Иркутские путешественники хотят совершить путешествие вокруг Байкала и объехать его по льду на мотовездеходах всего лишь за восемь дней. Экстремальная экспедиция стартует из Листвянки утром 2 февраля, а вернуться группа должна к вечеру 9 числа. Путь в 2 тысячи километров за такой короткий отрезок времени, да еще и в начале февраля, не проходил еще никто. Поэтому иркутяне претендуют на рекорд России. Подробности экспедиции корреспонденту «ИрСити» рассказал один из ее участников, Александр Цыпкин.
— Идея такого путешествия родилась у меня во время прошлогодней поездки на Байкал. В марте 2022 года я пересек Байкал по льду от самой южной точки до самой северной: от Култука до Нижнеангарска. У меня был одиночный автономный переезд на мототягаче, но эту экспедицию я никак не зафиксировал. Поэтому у многих родились сомнения, что я сделал это сам, в одиночку, без чьей-то помощи и выходов на берег. Тогда я и решил, что мы обогнем Байкал по льду и зафиксируем эту поездку в Книге рекордов России, — сообщил Александр Цыпкин.
В экспедицию отправятся четверо опытных путешественников: Евгений Днепровский, Андрей Амагзаев, Михаил Петров и Александр Цыпкин. Вместе они не раз ходили в горы, пешие походы и ледовые переходы.
— Это всё проверенные ребята. В 2021 году мы пересекли Байкал по льду в его самом широком месте — между деревней Зама и поселком Усть-Баргузин. У нас вышло 115 километров, мы шли 4 дня и 3 ночи, ночевали прямо на льду в палатке без обогрева. Температура «за бортом» опускалась до -37 градусов. То есть условия были довольно экстремальные, но ребята показали себя надежными товарищами, — продолжил Цыпкин.
Для ледового путешествия группа выбрала мотовездеходы «Байкал 4 х 4», которые производятся непосредственно в Иркутске.
— Техника очень серьезная. Мы специально берем такой транспорт, у которого есть и кабина, и «жилой» отсек. Это всё, конечно, условно, но в кузове можно будет организовать спальные места, а это важно при наших условиях. Все-таки мы будем в пути 8 дней, нам нужно будет отдыхать, спать ночью, потому что переходы ожидаются напряженные, — поделился путешественник.
Каждый день команде нужно будет проходить не менее 250 километров, чтобы уложиться в запланированное время. Кто-то может подумать, что это мелочь, но только не по льду Байкала, который коварен, непредсказуем и опасен.
В Листвянку путешественники прибудут 1 февраля. Там они подготовят технику и себя к экспедиции, а рано утром 2 февраля выдвинутся в путь. Первая ночевка будет организована на льду Малого Моря в районе пролива Ольхонские ворота. 3 февраля группе предстоит добраться оттуда до мыса Заворотный, где она разместится на второй ночлег.
— Третья ночевка у нас уже будет в районе поселка Нижнеангарск — это самая северная точка Байкала, а четвертую ночь мы рассчитываем встретить в районе Ушканьих островов, недалеко от полуострова Святой Нос. Затем мы переночуем в районе поселка Энхалук, обойдем Селенгу, а шестую ночь проведем недалеко от Танхоя, — поясняет Александр.
Заключительную, седьмую, ночь иркутяне встретят уже на Иркутской стороне Байкала — в поселке Култук, а рано утром 9 февраля поедут оттуда до Листвянки, где их маршрут замкнется. Группа рассчитывает завершить экспедицию к вечеру 9 февраля.
Чтобы совершить такое рискованное путешествие, иркутянам придется взять с собой довольно солидный запас вещей, еды и топлива. Кроме того, при себе необходимо иметь некоторые инструменты на случай форс-мажора.
— Мы не только берем с собой теплые пуховики, обувь, перчатки и зимнюю одежду, мы берем всего этого по два комплекта на случай, если вдруг машина провалится. Также берем инструменты и приспособления, которые помогут вездеход вытащить из трещины или починить, если он сломается. Мы знаем, как ходить по льду, делали это не раз, поэтому берем всё, что может пригодиться. Спальные места мы организуем в будках наших мотовездеходов, которые мы будем отапливать с помощью сухого фена. Берем также лежаки и спальники. Это на случай, если печка перестанет работать, а это более чем возможно, и нам придется ночевать на холоде. К этому мы тоже готовы, — заверил путешественник.
Походную кухню мужчины также организуют в кузове тягача. Для приготовления еды они берут с собой специальные плитки и даже позницу, чтобы готовить позы. Также в запасе будут пельмени, мясо, сублиматы и немного овощей с фруктами.
— С нами едет Михаил Петров, вот он очень хорошо, быстро и вкусно готовит. У нас будет с собой много пельменей, позы и мороженое мясо, то есть то, что можно легко хранить на морозе. Утром будем питаться сублиматами, фактически кашами, на обед — пельмени, а на ужин уже что-то более серьезное. Также берем чуть-чуть овощей и фруктов, их повезем в кабине, чтобы не замерзли, — рассказывает Александр Цыпкин.
Также у мотопутешественников будет с собой 700-литровый запас бензина, потому что автономность не предполагает выхода на берег даже ради дозаправки. Помимо бензина иркутяне возьмут 20–40 литров керосина для кухонной плитки и 20 литров дизельного топлива для отопителя.
Чтобы экспедиция была безопасной и обошлась без лишних приключений, участники уже обговорили меры предосторожности, которые они будут четко соблюдать.
— Во-первых, дистанция движения. Мы будем четко отслеживать расстояние между машинами, чтобы, если одна угодит в трещину, вторая смогла ее вытащить. Для этого же на каждой установлены специальные лебедки и упоры. В кабинах у нас будет по четыре рации, с помощью которых мы сможем переговариваться между собой. Кстати, наши вездеходы имеют положительную плавучесть, то есть теоретически могут плавать и не должны утонуть. Испытывать такое на себе не хочется, но хорошо, что такая опция есть, — говорит Цыпкин.
Для тех отрезков пути, где не будет сотовой связи, у путешественников есть спутниковая, а также офлайн-навигаторы, которые показывают трек даже без подключения к интернету.
Все восемь дней группа будет двигаться со скоростью не более 25–30 километров в час. Разгоняться сильнее нельзя — это помешает отследить ледовую обстановку. Поэтому, чтобы проходить запланированные 200–250 километров в день, путешественникам понадобится проводить за рулем не меньше 9–10 часов.
— Это всё примерный план. На месте, конечно, будем смотреть. Если получится ускориться и улучшить наш результат, будет хорошо, — обращает внимание иркутянин.
Говоря об амбициозной цели установить рекорд России, Александр отмечает, что заявка в оргкомитет уже подана, осталось только соблюсти все процедуры. Для этого в машинах установлены регистраторы с большим объемом памяти. Все 8 дней они будут непрерывно фиксировать, что происходит внутри и снаружи, а потом записи посмотрят эксперты Книги рекордов. Также участники экспедиции передадут трек самого путешествия, чтобы оргкомитет решил: присваивать рекорд или нет.
— Есть много нюансов, из-за которых рекорд нам могут не дать, но мы постарались предусмотреть всё, чтобы подтвердить его, — уверяет Александр.
Путешественник объясняет, что уникальность экспедиции заключается как минимум в трех моментах. Во-первых, нет ни одного официального подтверждения того, что кто-то делал подобное раньше. Во-вторых, тот факт, что такой сложный маршрут группа намерена преодолеть всего за 8 дней. Наконец, автономность этой вылазки: экспедиция не будет выходить на берег, не будет дозаправляться или докупать продукты.
— Ну и еще важно то, что мы проходим этот маршрут в самое суровое время на Байкале. В начале февраля всегда дуют сильные ветра и держатся морозы. При этом байкальский лед еще только заканчивает вставать, поэтому высок риск угодить в трещины или промоины. В начале февраля вокруг Байкала еще точно никто не ходил и не ездил, — уверен Александр Цыпкин.
Однако рекорд — это все-таки не главная цель мотопутешественников. По большому счету, его регистрируют, чтобы люди поверили и не сомневались, что такое путешествие за такой промежуток возможно.
— Это, скорее, испытание себя и техники на прочность. Хочется понять, сможем ли мы его пройти, есть ли запал на более грандиозные, амбициозные путешествия и маршруты. Как знать, возможно, в следующий раз мы поедем куда-нибудь на Северный или Южный полюс, — рассуждает путешественник.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.