Братск уже давно привык к разборкам между местными СМИ и властью – первые критикуют вторых, вторые отвечают опровержениями, периодически всё доходит до судов. Казалось, уже ничем и не удивить видавших виды горожан. Ан нет. Очередное критическое замечание в адрес властей города со стороны местного блогера Андрея Антоненкова, которого за популярность уже давно приравняли к СМИ, стало поводом аж для целого заседания Союза промышленников и предпринимателей Братска с участием в нём мэра Сергея Серебренникова и главы думы Ларисы Павловой. А по его итогу была создана специальная рабочая группы по анализу публикаций блогера. Изумлённые братчане потянулись за попкорном.
47 рублей за квадрат
Сайт Андрея Антоненкова существует с 2011 года. Средняя суточная посещаемость ресурса составляет 2-2,5 тысячи уникальных посетителей, это третий показатель среди братских интернет-сайтов – выше только сайт «Братской студии телевидения» и портал «Город». Над наполнением ресурса работает сам блогер и один журналист. Несмотря на позиционирование ресурса сайтом блогера, он больше напоминает традиционный городской портал – новости про жизнь города, фоторепортажи с мероприятий, множество комментариев, немного тематических разделов и реклама. Единственное отличие – наличие самого блога Антоненкова.
Собственно, с блога Андрея всё и началось. 26 января он там разместил пост «Зачем власти распродают имущество?». По ходу текста он в очередной раз вспомнил о проданном администрацией за последние годы имуществе и сокрушился о его стоимости – 9-этажная работающая гостиница «Братск» ушла за 36,5 миллиона рублей, здание бывшего ресторана «Кедр» - за 7,1 миллиона, помещения торгового центра «Дебют» - за 13,5 миллиона, здание с банями «Тонус» - за 8,3 миллиона, здание торгового центра «Зодиак» - за 9,4 миллиона. Для стороннего обывателя, не бывавшего в Братске и не знакомого с этими объектами, сложно представить, дёшево это или нет. Специально для этого Андрей приводит некоторые уточнения – здания продавались в рассрочку на 5 лет, где ежемесячный платёж превращался в совершенно символические суммы – например, за бани «Тонус» в месяц платят 138 тысяч рублей.
Новость о продаже «Тонуса» на сайте Антоненкова за 1 декабря 2015 года: «Немного математики. Общая площадь здания 2 931,9 квадратного метра. Цена продажи – 8 305 084 рублей. Таким образом, стоимость 1 квадратного метра здания составила 2 832 рубля. Для сравнения: аренда торговых площадей в некоторых торговых центрах города составляет около 2 000 рублей в месяц. Если учесть рассрочку, то ежемесячно в течении 60 месяцев (ведь рассрочка на 5 лет) новый собственник за каждый квадратный метр здания будет выплачивать 47 рублей 21 копейку. То есть, новый владелец будет в течение 5 лет платить по 47 рублей 21 копейки за квадрат и по истечении 5 лет он, тем самым, полностью рассчитается за здание. Сколько стоит в Братске аренда самых дешёвых неторговых площадей? 300-500 рублей за квадратный метр в месяц. Обязательно стоит отметить, что платят те самые 300-500 рублей в месяц обычный арендатор по истечении некоторого времени не приобретает права собственности на арендуемые площади».
Следом за этим Андрей ещё раз вспомнил про то, какие причины называли в администрации при продаже имущества по столь низким ценам, а затем каждую из них разбил в пух и прах, кажется, весьма адекватными доводами. При этом, в общем-то, нигде по тексту блогер не выходил за рамки, ограничиваясь лишь фактами из прошлого и настоящего города, законодательством и здравым смыслом. В завершение он поставил красивую, пусть кому-то и неприятную точку, сравнив проданное за 36,5 миллиона рублей 9-этажное здание работающей гостиницы «Братск», в котором находятся также работающие развлекательный центр, ресторан, таверна и офисы, с приобретаемым за 29 миллионов рублей недостроенным 2-этажным детсадом.
Пост увидели несколько тысяч человек, процитировал портал «Город», читатели шустро растащили его по соцсетям – в общем, он был обречён на популярность. Когда мнение блогера стало событием общегородского уровня, мэрия города уже не могла молчать.
О "заказухе" замолвите слово
Ответ был дан на муниципальном телевидение заместителем руководителя аппарата мэрии Братска Вадимом Скворцовым, отвечающим за имидж города (смотреть с 3.35 до 8.00 минуты).
