Дороги и транспорт «Донашиваем» за другими. На каких автобусах частники возят пассажиров в Иркутске — разбор

«Донашиваем» за другими. На каких автобусах частники возят пассажиров в Иркутске — разбор

Узнали, у кого самые древние автобусы

Выясняем, на каких автобусах частники возят пассажиров в Иркутске? | Источник: Даниил Конин / «ИрСити»Выясняем, на каких автобусах частники возят пассажиров в Иркутске? | Источник: Даниил Конин / «ИрСити»

Выясняем, на каких автобусах частники возят пассажиров в Иркутске?

Источник:

Общественный транспорт в Иркутске чаще всего не вызывает у горожан ничего, кроме жалости, ненависти и ужаса. Это и неудивительно, ведь выбор у людей не очень большой: нужно либо ждать муниципальные автобусы, троллейбусы или трамваи, которых не так много, как хотелось бы, либо трястись в грязных и промерзших маршрутках или не самых комфортных пазиках или «корейцах», которым уже ставят прогулы в аду. Проанализировали подвижной состав частных перевозчиков и выяснили возраст и происхождение техники.

Для написания этого материала мы воспользовались данными из открытых источников: списки застрахованных машин размещены в реестрах Национального союза страховщиков ответственности (НССО), а предполагаемый возраст автобусов и регионы, откуда они поступили к нам, — на портале «Автобусный транспорт».

В Иркутске работает порядка 20 частных перевозчиков — как компаний, так и индивидуальных предпринимателей. Рынок между ними поделен давно и прочно. Этому способствует система конкурсов на право перевозок, которые организует иркутская мэрия. В отличие от маршрутов с регулируемыми тарифами, на которых заключаются срочные контракты на год (их обслуживают муниципальные «Иркутскавтотранс» и «Иркутгортранс»), частникам после победы на конкурсе выдается специальное свидетельство, действующее на протяжении пяти лет.

Некоторые компании работают на своих маршрутах десятилетиями. Это касается, например, новоленинских перевозчиков или семейства Забановых, которое когда-то давно забрало себе один из самых длинных городских маршрутов — восьмидесятый. Новые лица на рынке появляются крайне редко. Последней такой стала фирма «БайкалАвтоТранс» предпринимательницы Алены Михеевой, которая за последние пару месяцев выиграла конкурсы на два закрытых ранее маршрута — № 74 из Первомайского в центр и № 90 из Студгородка в аэропорт.

Всего в страховых листах иркутских компаний значатся более 900 машин, из них две трети — это автобусы малого класса вместимостью до 25 человек. Иначе говоря, маршрутки. На средний класс (от 40 до 50 пассажиров) приходятся примерно 25% от общего числа автобусов (всего — 232 штуки). К ним можно отнести, к примеру, всем известные пазики, а также некоторые модели корейских автобусов. На большой класс приходится всего 11,7% от общего объема подвижного состава.

Иркутским перевозчикам принадлежит более 900 единиц техники, из них две трети — это микроавтобусы | Источник: Евгения Бикунова / Городские медиаИркутским перевозчикам принадлежит более 900 единиц техники, из них две трети — это микроавтобусы | Источник: Евгения Бикунова / Городские медиа

Иркутским перевозчикам принадлежит более 900 единиц техники, из них две трети — это микроавтобусы

Источник:
Тот самый малый класс — на фото. Этот микроавтобус за 12 лет сменил четырех владельцев | Источник: Даниил Конин / «ИрСити»Тот самый малый класс — на фото. Этот микроавтобус за 12 лет сменил четырех владельцев | Источник: Даниил Конин / «ИрСити»

Тот самый малый класс — на фото. Этот микроавтобус за 12 лет сменил четырех владельцев

Источник:

Автобусы большого класса в основной своей массе эксплуатируются несколькими перевозчиками. В их число входят группа компаний семьи Забановых («ТрансСибМаршрут», «Грааль» и «Звиавто», которые работают только на маршруте № 80), а также фирмы «Транс-Вест» (маршрут № 3), «Автомобилист» (такие автобусы используются только на 22-м маршруте из центра в Первомайский), «БайкалАвтоТранс» (№ 74 и 90) и «Слава» (в городе компания депутата гордумы Ростислава Белых обслуживает маршруты № 81 и 83, но автобусы большого класса на них не эксплуатируются).

