Иркутск, Ангарск и Братск включили в рейтинг ста городов России по качеству общественного транспорта. Его составили по итогам третьего квартала прошлого года, и столица Приангарья оказалась если не в аутсайдерах, то близко к ним. Список составила компания Simetra.
Как сказано в описании исследования, в проекте учитывали более 200 разных показателей, которые характеризуют систему работы общественного транспорта. Например, данные о тарифах, состоянии автобусного, трамвайного и троллейбусного парка и многое другое. Также есть система штрафов, в частности, за существование дневных и вечерних тарифов.
— Подобная дискриминирующая практика сегодня существует в шести городах России, вошедших в рейтинг: Анапе, Иркутске, Томске, Туле, Ульяновске и Хабаровске, — говорится в исследовании.
Иркутск в этот рейтинг входит уже не первый год, а вот Ангарск и Братск — новички.
По итогам третьего квартала Иркутск занял 70-е место, набрав 50,7 балла. Позиция относительного прошлого рейтинга не изменилась, а вот число набранных баллов немного сократилось: в прошлом выпуске Иркутск набрал 51,2 балла. По ценовой доступности у столицы Приангарья 53 балла (из 100 возможных), по комфорту — 37, по физической доступности — 58, а по устойчивому развитию и безопасности — всего 36.
Годовой пассажиропоток в столице Иркутской области оценивается в 50 миллионов человек. Имеется семь трамвайных маршрутов, 10 — троллейбусных и 73 — автобусных. Трамвайный парк состоит из 74 трамваев, средний возраст которых — 27 лет. Также по Иркутску ходит 73 троллейбуса, их средний возраст — 12,7 года.
Автобусов в Иркутске 1767 единиц, из них лишь 32% — автобусы большой вместимости. Средний возраст автобусов и маршруток оценивается в 11,2 года.
В рейтинге крупных городов Иркутск занимает 16-е место из 20 возможных.
Новичку Братску в топ-100 городов досталась пятидесятая строчка с оценкой 54,6 балла. Самые высокие показатели отмечаются по критериям комфорта и удобства (68) и устойчивого развития и безопасности — 65 баллов.
— Находясь на экваторе рейтинга систем общественного транспорта, Братск тем не менее демонстрирует одни из самых низких показателей физической доступности. Особенности пространственного развития и обособленность районов города приводит к тому, что среднее расстояние между остановочными пунктами даже в зоне застройки достигает почти 700 метров. При этом город не может компенсировать эту особенность ни одним магистральным маршрутом: перемещаться между районами города оказывается затруднительно. Дополнительные трудности создает запутанная система очень дорогих проездных билетов, что не оставляет пассажиру выбора для разумной экономии, — говорится в пояснительной записке к рейтингу.
Авторы исследования отмечают, что сборный проездной обойдется братчанам в 4750 рублей. При этом городу удается удерживать позиции за счет четкого распределения «зон ответственности» между троллейбусами и автобусами — дублирование маршрутов составляет всего 42%. Также составители отметили то, что около 43% машин можно отследить в онлайн-режиме.
Ангарск в рейтинге занял 81-е место и набрал 46,3 балла. Ценовую доступность эксперты оценили всего на 36 баллов, физическую доступность — на 53 балла, комфорт и удобство — на 55, а вот устойчивое развитие и безопасность общественного транспорта в Ангарске составляет лишь 29 баллов.
По мнению авторов рейтинга, Ангарск, как и Тольятти, Воронеж, Якутск и Курган, находится на границе «красной» зоны и практически в аутсайдерах.
— Обладая хорошей степенью централизации пассажирских перевозок (21 маршрут обслуживают всего 5 перевозчиков), Ангарску всё же не удается наладить качественную работу общественного транспорта. Отчасти объяснение кроется в подходе к транспортному обслуживанию: 75% сети обслуживаются на принципах нерегулируемого тарифа. Ресурс подвижного состава во многом исчерпан. Средний возраст трамваев приближается к 28 годам, для автобусов он составляет 11 лет. Этим объясняется и практически полное отсутствие низкопольных машин в городе, — говорится в пояснительной записке.
Средний интервал движения автобусов — около 12 минут. Более 60% транспорта можно отследить онлайн.
Недавно мэрия Иркутска заявляла о том, что в городе «проводится транспортная реформа, направленная на модернизацию транспортной системы (увеличение парка транспорта и класса подвижного состава, пересмотр дублирующих маршрутов, поиск водителей и так далее)». Пакет документов «для ее реализации» планировали подготовить к концу 2023 года.
В мэрии уточнили, что горожане могут пройти анкетирование по вопросам работы общественного транспорта, а свои замечания можно передать в отдел организации пассажирских перевозок по телефону: 52–00–39.
Напомним, в 2022 году с середины июля проезд в муниципальных автобусах, трамваях и троллейбусах в Иркутске вырос на 67% — с 15 до 25 рублей. В мэрии тогда заявили, что это первый шаг к реформированию системы общественного транспорта в городе. Весь процесс займет 2–3 года.
Муниципальный «Иркутскавтотранс» обслуживает половину автобусных маршрутов в городе, а также садоводческие маршруты. Автобусы предприятия работают на таких внутригородских линиях, как № 6, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 18, 24, 25, 26, 27, 28, 28р, 29, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 40, 42, 43, 44, 48, 52, 54, 55, 57, 62, 77. На «Иркутскгортранс» возложено обслуживание трамвайных и троллейбусных маршрутов. Всего их в городе 18: 7 трамвайных и 11 троллейбусных.
О том, что общественный транспорт в городе плохо ходит по вечерам, иркутяне пожаловались губернатору Игорю Кобзеву во время прямого эфира в соцсетях 9 ноября. Мэрия в комментариях к этим вопросам ответила, что не может сделать дополнительные вечерние рейсы, потому что не хватает водителей.
В конце января 2024 года мэр Иркутска Руслан Болотов на пресс-конференции по итогам года заявил, что частные перевозчики должны в ближайшее время будут либо перестроиться, чтобы транспорт стал более комфортным, либо уйти и заниматься чем-то другим.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.