В начале октября очереди на остановках общественного транспорта в микрорайоне Берёзовом под Иркутском обсуждали все. После серьезных публичных претензий жителей микрорайона перевозчик — компания «Слава», принадлежащая депутату думы Иркутска Ростиславу Белых, наладила работу маршруток, и несколько недель всё было хорошо. Но почти сразу появилась информация о грядущем повышении стоимости проезда из Берёзового — с 45 до 65 рублей, а также, по словам местных жителей, участились личные конфликты между водителями маршруток и пассажирами. Редакция «ИрСити» выяснила, что сейчас происходит в Березовом.
После жалоб губернатору Игорю Кобзеву об очередях на маршрутки в Берёзовом прокуратура Иркутского района начала проверку транспортной доступности. Ранним утром 4 октября журналист «ИрСити» выехал в микрорайон и заметил, что очередей уже нет. Местные жители рассказали, что на маршруты № 454 и 455, которые связывают микрорайон с городом, на время проверок вывели дополнительные автобусы.
В то же утро очереди начали скапливаться к маршруткам № 83 («Микрорайон Радужный» — «Центральный рынок»). В соцсетях предположили, что автомобили «перекинули» в Березовый. Но владелец компании-перевозчика Ростислав Белых опроверг эту информацию.
Конфликт с водителями
В октябре жители Берёзового отправили коллективную жалобу на компанию «Слава» в Минтранс РФ. Местным жителям тогда удалось собрать почти 200 подписей. Сразу после опубликования этой информации транспорт стал регулярно ходить в Берёзовый. Но, как рассказала «ИрСити» общественный активист Виктория, водители маршруток сразу же начали высказывать недовольство и пугать местных жителей повышением стоимости проезда.
— Добрый день, инициативная группа Берёзового. Взялись за великое дело — навести порядок в транспорте. Много озвучено, обсуждено. Но многое и по объективным и, видимо, субъективным причинам не озвучено. Никто не выстроил зависимость дорожно-транспортной обстановки и интервалов движения автобусов № 454, 455, 456. Вся проблема в пробках на пути следования маршрутов. Не учли того, что перевозчики «Слава» и «Автомобилист», дабы скорее вывезти пассажиров из Маркова и Березового, идут на то, что все пробки объезжают окольными путями, лишь бы снизить время нахождения в пути и время ожидания транспорта, — написал в чате района пользователь Денис, который, по словам Виктории, является старшим водителем маршрута № 454.
По его словам, перевозчика заставили увеличить количество автобусов, а это значит, что вскоре произойдет еще одно повышение тарифа до экономически обоснованной суммы в 65 рублей. Это, по словам Дениса, должно произойти после 1 декабря. Плюс к этому водителям запретят пользоваться альтернативными путями проезда.
— Прежде чем писать и выплескивать свой личный негатив, в том числе от лица конкурентов, нужно хорошо подумать, а стоит ли это делать и за счет других жителей решать свои «шкурные» вопросы. Скажите спасибо вот таким бездумным инициаторам, от которых сейчас будут страдать все! — высказался Денис.
Но директор компании «Слава», депутат думы Иркутска Ростислав Белых, опроверг информацию о грядущем повышении тарифа.
— Это же открытая группа. Там кто хочет, тот и пишет. Мне, чтобы увеличить тариф, нужно пройти ряд мероприятий. Я 9 сентября поднял стоимость проезда до 45 рублей — вон какой был резонанс. Тарифы повышают, в основном, из-за длительности маршрута. В данный момент я предпосылок к этому не вижу, — заявил Ростислав Белых журналисту «ИрСити» в телефонном разговоре.
Также, по словам Виктории, перевозки начали саботировать отдельные водители — проезжали мимо некоторых остановок, долго стояли на «конечках».
— Что у него происходит с водителями — непонятно. Как люлей от него получат, наверное, тогда становится нормально. Мы же говорим, что его хорошей работы хватает на пару недель. И так каждый год. Как только начнем шуметь — работают. Как только стихнем — расслабляются, — рассказала Виктория.
«Нет обязанности обеспечивать беспересадочный проезд»
Проверку «Славы» провела еще и налоговая служба, которая нашла нарушения законодательства в части применения контрольно-кассовой техники и объявила перевозчику предостережение по этому поводу. С проблемой отсутствия терминалов в автобусе столкнулся и наш читатель Антон, который не смог уехать в Берёзовый на автобусе № 455 вечером 3 ноября, потому что у него не оказалось с собой наличности. По словам Антона, терминал у водителя сломался, а перевод он принять не мог, потому что его номер заблокирован.