Hyundai Aerocity — это, пожалуй, самая распространенная модель больших автобусов, которую только можно встретить в Иркутске | Источник: Даниил Конин / «ИрСити»Hyundai Aerocity — это, пожалуй, самая распространенная модель больших автобусов, которую только можно встретить в Иркутске | Источник: Даниил Конин / «ИрСити»

Hyundai Aerocity — это, пожалуй, самая распространенная модель больших автобусов, которую только можно встретить в Иркутске

Источник:
Автобус на фото работает в Иркутской области с 2011 года. Когда-то он ездил по маршрутам № 80 и 480, а теперь его используют на новообразованном 90-м | Источник: Даниил Конин / «ИрСити»Автобус на фото работает в Иркутской области с 2011 года. Когда-то он ездил по маршрутам № 80 и 480, а теперь его используют на новообразованном 90-м | Источник: Даниил Конин / «ИрСити»

Автобус на фото работает в Иркутской области с 2011 года. Когда-то он ездил по маршрутам № 80 и 480, а теперь его используют на новообразованном 90-м

Источник:

Как правило, корейские автобусы приезжают к нам с Дальнего Востока, и в этом нет ничего удивительного ввиду близости этого региона с Южной Кореей. До определенного момента машины Hyundai и Daewoo были базовыми не только для тамошних частников, но и для муниципальных перевозчиков. Со временем их стали менять на другие автобусы, а старые отправились по городам России. Многие осели именно в Иркутске.

Но иногда в местном большом классе встречаются и весьма неожиданные образцы. К примеру, на межмуниципальном 480-м маршруте Иркутск — Луговое, который обслуживает Владимир Забанов (собственник компании, работающей на «восьмидесятке») есть целый один отечественный НЕФАЗ-5299. На фоне армии «корейцев» семейства Забановых он довольно сильно выделяется. За последние пару лет мы привыкли, что НЕФАЗ стал базовой маркой для муниципального «Иркутскавтотранса».

НЕФАЗ — один из редких образцов отечественных машин в автопарке семьи Забановых | Источник: brabarkus / «Автобусный транспорт»НЕФАЗ — один из редких образцов отечественных машин в автопарке семьи Забановых | Источник: brabarkus / «Автобусный транспорт»

НЕФАЗ — один из редких образцов отечественных машин в автопарке семьи Забановых

Источник:

Машины среднего класса вместимости чаще всего можно встретить на популярных маршрутах, связывающих Ново-Ленино с другими районами города (10, 65, 66). Самыми распространенными автобусами этого типа в Иркутске являются машины ПАЗ-3205. Эти машины начали производить на закате Советского Союза и продолжают это делать по сей день. Большинство перевозчиков имеют автобусы, произведенные в период с 2010 по 2017 год, хотя периодически встречаются и более старинные образцы (2005–2007 годов).

Автобусы ПАЗ — один из самых распространенных видов общественного транспорта в Иркутске | Источник: Даниил Конин / «ИрСити»Автобусы ПАЗ — один из самых распространенных видов общественного транспорта в Иркутске | Источник: Даниил Конин / «ИрСити»

Автобусы ПАЗ — один из самых распространенных видов общественного транспорта в Иркутске

Источник:

Изредка пазики можно увидеть и не у «новоленинских» перевозчиков, но чаще всего они задействованы на пригородных маршрутах. К примеру, по данным портала «Автобусный транспорт», фирма «Бригада» (одна из основных фирм, работающих на нескольких популярных иркутских маршрутах) имеет в своем подвижном составе девять автобусов ПАЗ, которые возят пассажиров по загородным направлениям. В большинстве случаев «Бригада» была не первым владельцем пазиков: некоторые машины когда-то были служебным транспортом различных ведомств либо принадлежали другим местным перевозчикам.

Кондовые пазики также можно встретить и у фирмы «Ковчег». Она — одна из немногих частных компаний, которая совмещает работу в Ленинском (13-й маршрут из Ново-Ленино до цирка) и Октябрьском округах (маршруты № 4 и 10т — из Университетского и Синюшки соответственно в центр города).

На фоне других перевозчиков выделяется «Слава» — эта компания не стала ограничиваться старыми моделями ПАЗа и приобрела новенькие ПАЗ Vector Next 2021 года выпуска. Большинство из них используются на межмуниципальных маршрутах, но периодически их можно увидеть и на внутригородских линиях (например, на маршруте № 83, который соединяет микрорайон Радужный с центром). Правда, всё-таки основную базу автопарка «Славы» составляют миниатюрные «Газели» разной степени свежести (от построенных год-два назад до изрядно «поношенных», доставшихся от других фирм).