«Современные информационные технологии предоставили широкие возможности всем, в ком живёт творческий зуд и желание публично высказать свою точку зрения на чтобы-то ни было. Но в то же время в профессиональной журналистской среде потребителей информации всё чаще говорят о нехватке добротных журналистских материалов, способных дать максимально объективное представление читателям, телезрителям, радиослушателям о событиях и явлениях в повседневной жизни», - начал с лиричного вступления Скворцов.
Затем перешёл на толстые намёки: «Всё больше появляется откровенно заказных материалов, в которых кого-то превозносят, кого-то низвергают. Белое бывает выдают за чёрное, и наоборот. И ведь всё за деньги. И ладно бы, если бы подобная заказуха была бы профессионально исполнена, но ведь зачастую такого накуролесят, что диву даёшься».
Затем чиновник в качестве примера привёл журналиста байкальского приложения «Московского комсомольца» Ксению Гавриш, которой «не понравилось» то, что мэр Братска провёл пресс-конференцию в Иркутске, а также его идея с промышленным туризмом и установившиеся братские отношения города с Республикой Крым. Скворцов посчитал, что в материале «барышни», как он обратился к Гавриш, не хватало аргументов. При этом доводов по поводу того, почему он привёл в качестве примера журналиста «МК» после слов о «непрофессиональной заказухе», не последовало (посоветовал бы Ксении обсудить с юристами эту запись, думаю, есть повод пойти в суд).
После того, как главный имиджмейкер города объяснил телезрителям, что такое заказная журналистика, он переключился на нашего главного героя – блогера Андрея Антоненкова. Его имени он называть не стал, но, судя по тексту обращения и по количеству других братских блогеров, угадать, кому адресовано послание, несложно.
«Имени его не называю по одной причине – хочу приватно спросить автора, действительно ли он не знает или по какой-то причине, как говорится, «включил дурачка»? Если Братск, как утверждает он, с 2008 года терпит бедствие и постоянно, цитирую, «находится в положении попрошайки», то пусть бы привёл примеры этого бедствия. Но примеров нет, да и не будет, пожалуй, - это же надо обращаться к специалистам и, может быть, даже убедиться в своей некомпетентности. То же самое и по муниципальному имуществу, что мешает спросить, почему объект продан за столько, а не за столько? Но интернет-писатель может позволить себе никуда не обращаться за разъяснениями, а профессиональный журналист, ну, просто обязан это делать, иначе грош ему цена. Поэтому прежде чем умилиться, восхититься, поверить написанному, надо бы поинтересоваться, а какова цена автора?» - повесил в воздухе вопрос чиновник, передав слово главе комитета по управлению муниципальным имуществом Петру Манушину.
Сам Манушин на обозначенную тему был краток – объяснил, что цена объектов высчитывается исходя из регламента и посоветовал особенно непонятливым подходить к нему лично за разъяснениями по ней.
Блогер не заставил мэрию ждать, ответив у себя на сайте на все адресованные ему в сюжете вопросы. Привёл подтверждающие бюджетные проблемы города примеры. Пояснил, как по просьбам заказчиков подрядчики-оценщики формируют цены объектов, и вспомнил, как, со слов того же Манушина, за 7 лет цена гостиницы «Братск» упала в два раза – при том, что и в первый раз, и во второй, вероятно, она высчитывалась по всем регламентам. Затем опроверг слова о своей продажности и в ответ на обвинения Скворцова усомнился в его собственной компетентности – мол, при наличии чиновника, отвечающего за имидж города, блогеры и СМИ должны знать ответы на все спорные вопросы от него.
В заключение Антоненков отметил, что не хочет кому-то навредить, а конкретно за мэра Сергея Серебренникова он даже сам лично голосовал на выборах. А все его публикации появляются лишь из-за того, что ему небезразличен город.
После такого заявления, казалось бы, любой патриотично настроенный братчанин должен был прослезиться. Но маховик скандала уже был запущен, и власти, видимо, восприняли пост как очередной вызов.
Последняя "перестрелка"
Ответный удар поразил своей нетривиальностью и масштабностью – Союз промышленников и предпринимателей Братска собрал первое в 2016 году заседание, на котором появились и мэр с главой думы. Решение заседания впечатлило не меньше – бизнес и власти создадут рабочую группу, которая будет следить за новыми публикациями Антоненкова, проанализирует уже вышедшие, а затем обратится в Роскомндазор. На заседании из СМИ, судя по отсутствию публикаций, была только муниципальная телекомпания.
«Теперь мой ход», - начал свой ответ в очередном посте блогер.