Кроме того, местные жители обратились в правительство Иркутской области с просьбой проверить работу перевозчика, но в письме от 8 ноября (оно есть в распоряжении редакции «ИрСити») им ответили, что девятнадцати маршруток и одного большого автобуса достаточно для обслуживания их района, а также упомянули, что перевозчик вывел два дополнительных автобуса среднего класса вместимости и один автобус большого класса.
Жители Берёзового хотели бы, чтобы на их маршрут вышел еще один перевозчик, а количество транспорта увеличилось. Но эту просьбу Минтранс Иркутской области отклонял, ссылаясь на то, что альтернативный маршрут есть — семь автобусов № 456, которые идут из Маркова до остановки «Центральный рынок» в Иркутске. Виктория считает, что 456-й маршрут не может считаться альтернативным, потому что ориентирован в первую очередь на жителей поселка. В Берёзовый эти автобусы часто приходят уже полными, а на остановке «Центральный рынок» между жителями Берёзового и Маркова нередко возникают конфликты, потому что жители поселка считают, что у них есть приоритет при посадке.
Перевозчиком на маршруте № 456 Маркова — Центральный рынок — Иркутск выступает компания «Автомобилист» иркутского предпринимателя Анатолия Михайлова. В 2023 году она получила выручку в 43,5 миллиона рублей при чистой прибыли в 867 тысяч рублей. В Иркутске этот перевозчик обслуживает два маршрута: № 22 «Микрорайон Первомайский» — «Центральный рынок» и круговой 74-й маршрут из Первомайского в центр через Глазковский мост.
Маршруты № 454 и 455 местные жители называют «полумаршрутами», потому что за 45–50 рублей на них, по сути, можно только выехать из Берёзового. 454-й маршрут едет только до остановки «Мухиной» (при этом еще заезжая в Юбилейный), а 455-й — до остановки «Жуковского». Добраться до центра города для них — отдельная задача, которая тоже обходиться недешево.
Вопрос о том, что стоимость проезда по маршрутам № 454 и 455 (45 рублей днем и 50 рублей — после 20:00), не соответствует его протяженности, активисты тоже поднимали перед правительством области. В том же письме от 8 ноября им ответили, что поскольку эти маршруты относятся к межмуниципальным и нерегулируемым, перевозчик имеет право менять тариф без экономического обоснования.
— Стоимость проезда увеличивается ввиду систематического роста цен на горюче-смазочные материалы, комплектующие и запасные части и прочих накладных расходов. Также немаловажным фактором является поддержание конкурентного уровня заработной платы водителей в целях сохранения кадрового состава перевозчиков, — сказано в ответе правительства.
По поводу того, что жители Берёзового вынуждены добираться до центра с пересадками, в письме есть такой ответ: «Логистическим назначением маршрутов № 454, 455 является организация транспортной доступности жителей микрорайона Березовый и рабочего поселка Маркова с городом Иркутском». А также оговорка о том, что в действующем законодательстве нет такого понятия, как «беспересадочный маршрут» и у уполномоченного органа нет обязанности его обеспечивать.
«Ничего не изменилось»
Большие очереди вновь начали скапливаться на остановках в Берёзовом с конца октября. Неделю назад мы побывали на «конечке» микрорайона. Ожидающие на остановке пассажиры признались, что никаких улучшений в работе транспорта не заметили: всё так же нужно ждать транспорт не менее 15 минут.
Местная жительница Оксана говорит, что в октябре стало сложно выехать из Иркутска в Берёзовый.
— Были случаи, что, набрав полный салон пассажиров на «Жуковского», водители проезжали следующую остановку, «Политех», не останавливаясь. Как будто работа не на качество, а на показуху, — говорит женщина.
Она добавила, что было бы идеально, если бы в Берёзовой начал ходить муниципальный транспорт. Хотя бы три вместимых больших автобуса, вроде недавно купленных администрацией Иркутска «НЕФАЗов».
Кстати, мысль о том, что проблему микрорайона могут решить три-четыре вместимых автобуса высказывал урбанист, идеолог транспортной реформы в России, а с 2021 года — замминистра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Александр Егоров в разговоре с журналистом «ИрСити».
Тариф в последний раз подняли 9 сентября, и он уже серьезно бьет по карману. Учитывая необходимость пересадки, Оксана тратит на проезд не менее 5000 рублей в месяц.
— И за такую цену ты еще и едешь, как селедка в банке. В Берёзовом всего три остановки, но на следующих после «конечки» уже почти не втиснешься. Вот когда проверка шла — всё было хорошо. Проверка закончилась — опять всё по-старому, — посетовала женщина.
