Команда КВН «Мастер Муси» из Российского экономического университета имени Плеханова пошутила над идеей переноса столицы России из Москвы в Иркутск. Участники команды предложили мэру Москвы Сергею Собянину переехать в столицу Приангарья и прокопать новую ветку метро до нашего города. Шутки шутками, но возникает вопрос: а реально ли построить метро в Иркутске с учетом его сейсмичности? Для многих ответ будет очевидным — нет, ведь нас и так регулярно трясет из-за Байкала. Мы задали этот вопрос руководителю Байкальского филиала Единой геофизической службы РАН Елене Кобелевой и замдиректора по научной работе Института земной коры Владимиру Санькову.
Ученые сошлись во мнении, что если строительству метро в нашем регионе и может что-то помешать, то это точно не сейсмическая активность. Иркутск хоть и находится в зоне восьмибалльных землетрясений, но обстановка здесь не такая сложная, как, например, в Северо-Муйском районе Байкальской рифтовой зоны. А ведь там построили Северомуйский железнодорожный тоннель протяженностью 15 километров. Его активно эксплуатируют, и он безопасен с точки зрения сейсмологии.
— Мне кажется, этот вопрос [о строительстве метро в Иркутске] выеденного яйца не стоит. Если надо будет — построят, ничего такого особенного здесь нет. Что касается проблем с сейсмичностью, то его же будут строить под землей, сотрясения там будут ниже, чем на поверхности и на грунтах. Мне кажется, это был бы хороший вариант, чтобы связать Иркутск с Шелеховом и Ангарском, — рассказал Саньков.
Такой же точки зрения придерживается и директор сейсмической службы Елена Кобелева. Она отметила, что метро успешно функционирует в Японии, которая тоже находится в опасной с сейсмологической точки зрения точке.
— В советские годы занимались вопросами будущего проектирования метро в Иркутске. Не хочется быть неточной, но, кажется, тогда рассматривалось, что оно может быть гибридным — частично надземным и подземным. В теории при хорошем строительстве метро в Иркутске вполне возможно, — предположила она.
Отметим, что в 2015 и 2016 годах бизнесмен из Санкт-Петербурга Ринат Бичурин предлагал администрации Иркутска в рамках инициативы «Новое метро России» построить в городе надземное частное метро. Согласно задумке, этот вид транспорта мог бы стать абсолютно бесплатным для горожан. Это обеспечили бы представители бизнеса, арендуя коммерческие помещения в составе станционных комплексов. Ветки подобного метро предполагалось провести как минимум до Ангарска и Усолья-Сибирского.
— Это, конечно, очень интересно, и теоретически построить легкое метро в Иркутске возможно. Но реализовывать проект Бичурин предлагает за счет городского бюджета, а сейчас на это средств нет. Может быть, в будущем такой транспорт станет для Иркутска реальностью, — отмечали тогда городские власти.
Кроме того, в 2021 году на сайте «Российская общественная инициатива» размещали петицию о строительстве метрополитена в Иркутске. Ее авторы заявляли, что в городе к этому времени «назрела необходимость к кардинальным изменения инфраструктуры перевозки жителей». Среди плюсов этой инициативы называли приток федеральных денег в регион, создание новых рабочих мест и появление развитой инфраструктуры города с разгрузкой улиц от частного транспорта. Петиция набрала 312 голосов «за» — 0,31% от необходимого числа.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.