Журналист «ИрСити» Даниил Конин, как и тысячи других иркутян, регулярно пользуется общественным транспортом и периодически делится своими историями о работе городских автобусов и маршруток. Но одна из последних таких поездок повергла его в ярость. Далее — рассказ от первого лица.
Нет ничего более раздражающего во время поездок в общественном транспорте, чем очередь при оплате проезда. Даже стояние в пробках так не бесит, как вот это. И ладно, если ты едешь в автобусе, трамвае или троллейбусе, — они хотя бы большие, там можно просто выпрямиться и смиренно ждать. Но если дело происходит в маршрутке, да еще и забитой, когда приходится стоять буквой «зю» и балансировать, чтобы не упасть в мерзкую жижу на полу, не уронить туда вещи и деньги… В эти моменты хочется убивать.
Такую ситуацию, как правило, провоцируют обе стороны общественных отношений. Во-первых, есть пассажиры, которые по каким-то неведомым причинам не готовятся к выходу из транспорта: не готовят заранее деньги (если речь о наличке) или карту с проездным (если мы о безнале). И вот дело подходит к концу поездки, и на каких-то ключевых остановках обязательно найдется пять-шесть уникумов, которые будут стоять, рыскать по карманам в поисках мелочи, считать ее, дергаться и бесить окружающих, в том числе и водителя.
Во-вторых, возникают порой вопросы и к самим водителям. У некоторых из них есть такой прикол: получив крупную купюру, они демонстративно начинают собирать самую мелкую мелочь, хотя на торпеде лежат купюры для размена. Отдельные кадры (я с таким сталкивался сам) сначала собирают деньги со всех пассажиров, а тебя рассчитывают самого последнего с таким намеком, дескать, будешь знать, как свою тыщу пихать, псина.
Про то, что водители вообще часто ведут себя так, будто делают одолжение, а не оказывают услугу, можно написать отдельный пост. И когда-нибудь я это сделаю, но пока речь не об этом.
Можно ли с этим как-то бороться? Наверное, да. Самый очевидный вариант — полностью ограничить оплату проезда наличкой (как это сделано в Москве) или сделать ее менее выгодной, чем другими способами (такое я наблюдал во многих других городах страны).
В московском транспорте официально нет вариантов для оплаты проезда наличными средствами. В городских автобусах и трамваях установлены электронные валидаторы, к которым надо прикладывать проездные (к ним относятся физические и виртуальные карты «Тройка», единые проездные или карта москвича, которая дает льготный тариф), банковские карты или смартфоны с NFC. В некоторых других городах (например, в Ростове-на-Дону) тариф зависит от способа оплаты: при оплате транспортной картой поездка будет стоить дешевле всего, при оплате наличкой — дороже.
И не надо только рассказывать про бедных бабушек, которые не знают, как пользоваться карточкой, что им проще мелочью. Дайте им возможность сэкономить — и эти самые бабушки сначала устроят столпотворение в банке, чтобы получить карту, а затем еще и оттопчут всем ноги в салоне автобуса в погоне за экономией в пять-шесть рублей.
Но увы, всё это, кажется, возможно лишь в каком-то идеальном Иркутске, не реальном. Потому что для всего этого нужны политическая воля и применение насилия, но политической воли в этом вопросе не наблюдается, а насилие и вовсе запрещено законом.
А вас бесит, что для поездок в маршрутках нужно постоянно носить мелочь?
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.