У министерства транспорта Иркутской области есть альтернативный план по решению проблем Берёзового с автобусами — изменение транспортных маршрутов и перераспределение потоков. Сейчас этот вопрос прорабатывается, но реализация плана начнется только в 2025 году.
Узнав об этом, Оксана припомнила, что в 2020 году, когда в Берёзовом еще был альтернативный перевозчик — индивидуальный предприниматель Сергей Махортов, маршрут был короче: он пользовался объездом до Академгородка.
Сейчас Сергей Махортов обслуживает иркутские маршруты № 32 («Центральный рынок» — «микрорайон Зеленый»), № 58 (Жилкино — Парус) и № 59 (кольцевой маршрут микрорайона Зеленого). В 2020 году маршрут «Берёзовый — Академгородок» закрыли как нелегальный. Но местные жители связывают уход Махортова с обстрелом его машин — несколько таких случаев произошли летом 2020 года. Предприниматель высказывал догадки, что это происки второго перевозчика — компании «Слава» во главе с Ростиславом Белых, избравшимся депутатом городской думы в 2019 году. Но полиция не нашла подтверждения этой версии.
Что делать?
Депутат думы Иркутского района Кирилл Воронков тоже подключился к решению проблемы и подал в прокуратуру заявление с просьбой проверить работу компании-перевозчика «Слава». Прокуратура района не нашла никаких нарушений в работе перевозчика, кроме несоблюдения расписания.
— В запросе я просил выяснить количество транспортных средств, проверить отсутствие возможности оплаты проезда по терминалу и разобраться с регулярно появляющимися очередями на остановках. Кроме того, у людей возникло подозрение, что на 455-й и 454-й маршрут выходили маршрутки и водители с 81-го или 83-го маршрутов, которые тоже обслуживает «Слава». В этом плане ответ прокуратуры меня, конечно, не устроил. И мы подали в Иркутский районный суд иск о возложении обязанности установить межмуниципальный маршрут между городом и микрорайоном Берёзовым, который бы работал по регулируемому тарифу, — рассказал депутат.
По мнению Кирилла Воронкова, проблемы Берёзового нужно решать на уровне Иркутской области. Потому что население Иркутского района прирастает большими темпами. Сегодня там живет 160 тысяч человек, 80% из которых ездят на работу в Иркутск, говорит депутат.
— И поэтому с утра и до вечера у нас пробки. Решать вопрос надо комплексно — реконструировать и расширять автодороги. Население Маркова тоже прирастает сумасшедшим темпами — 60 тысяч населения, 20 из которых живут в Берёзовом. По альтернативному маршруту, который признали нелегальным, тоже нельзя пускать общественный транспорт. Он не соответствует нормативам по градусу подъема. А других объездов в принципе нет. Было предложение сделать дорогу от школы МВД, но это серьезные капиталовложения и пока из разряда мечты. Но к этому надо идти, потому что проблемы с пробками добавлением новых маршрутов мы не решим, — считает Кирилл Воронков.
Ростислав Белых объяснил скопление очередей в Берёзовом дорожной обстановкой. По его словам, он не уменьшал количество транспорта на маршруте, просто увеличилось количество людей.
— Как только чуть-чуть морозы ударили, у нас люди перешли на автобусы. Свои машины не берут. Как только снег выпадает, автомобилисты в Березовом не могут подниматься в горочку. Они оставляют машины дома и тоже выходят на остановки. Снег выпал — коллапс в городе, — говорит Ростислав Белых.
К идее Минтранса перераспределить потоки и изменить маршруты он относится положительно. Главное, говорит перевозчик, чтобы всё сделали правильно.
— Если обеспечат всем необходимым, безопасностью, конечно, вопросов нет. У меня автобусы есть, водители есть. Так что здесь главное — распределить потоки, поменять дорожные знаки и расширить дороги. Тогда вопрос закроется. Я всегда говорю: дело не в перевозчике, это однозначно. Был раньше короткий маршрут из Берёзового — нелегальный. Ездил через дворы, через арки, у подъездов останавливался, где даже остановок нет. Мы пытались срезать маршрут, но ГИБДД нам запретило так ездить, — рассказал Ростислав Белых.
Перевозчик скептически относится и к предложению привести в Берёзовый муниципальный транспорт.
— Муниципальный транспорт ничем не отличается от частного. Он точно так же будет стоять в пробках. Запустить большие НЕФАЗы в Берёзовый не получится. Там они просто нигде не смогут проехать и развернуться. Там даже конечная остановка для них не предназначена. Мы запустили средний класс, и то нам тяжело. Мы пытались запустить большой класс, и он даже в горку подняться не может. Предложений можно много придумать, но не все можно реализовать, — считает Ростислав Белых.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.