Жители СНТ «Медицинский городок» под Иркутском уже 15 лет просят заасфальтировать 2,5 километра гравийной дороги, которая соединяет их с областным центром. Состояние полотна такое, что к ним отказываются ехать и такси, и скорая помощь. В этом году дорогу до товарищества всё-таки проложили и приняли 2 августа, но ее размыло недавними дождями. О том, с какими немыслимыми для окрестностей Иркутска проблемами сталкиваются люди, журналисту «ИрСити» рассказала одна из жительниц СНТ — Олеся.
СНТ «Медицинский городок» находится на окраине Маркова. Олеся живет тут уже три года. По ее словам, к «Медгородку» ведет асфальтированная дорога, которая затем превращается в гравийную. Заасфальтировать ее обещают уже 15 лет.
— Три года назад, весной, всё так сильно растаяло, что дорога превратилась в сплошной кусок глины, люди оставляли свои машины и шли домой пешком. Сама гравийка длиной около двух с половиной километров. Вдоль нее около тысячи домов, количество жителей можете смело умножать на два, — говорит Олеся.
Службы доставки, такси, скорые в «Медгородок» не ездят, муниципальный транспорт тоже не ходит. У жителей даже есть ответы от Минтранса о том, что дорога в слишком плохом состоянии, чтобы выпускать на нее автобусы.
Два года жители собирали деньги на отсыпку дороги. Даже пенсионерки вносили посильные суммы. За это время жителям «Медгородка» удалось накопить почти 3 миллиона рублей. На эти деньги дорогу отсыпали и завезли пескогравийную смесь, чтобы уплотнить.
— Нам удалось на эти деньги отремонтировать километровый кусок дороги, который был совсем убит. Потом мы надеялись, что когда-нибудь нам ее сделают. Надежды, конечно, было мало, — говорит Олеся.
По словам женщины, в этом году на ремонт полуторакилометрового участка дороги зашел подрядчик — ООО «Зорстрой». Изначальная сумма контракта составляла 5,6 миллиона рублей, но компания-победитель скинула цену до 3,6 миллиона. После этого ремонта стало только хуже, отмечает Олеся. По данным сервиса по поиску контрагентов «Контур.Фокус», такая закупка у компании «Зорстрой» действительно есть, контракт исполнен, информация о снижении цены соответствует действительности.
— Он очень сильно сузил дорогу и сделал кюветы, теперь людям пешком негде идти. Машины летят, пылища, и бабушки вдоль дороги идут на остановку, представляете картину. Однако и это длилось недолго. Пескогравийная смесь, видимо, была не лучшего качества, и дорогу смыло первыми дождями. Теперь там огромные ямы и терка вместо дорожного полотна. Незадолго до того, как дорогу смыло, на место выезжала служба строительного контроля и приняла работы, — добавляет Олеся.
Согласно документам закупки, первая приемка прошла 10 июля, но администрация отказала в ней на основании отсутствия уплотнения по краю дороги и просадок посередине. Вторая приемка — успешная — прошла в минувшую пятницу, 2 августа.
Проблемы с дорогой были у жителей «Медгородка» всю осень, зиму и весну. В телеграм-канале губернатора, по словам Олеси, на вопросы об СНТ перестали отвечать. Однажды в «Медгородок» даже хотел приехать губернатор Иркутской области Игорь Кобзев, но, как рассказала Олеся, в день поездки заболел и так и не посетил их.
— То есть они нам уже в принципе нигде не отвечают, ни у Кобзева, ни у Татьяны Макаревич (глава Марковского МО. — Прим. ред.). Ощущение, как будто нас нет. К Татьяне Макаревич я и на личный прием записывалась, раз пять у нее была. Теперь меня к ней даже не записывают. Постоянно кормят завтраками, говорят, что скоро всё будет. А по ощущениям нормальной дороги до нашего СНТ не будет никогда, — резюмировала местная жительница.
Кстати, по словам Олеси, дорогой пользуется и переселенцы из Тулуна, которые переехали в соседний микрорайон Парк Пушкина после наводнения 2019 года.
Глава Марковского МО Татьяна Макаревич в разговоре с журналистом «ИрСити» рассказала, что подрядчик — компания «Зорстрой» — приступит к гарантийному ремонту дороги до «Медгородка» до конца этой недели. Также мы пытались связаться с министром транспорта Иркутской области Максимом Лобановым, но он не ответил на наши звонки.
Компания «Зорстрой» работает с 2018 года. Генеральный директор — Зорро Арабян. Выручка компании по итогам 2023 года составила 44,7 миллиона рублей, а чистая прибыль — 3 миллиона.
В этом году компания работает на благоустройстве общественных пространств возле домов № 1–11 на Депутатской и № 20б — на бульваре Рябикова. Общая стоимость объектов составит 17,4 миллиона рублей.
В ноябре 2020-го компания отказалась доделывать сквер на развилке дорог в микрорайоне Первомайском и предложила мэрии расторгнуть договор по обоюдному согласию. Вместо этого администрация Иркутска разорвала соглашение в одностороннем порядке и настояла на включении «Зорстроя» в реестр недобросовестных поставщиков, что могло привести к запрету для компании участвовать в госзакупках на ближайшие годы.
Как рассказывал бывший руководитель комитета городского обустройства Роман Орноев, тогда ФАС отказалась включать «Зорстрой» в черный список. По его словам, ведомство посчитало, что организация не совсем бездействовала: «Какой-то объем сделала, значит, это не недобросовестный подрядчик, просто плохо поработали».
В течение 2021–2022 годов «Зорстрой» чаще всего получал небольшие контракты на благоустройство дворов в Свердловском округе Иркутска. В 2023-м компания снова вышла на ремонт дворов, но еще она получила подряд на создание сквера с сухим фонтаном в Топкинском. Стоимость работ оценили в 22,4 миллиона рублей. Сдать сквер вовремя (до 1 сентября) не получилось, но это произошло не по вине подрядчика. Как рассказывала глава департамента городской среды мэрии Елена Юрганова, график сдвинулся из-за ремонта теплосети, которым занималась «Байкальская энергетическая компания» (дочерняя компания «ИркутскЭнерго», входящей в холдинг Эн+). Его завершили только к концу августа.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.