Как мы уже говорили выше, значительная часть перевозок в Иркутске приходится на микроавтобусы. При этом, в отличие от больших автобусов, большая часть транспортных средств малого класса довольно свежая — многие машины были собраны 6–7 лет назад.

Годы идут, а маршрутки по-прежнему остаются самым распространенным видом общественного транспорта. Его используют не только частники, но и муниципальный «Иркутскавтотранс» (правда в очень ограниченных количествах) | Источник: Даниил Конин / «ИрСити»Годы идут, а маршрутки по-прежнему остаются самым распространенным видом общественного транспорта. Его используют не только частники, но и муниципальный «Иркутскавтотранс» (правда в очень ограниченных количествах) | Источник: Даниил Конин / «ИрСити»

Годы идут, а маршрутки по-прежнему остаются самым распространенным видом общественного транспорта. Его используют не только частники, но и муниципальный «Иркутскавтотранс» (правда в очень ограниченных количествах)

Источник:

В малом классе наиболее популярные средства передвижения — отечественные микроавтобусы ГАЗ Next, а также машины других марок, собранные на этом шасси (например, «Луидор-2250»). Также довольно часто можно встретить иностранные Ford Transit, Mercedes-Benz Sprinter, Peugeot Boxer и FIAT Ducato, значительная часть из которых была собрана в России. Как правило, эти иномарки довольно «уставшие» — они были построены порядка 14–15 лет назад.

Одна из таких машин — Mercedes-Benz Sprinter с госномером Е 622 ОВ 750 вошла в топ самых старых автобусов, используемых иркутскими перевозчиками, и, в отличие от многих своих собратьев, это — «чистокровная немка». Она была построена в 2007 году. У этой машины очень непростой жизненный путь. До 2013 года она использовалась в Германии, но затем ее выкупила «Воронежская транспортная компания». Вплоть до 2015 года она возила пассажиров в Воронежской области, а с 2016 по 2017 год трудилась в соседней Липецкой. В Приангарье эта «микрашка» оказалась в 2019-м и с тех пор сменила трех владельцев. Сейчас ее можно встретить на маршруте № 4к «Центральный рынок» — «Пискунова».

Предельный срок эксплуатации автобусов составляет 10–15 лет, но для Иркутска и 18 лет — это не предел | Источник: Евгения Бикунова / Городские медиаПредельный срок эксплуатации автобусов составляет 10–15 лет, но для Иркутска и 18 лет — это не предел | Источник: Евгения Бикунова / Городские медиа

Предельный срок эксплуатации автобусов составляет 10–15 лет, но для Иркутска и 18 лет — это не предел

Источник:
Этот микроавтобус уже отметил свое 18-летие — очень почтенный возраст для техники. Но по внешнему состоянию этого и не скажешь | Источник: monochrome / «Автобусный транспорт»Этот микроавтобус уже отметил свое 18-летие — очень почтенный возраст для техники. Но по внешнему состоянию этого и не скажешь | Источник: monochrome / «Автобусный транспорт»

Этот микроавтобус уже отметил свое 18-летие — очень почтенный возраст для техники. Но по внешнему состоянию этого и не скажешь

Источник:
Микроавтобусы составляют две трети от общего числа техники, занимающейся перевозкой пассажиров в Иркутске | Источник: Даниил Конин / «ИрСити»Микроавтобусы составляют две трети от общего числа техники, занимающейся перевозкой пассажиров в Иркутске | Источник: Даниил Конин / «ИрСити»

Микроавтобусы составляют две трети от общего числа техники, занимающейся перевозкой пассажиров в Иркутске

Источник:

Можно ли избавиться от маршруток?

Этот вопрос волнует многих иркутян. Осенью 2024 года мы составляли народный антирейтинг общественного транспорта на основе жалоб горожан в Telegram-канале «ИрСити». Большая часть критики досталась маршруткам — № 2, 4, 23 и 45.

Чаще всего жители города отмечают, что частники устраивают гонки за пассажирами и очень опасно водят (иногда это становится причиной аварий), не соблюдают расписание, машины находятся в неудовлетворительном состоянии. И всё это — на фоне постоянно растущих цен на проезд. На некоторых маршрутах тарифы поднимут до 40–45 рублей. Говорить о каком-либо комфорте за эти деньги не приходится.

