действовать сообща: начали писать заявления в полицию, прокуратуру, везде. Сначала это не давало никаких плодов, нас постоянно отфутболивали. Дело сдвинулось с мертвой точки, когда поднялась шумиха. Мы обращались на «Первый канал» в программу «Человек и закон», снимали сюжеты по НТВ, ездили на шоу к Андрею Малахову. Был забавный момент: корреспонденты нашли московский адрес Никиты и сами обратились в полицию, дескать, вот он тут, прямо для вас, — рассказала девушка.
После возникшего резонанса иркутская полиция все-таки направила оперативников в Москву, которые выследили и задержали Долгополова. По словам девушки, парень успел наследить и там, но почему-то его «московские» эпизоды приобщать к текущему уголовному делу не стали. Дескать, это очень сложно сделать.
Некоторые пострадавшие от действий Никиты Долгополова собрались в одном Telegram-чате. Сейчас, по словам Елизаветы, там 14 человек, но это явно не все.
— Есть и такие люди, которые не хотят какой-то огласки, не хотят репутационных потерь. Ущерб у всех разный: кто-то давал 5 тысяч рублей, кто-то 50, кто-то — 450. У всех пострадавших разные возможности. Для кого-то эти деньги — вообще не потеря, — резюмировала девушка.
Напоследок Шубина заметила, что эта история ее многому научила. В частности, тому, что помощь нужно оказывать по своим силам.
— Я очень наивный, доверчивый, сентиментальный и чуткий человек. Видимо, очень сильно верю в людей. Всё время всех жалко. Кроме Никиты, разве что, его теперь не жалко, — с улыбкой рассказала Елизавета. — Для себя я сделала вывод: если хочешь помочь человеку деньгами — давай столько, сколько не жалко потратить. Нужно быть готовым с ними проститься и не ждать обратно. Это хороший урок — на полмиллиона рублей.
* Instagram — экстремистская организация, деятельность запрещена на территории РФ.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.