«Никаких оскорблений в моих заметках не было. Более того, в моих текстах нет ни названий фирм, ни тем более фамилий предпринимателей, купивших по невысокой цене здания в центре Братска. Да мне, честно говоря, и не интересно было даже знать, кто их купил. <…> Речь в текстах была о предыдущем собственнике зданий – об администрации Братска, но и тут я не указал ни одной фамилии. Более того, в заметках вообще не было попыток кого-то уличить или обвинить, главным тезисом было то, что администрация Братска ничего не сделала чтобы продать городское имущество как можно дороже. А ведь именно об этом совсем недавно говорил наш лидер Владимир Путин: нельзя продавать государственную собственность за копейки», - объяснился Антоненков, затем искренне удивившись вниманию к своей персоне со стороны такого количества серьёзных людей.
При этом блогер призвал чиновников прекратить заниматься «ерундой», решая городские проблемы путём давления на тех, кто о них говорит, вместо реального решения. При этом он отметил, что желание заткнуть «Город» и закрыть www.antonenkov.com не сходится со словами мэрии о развитии города: «И каков будет результат? Братск в этом плане сровняется с Тулуном, где есть два более-менее живых сайта: сайт администрации Тулуна и информационный сайт Тулуна. Рекомендую зайти и посмотреть на них. Таким мэр хочет видеть Братский интернет? Как-то это не сходится с заверениями о том, что власти хотят всесторонне развивать город...»
Точку блогер поставил не менее эффектную: «Хватит манипулировать предпринимателями и пытаться их настроить против меня и против других СМИ. Нужно научиться уживаться со СМИ, которые говорят в том числе неприятные для власти слова – таковы современные реалии, таков современный мир».
Борьба со свободой слова
Гендиректор юридической компании «Квиринал» Александр Лысанов, комментируя «ИрСити» ситуацию с правовой точки зрения, отметил, что поводов для обращения в Роскомндазор и суд он не увидел: «Блогер в своём первом материале высказывает своё личное мнение, апеллируя достоверными фактами – ценами на объекты. Соответственно, порочащих деловую репутацию сведений в его публикациях нет, так как все они основаны на достоверных фактах. Во второй публикации он приводит тезисы из сюжета о себе и разъясняет свою позицию.
Конечно, в постах блогера, ровно, как и в сюжете, могут присутствовать какие-то скрытые намёки, но с точки зрения юриспруденции их вряд ли стоит считать доводами для искового заявления. Я сомневаюсь в успешности этого начинания».
Сомневается в этом и сам Антоненков, вспоминая все судебные процессы, которые были выиграны им и порталом «Город» у местных депутатов. При этом в беседе с журналистом портала «ИрСити» он заявил, что все эти действия совершаются ради одной цели – давления на СМИ: «У нас последние 2 года власть как раз занимается тем, что подаёт на СМИ иски в суд. На «Город» постоянно подают в суд депутаты нынешние и бывшие, причём всегда их проигрывают. Вчера, вот, председатель думы Лариса Павлова пригрозила «Городу» иском. Это тенденция общегородская – борьба властей со свободой слова».
Главный редактор портала «Город» Андрей Васильев на вопрос «ИрСити» о возможной борьбе властей со свободой слова в Братске ответил по-философски: «Вряд ли Союз промышленников и предпринимателей Братска или дума города могут отменить некоторые статьи Конституции, в которых написано, например, что цензуры в Российской Федерации нет».
При этом он согласился с коллегой-блогером в части того, что заняться, в общем-то, мэрии есть ещё чем, помимо как разбираться в публикациях в интернете: «Я думаю, что у местных властей должны в приоритете быть задачи поважнее, чем собирать рабочие группы и дружно глядеть в «интернеты», или там собирать журналистов, чтобы одним из них пожаловаться на других. У нас тут проблемы с бюджетом, экология не ахти, молодёжь уезжает, плохие дороги и катастрофическая нехватка врачей. Вот эти проблемы нужно в первую очередь решать. СМИ же всегда готовы поддержать любые хорошие начинания».
После таких слов, в общем-то, и добавить нечего. Хочется лишь пожелать представителям власти города поскорее уже понять, куда они попали. Их подчинённые об этом, судя по словам Скворцова и Манушина, догадываются, говоря про век информационных технологий, где информацию не скрыть, а свои мнения может высказывать любой, но, видимо, из тактичности не говорят об этом начальству. И неважно, будут существовать портал «Город» и сайт блогера Антоненкова или нет – информация о продаже квадрата муниципальной собственности за 47 рублей в месяц всё равно будет появляться в Сети – в соцсетях, в блогах, на иркутских сайтах, на федеральных, в предвыборных материалах. И сопровождать её будет, верно, личное мнение автора о происходящем. Этот процесс уже не обратим – интернет Роскомнадзор по жалобе, уважаемые, закрыть не сможет. По крайней мере не по жалобе местных или региональных властей, а от других, тьфу-тьфу-тьфу, надеюсь, не будет.