Сфера пассажирских перевозок в Иркутске далека от идеала | Источник: Даниил Конин / «ИрСити»Сфера пассажирских перевозок в Иркутске далека от идеала | Источник: Даниил Конин / «ИрСити»

Сфера пассажирских перевозок в Иркутске далека от идеала

Источник:

В Иркутске очень давно говорят о необходимости проведения транспортной реформы. На сегодняшний день в городе реализовано следующее: приобретена новая техника для «Иркутскавтотранса», а также проведено повышение цен на проезд. В сентябре 2024-го в Иркутске начали анализировать пассажиропоток и изучать мнение горожан о работе общественного транспорта, однако результаты этой работы пока не публиковались. Это обещают сделать только после лета 2025 года.

Мы обратились к экспертам в транспортной отрасли чтобы узнать, почему маршрутки оказались столь популярными среди коммерческих перевозчиков и есть ли шансы, что когда-нибудь в Иркутске удастся от них избавиться. По словам руководителя транспортной консалтинговой компании InnovaTransport Алексея Смирнова, основная причина популярности микроавтобусов заключается в их доступности и гибкости использования.

— Стоимость [маршруток и больших автобусов], конечно, отличается. Может, и не в разы, но закупить несколько мелких автобусов легче, чем больших. В то же время национальные программы позволяют субсидировать обновление подвижного состава, чем успешно пользуются разные регионы (например Казань и Нижний Новгород), — рассказал специалист.

Если городские власти понимают и видят, что у них происходит в пассажирских перевозках, и они могут оперативно настраивать маршрутную сеть, то в целом избавляться от маршруток выгодно: повышается качество транспортного обслуживания населения.

По его словам, в ряде регионов, где транспортную реформу удалось довести до логического завершения, власти внедрили жесткий контроль за перевозками на общественном транспорте, упорядочили перевозки, создали единые требования к перевозчикам, начали разыгрывать контракты на перевозки. Работать «в черную» стало невыгодно и опасно.

Согласно рейтингу городов России по качеству общественного транспорта, составленному компанией Simetra, ведущие позиции в стране по этому показателю занимают Пермь и Новокузнецк (Иркутск же находится на 70-м месте из 100 возможных). В этих городах удалось провести транспортные реформы, в результате которых был полностью обновлен подвижной состав и снижен его средний возраст, увеличилась доля низкопольных автобусов, изменились схемы маршрутов (в том числе появились внутрирайонные направления), введена повсеместная безналичная оплата. В Перми с 15 апреля исчезнет возможность оплаты проезда наличкой.

Правда устранение маршруток и увеличение доли автобусов среднего и большого класса могут быть сопряжены с рядом сложностей, с которыми столкнутся в первую очередь пассажиры, считает директор Института транспортного планирования Михаил Якимов.

По его словам, для Иркутска с его количеством населения существующий объем транспорта можно назвать избыточным.

— Исходя из общей здравой логики, представляется, что чем больше транспорта работает на маршрутной сети, тем меньше интервалов движения, тем меньше ожидание транспортного средства на остановке. И соответственно тем больше экономится время пассажиров. С другой стороны, позволяет ли существующая маршрутная сеть разместить все эти 900 транспортных средств? Позволяют ли выделенные линии, остановочные комплексы, участки уличной дорожной сети в центре города вместить такое большое количество? — задается вопросами эксперт.

Ответы на эти вопросы являются основным препятствием, вследствие которого многие города переходят с подвижного состава малого класса на подвижной состав большого и особо большого класса.

Кроме того, перевод части маршрутов на обслуживание автобусами большого и особо большого класса позволяет решить еще и ряд экономических задач. В том числе уменьшить количество подвижного состава, уменьшить затраты, в частности, сократить количество водителей.

— Однако, с другой стороны, это приводит к увеличению интервала движения, а следовательно, увеличению времени ожидания пассажиров транспортного средства на остановке. Это уже является негативным фактором для самого пассажира, — отметил Якимов.

К замене так называемых маршруток на автобусы большого и особо большого класса следует подходить с умом, это палка о двух концах.

Он также добавил, что в городах, где такое понятие, как «маршрутка» кануло в лету, обычно сильные позиции имеют соответствующие подразделения транспортной администрации городов и регионов, отвечающие за организацию транспортного обслуживания населения, формирование маршрутной сети, качество и безопасность регулярных перевозок.

Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE3
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
7
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления