Образование И.о. ректора ИрГАУ о кризисе в вузе: 2016 год будет очень тяжёлым

И.о. ректора ИрГАУ о кризисе в вузе: 2016 год будет очень тяжёлым

Прокуратура Иркутской области выявила долги по зарплате в Иркутском государственном аграрном университете (ИрГАУ) на 36 миллионов рублей за ноябрь и декабрь 2015 года. Кроме того, по словам сотрудников университета, не выплачивается зарплата за январь.

Прокуратура Иркутской области выявила долги по зарплате в Иркутском государственном аграрном университете (ИрГАУ) на 36 миллионов рублей за ноябрь и декабрь 2015 года. Кроме того, по словам сотрудников университета, не выплачивается зарплата и за январь. Исполняющий обязанности ректора Ярослав Иваньо в интервью порталу «ИрСити» рассказал о причинах задержек зарплат и о способах выхода из затянувшегося кризиса.

Ректор ИрГАУ Геннадий Такаландзе был уволен в начале декабря 2015 года до истечения срока трудового договора. В июле 2015 года выяснилось, что у Такаландзе долг в 28 миллионов рублей, судебные приставы закрыли ректору выезд за границу и лишили его половины зарплаты в счёт погашения долга.

В августе 2015 года следователи провели обыски в ИрГАУ по делу о передаче земель под лыжней университета дачному некоммерческому товариществу «Мысовое». По мнению прокуратуры, Такаландзе превысил свои полномочия, сняв земельный участок с кадастрового учёта без согласования с собственником – Российской Федерацией.

- Как в Иркутском государственном аграрном вузе образовалась задолженность по зарплате в 36 миллионов рублей?

- Всё началось в 2012 году, вернее в конце 2011 года, когда к власти пришёл Геннадий Такаландзе. Он посмотрел, в каком состоянии находится вуз. Например, наш корпус на Байкальской – институт повышения квалификации – был в полуразрушенном состоянии. Там были посторонние люди, занимали площади. Когда ректор пришёл, он всех повыгонял. Стратегия была в возобновлении материально-технической базы, создании современного вуза.

При этом ректор видимо как-то знал… Я предполагал, что будет дополнительное финансирование, что он выбьет его, потому что работал проректором по административно-хозяйственной части около 20 лет, если не больше. Практически всю жизнь.

Год проходит – всё изменилось, народ начал аплодировать. Проходит два, всё меняется, но в 2015 году начались потихоньку задержки заработной платы. И тут вдруг взвыли ребята, которые проводили ремонт – они сделали окна, реконструировали… Ни копейки украдено не было, но они встали на дыбы: мы же деньги вкладываем, а вы нам ничего не платите. Ректор всё время ходил, добивался, добивался. Министерству сельского хозяйства РФ, видимо, всё надоело, и они прекратили с ним контракт.

На сегодняшний день у нас заблокированы счета. Что это означает? Что я не могу в нормальном ритме выплачивать заработную плату. И если я с ними не договорюсь, то не смогу заплатить.

Мы нашли выход: преподаватели также подадут исковые заявления через прокуратуру, им будут выдавать заработную плату, а эти ребята подождут. Это дикость, и это не выход из ситуации. На сегодняшний день задолженность за ноябрь и декабрь у нас составляет 35,78 миллиона.

По сути эта ситуация возникла, потому что мы не можем рассчитаться с кредиторами, долгами за эти строительные работы и реконструкцию, которая была сделана.

Об этой ситуации все знают. Я исполняю обязанности ректора с 9 декабря. Первое, что я сделал, когда приехал из Москвы, предложил объяснить людям ситуацию, в которой мы оказались. Я ходил на все шесть факультетов, со всеми встречался. Я не закрываюсь на ключ и ни от кого не прячусь. В Министерство сельского хозяйства РФ отправлены все листы, сколько у нас задолженность и как её погашать.

На сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что у нас по 2015 году не только огромная задолженность по заработной плате – бог с ней, у нас ещё огромные долги по Пенсионному фонду и по налогам, а там ребята тоже не церемонятся. Я на себя сейчас взял миссию как-то разрулить эту ситуацию и завтра (27 января – ред.) еду в Москву в продолжение этого разговора. В лучшем случае, если бы нам Министерство сельского хозяйства погасило долги, мы бы вздохнули. Ситуация не изменится, пока мы не рассчитаемся с кредиторами.

Некоторые преподаватели понимают ситуацию. Я мог бы сейчас поднять фотографии того состояния, в котором мы жили, и того состояния, которое есть сейчас… Поэтому, упаси бог, я никогда не буду осуждать моего предшественника.

Оптимистичный прогноз заключается в том, что Министерство сельского хозяйства даст мне какие-то суммы, и я смогу с людьми рассчитаться. Но есть же и плохой вариант, потому что на 20% сократили финансирование всех вузов по госбюджетному заданию Минсельхоза РФ.

- Скажите, пожалуйста, хотя бы какая-то часть зарплаты выплачивается преподавателям?

- Совершенно верно, но она выплачивается диким способом. У нас есть задолжники среди студентов-коммерсантов. Те, кто учатся по внебюджтеу, платят через кассу, и мы эти деньги пускаем на заработную плату, потому что те деньги, которые приходят к нам на счета, сразу же арестовываются. И проблема даже не в этом, а в том, что если мы не разблокируем счета, то студенты не получат стипендию.

Какая сейчас политика? Мы выплачиваем малоимущим. Но, понятное дело, малоимущие, кого они сейчас интересуют? Кто-то хотел уйти в отпуск, и теперь требует у меня задолженность по заработной плате, например, 100 тысяч рублей за 2 месяца. Я, как и все они, не получаю ни копейки, как тот капитан, который должен с этого корабля уходить последним. Получат они деньги – я получу.

