Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура подала в Ольхонский районный суд иск о запрете на строительство подвесного моста на мысе Саган-Хушун, также известном как «Три брата», на острове Ольхон. Ранее против благоустройства выступали местные жители. Редакция «ИрСити» узнала, появится ли на «Трех братьях» мост.
Прокуратура выяснила, что работы по благоустройству не согласованы со службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области и выписала руководству «Заповедного Прибайкалья» предостережение.
«Заповедное Прибайкалье» — федеральное государственное бюджетное учреждение образованное в 2014 году. В его состав входят четыре особо охраняемые природные территории: Байкало–Ленский заповедник, Прибайкальский национальный парк (куда входит и остров Ольхон), заказники федерального значения «Тофаларский» и «Красный Яр». Административно подчиняется Министерству природных ресурсов Российской Федерации. 1
Напомним, что на мысе планируется оборудовать поверхностные незаглубленные настилы для пешеходов, организовать там инфоцентр для туристов, парковку, биотуалеты, подвесные воздушные конструкции, беседки, качели и смотровую площадку. Но местные жители считают такие действия вандализмом и оскорблением чувств верующих.
За работы взялась крымская региональная общественная организация активных видов спорта, досуга и отдыха «Фрирайт», которая оборудовала подвесной мост на горе Ай-Петри в Крыму.
Крымская региональная общественная организация активных видов спорта, досуга и отдыха «Фрирайт» образована в Ялте в феврале 2015 года. Председатель — Анри Канунов. По состоянию на конец 2023 года на балансе у организации было 7 миллионов рублей.
Установка подвесного моста началась в начале июля. Тревогу забила экскурсовод по Ольхону Анита, которая считает, что нельзя поступать так со священными местами. В Хужирской администрации начался сбор подписей под петицией об остановке монтажа подвесного моста.
— Невозможно смотреть на то, как скалы, которым миллион лет, сверлят. Это особое место для жителей Ольхона — считается, что здесь обитают духи и их нельзя тревожить, — говорила Анита в разговоре с журналистом «ИрСити» в июле.
Работы начались с «примерки» — выездная бригада «Фрирайта» повесила временный мост, который и увидели активисты, но на самом деле это были конструктивные решения смонтировали на местности, чтобы передать проект на рассмотрение специалистам научного отдела «Заповедного Прибайкалья» и службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области. Реализация проекта может начаться только после их заключений. В конце июля временные конструкции оставили на мысе, до получения всех разрешений.
А в конце октября прокуратура подала иск, в котором просит остановить работы, пока не будет согласована документация о сохранности «Городища Саган-Хушун», признанного объектом археологического наследия. Мыс включён в реестр объектов культурного наследия народов РФ. В пещере, которая здесь есть, в 1938 году археологи обнаружили захороненные в гробу останки орла, священной для бурят Прибайкалья птицы, различные монеты, стрелы и другие атрибуты религиозного культа.
Как рассказали журналисту «ИрСити» в пресс-службе «Заповедного Прибайкалья», работы на мысе и так не велись с конца июля. Дирекция рассчитывала получить все разрешения в середине сентября, но этот процесс оказался многоэтапным.
— Дело сейчас за разрешающими инстанциями — выдадут они или не выдадут полный пакет документов. Что касается разрешений, то не всё так просто — процесс многосоставный. Часть участка для обустройства попадает на территорию памятника, а часть — нет. Запросы на заключения подаются, у каждого из них свой срок. В зависимости от решения [по каждому участку] в проект вносят коррективы. Поэтому конкретного срока продолжения работ по проекту сейчас нет, — отметили в пресс-службе.
Там добавили, что от идеи благоустройства территории администрация нацпарка отказываться не намерена.
— Ситуация на мысе такова, что его либо нужно обустраивать (запрещать подъезд машин к скалам, пускать поток людей по настилам), либо закрывать для посещения вовсе и давать природе возможность на восстановление. Второй вариант наверняка будет менее приемлемым для туристов и населения. Поэтому инфраструктура нужна, — резюмировали в пресс-службе «Заповедного Прибайкалья.
Подобную мысль в разговоре с журналистом «ИрСити» высказывал и глава объединенной «Заповедого Прибайкалья» Умар Рамазанов — он отметил, что по территории уже 15 лет проходит официальный рекреационный маршрут, и в его туристическом благоустройстве нет ничего незаконного.
Кстати, к такому же выводу в июле пришла и Ольхонская природоохранная прокуратура. Ведомство решило, что обустройство туристического маршрута «Север острова Ольхон» (куда входит мыс Саган-Хушун), который ежегодно посещает более 80% туристов, направлено на обеспечение безопасности граждан и снижение антропогенной нагрузки на уникальную природу Байкала.
Кольцевой маршрут «Север острова Ольхон» начинается в поселке Хужир и проходит через Сарайский песчаный массив. Далее маршрут пролегает вдоль крутых склонов, разорванных ярко-красными выходами аэральных глин.
Следующая остановка — мыс Саган-Хушун («Три Брата»), протяженностью около километра. Крайняя точка острова Ольхон — мыс Хобой. Следующий пункт — мыс Шунтэ-Левый. Скульптура «Хранитель Байкала», расположенная на отвесном мысе между мысом Шунтэ-Левый и поселком Узуры, — работа всемирно известного скульптора Даши Намдакова. Падь Узуры — это единственное место на севере острова, где автомобильная дорога спускается к воде.