На дорогах Иркутской агломерации, в которую входят Иркутск, Ангарск, Шелехов и районы вокруг этих городов, в 2022–2024 годах создадут интеллектуальную транспортную систему (ИТС). Ее стоимость составит 572 миллиона рублей, торги на ее установку получила московская компания, связанная с экс-депутатом Госдумы Виталием Южилиным.
В интеллектуальную транспортную систему включат умные светофоры с датчиками движения и камерами, которые будут анализировать транспортные потоки и менять фазы в зависимости от загруженности дорог, системы метеомониторинга, умные остановки, показывающие время прибытия транспорта, камеры фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Кроме того, в Иркутске будет создан центр управления этой системой.
Общая стоимость контракта составляет 572 миллиона рублей. Это всего на 500 тысяч (0,08%) меньше, чем начальная стоимость конкурса.
Торги на монтаж этой системы в 2022–2024 годах выиграло научно-производственное объединение «Интеллектуальные технические системы» (НПО ИТС), созданное в 2020 году. По данным «Контур.Фокуса», на 2021 год в компании работало 34 человека, а средняя зарплата составляла 261 тысячу рублей при средней по отрасли в 96,5 тысячи.
Конечными владельцами фирмы через компании «Квантум инвест», «Рустех», «Авангард Инвест» и «Аспект» являются бывший депутат Госдумы Виталий Южилин, супруга депутата Госдумы Владислава Резника, президент банка Credit Suisse First Boston в России и представитель России в швейцарском банке Credit Suisse Диана Гиндин, Андрей Гостищев, а также (через компанию «Траст») Вячеслав Смирнов — он же является гендиректором фирмы.
НПО ИТС с 2020 года выиграло торги на установку интеллектуальных транспортных систем в восьми регионах страны. Самые крупные контракты у него в Волгоградской области (более 900 миллионов рублей), Башкортостане (более миллиарда рублей), Архангельской области (почти 600 миллионов) и Саратовской области (почти 500 миллионов).
Общая сумма контрактов в 2020–2021 годах превышает 3,5 миллиарда рублей. Плюс более миллиарда рублей получили связанные компании с НПО ИТС или ее учредителями, в большинстве случаев занимающиеся арендой и поставками оборудования для интеллектуальных транспортных систем.