- Как выстроена система выплаты заработной платы? Я общалась с несколькими сотрудникам университета, которые вообще ничего не получили за ноябрь и декабрь?

- Бухгалтерии было сказано, чтобы деканы расписали людей, чтобы они по очереди получали. Это первый вопрос. Второй – бухгалтерия подготовила для всех исковые заявления через прокуратуру. Все это согласовано с прокуратурой Иркутского района. Бухгалтерия берёт централизовано заявления, везёт в прокуратуру, через 10 дней разблокируются счета, и средства идут на зарплату этим людям. На сегодня написали исковые на 10 миллионов. Вот эти 10 миллионов, они получат, когда они придут. Например, с Министерства сельского хозяйства. Третье – сейчас не я виноват, что нет зарплаты за январь, потому что Министерство сельского хозяйства только на прошлой неделе распределило деньги.

- Речь идёт о том, что не за январь зарплаты нет, а за ноябрь и декабрь…

- Я понимаю, но у меня нет сейчас этих денег, чтобы им заплатить, я могу сейчас им выделить из той суммы, которую нам дали студенты по внебюджету. У меня нет других источников. Почему я хожу по Министерству сельского хозяйства? Чтобы нам дали какие-то деньги, и мы бы часть этих денег тоже людям выплатили.

Есть три источника финансирования. Первое – деньги, которые поступают в кассу. Второе – разблокирование счетов, на счета у нас по внебюджету тоже могут поступать какие-то деньги. Третий источник – Минсельхоз. Оно даёт нам госбюджетные деньги, разблокируются эти 10 миллионов. Они уходят за ноябрь и декабрь. И параллельно, если там деньги останутся, то я могу выплачивать за январь и, возможно, погасить часть за февраль. Ни копейки из этой суммы на другие цели не идёт, только на поддержание определённых структур. Например, топливо, чтобы поддерживать автобусы, на ремонт, если вдруг крыша полетит. Не дай-то бог, если у нас что-то случится с котельной, которая обслуживает весь посёлок Молодёжный.

Я каждый день живу этими проблемами, ко мне каждый день приходят люди, но как я могу, например, 20 тысяч (поступления по внебюджету в кассу – ред.) распределить справедливо.

- Какой ваш прогноз развития ситуации?

- Оптимистичный прогноз заключается в том, что нам дадут деньги (Минсельхоз РФ – ред.). Но когда они придут – в первом квартале или во втором – неизвестно.

Мне дали план внебюджета. Сумма 112 (миллионов рублей – ред.), но я должен тоже предвидеть риски. И потом, как выпутаться из ситуации, когда у вас приход намного меньше, чем расход? Если я не разблокирую счета, не договорюсь с этими людьми (компаниями, выполнившими работы по реконструкции – ред.), я им всё равно должен дать какие-то деньги. Потому, если они встанут в позу, то у меня эта ситуация будет продолжаться не один год. Я уже сказал людям правду: у нас будет очень тяжёлый 2016 год.

Я не хочу, чтобы мы шли по худшему сценарию. А худший сценарий в том, что Министерство сельского хозяйства либо вообще ничего не даст дополнительно, либо выделит очень мало денег.

Я ещё не встречался с губернатором на предмет того, чем они нам могут помочь. Но они могут помочь только в содержании нашей котельной, потому что она обслуживает весь Молодёжный. Это тоже будут целевые деньги.

Эта ситуация сегодня не решится, и за квартал не решится. Надо постепенно, медленно погашать. Без нервов. Я прорабатывал вопрос кредитов. Мы бюджетная организация, но у нас есть ООО. Но что такое ООО? У него имущества, допустим, на 2 миллиона, дадут 4. Что я буду делать с этими 4 миллионами?

- О какой сумме задолженности за услуги и работы идёт речь?

- Например, долг по бассейну – около 78 миллионов. Я же не могу не ввести его в эксплуатацию – он готов. Мы с ними расписали, что вуз им должен платить ежеквартально по 15 миллионов. Внебюджет у нас обычно в среднем – 80 миллионов.

- Какие ещё есть пути выхода из ситуации?

- Никто просто так деньги не даст. Нет у нас таких спонсоров. У меня были летом проблемы (летом в ИрГАУ также задерживали зарплату – ред.), и я пытался одолжить деньги на время у наших сельхозпредприятий…

К чему надо прийти? Мы сейчас разбираем все направления помощи. Почему мы с вами встретились в министерстве сельского хозяйства Иркутской области? Потому что меня интересует развитие. А развитие – это сейчас разработка инвестпроекта по созданию агротехнопарка в Оёке. У нас там земли, когда-то это было хозяйство на всю Россию. Там должна быть интеграция науки, образования, новых технологий. У нас есть кадры, проблема в том, что нет техники и денег. Сейчас до 26 февраля мы должны сделать инвестпроект. Есть инвесторы, которые должны прийти, есть желание министерства сельского хозяйства поддержать это, сейчас разрабатывается инвестпроект. Он на начальной стадии.

Если я об этом не буду думать, если у меня голова будет болеть только о заработной плате, то тогда мне надо сказать: «Ребята, если кто-то хочет заниматься заработной платой, тогда я пишу заявление об увольнении и ухожу». Что меня держит в этой истории? Я хочу попытаться выпутаться из этой истории.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Мурашки бегут по коже». Иркутянка побывала в Камбодже и рассказала, почему ее стоит посетить хотя бы раз в жизни
Алина Ринчино
журналист ИрСити
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему путешествие в Южную Корею лучше курортов Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Чувствовала себя поэтессой на морях». Иркутянка второй год ездит в Сочи в ноябре — она рассказала, почему ей нравится там вне сезона
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления