Р!
05 ИЮНЯ 2020
04 июня 2020
03 июня 2020

Иркутский турбизнес отверг китайских инвесторов

Губернатор Иркутской области Сергей Левченко в середине мая встретился с делегацией из Китая, с которой обсудил возможности сотрудничества в сфере туризма. В составе делегации был и неназываемый китайский инвестор, который, как заметила позже руководитель агентства по туризму региона Екатерина Сливина, готов привезти в регион 1 миллион китайских туристов. При этом в объекты инфраструктуры инвестор готов вложить от 500 миллионов до 1 триллиона юаней. Такие заоблачные суммы вызвали лишь скепсис и тревогу у представителей туристического бизнеса Иркутской области, заявивших, что региональному туризму срочно нужна своя стратегия развития.

По данным правительства Приангарья, инвесторы из Китая готовы вкладывать деньги в проекты по развитию гостиничного бизнеса, экологическому и оздоровительному туризму, а также в модернизацию причалов и водного транспорта. Для этого нужна поддержка областных властей. Сергей Левченко положительно оценил инициативу гостей, заявив, что регион готов рассмотреть все предложения и при необходимости обратиться за помощью в правительство страны, подчеркнули в пресс-службе главы региона.

Представителям турбизнеса эту новость Екатерина Сливина сообщила на региональной научно-практической конференции «Практика и перспективы развития туризма в Байкальском регионе», которая проходит в Иркутске 17-18 мая. Она пояснила, что Китай рассматривает возможность вливания своих средств в один из трёх регионов: Приангарье, республика Хакасия и Красноярский край. По словам главы агентства, инвесторы видят наибольшую отдачу вложенных денег именно в Иркутской области. Связано это, в первую очередь, конечно, с близостью озера Байкала, которое для китайцев является «суперресурсом». Тем более, что турпоток из Китая в регион ежегодно растёт. Так, в 2015 году на фоне общего снижения численности туристов из-за рубежа (на 12,3%) число въехавших китайцев выросло на 63,4%.

Руководители туристических компаний и операторов отнеслись к этому сообщению главы агентства по туризму без энтузиазма. По их мнению, инвестор, зашедший в регион с миллиардами, вряд ли будет пользоваться услугами местных туркомпаний. Всему виной – бессистемное развитие туристической отрасли с 2010 года, когда перестала действовать концепция развития туризма. С тех пор не было принято ни одного стратегического документа.

Гендиректор туроператора «Байкалов» Анатолий Казакевич заметил, что если Китай заходит в какой-либо регион, то создаёт «систему закрытого типа», то есть строит свои дороги, свои гостиницы, устанавливает свои цены. По его словам, по такому принципу в Иркутской области уже два года работает китайский туроператор. При этом сам Казакевич не верит, что кто-то может вложить большие деньги в Байкал. По словам представителя туроператора, отрасль действительно страдает из-за отсутствия нормальной инфраструктуры, но решать эти вопросы регионы должны сами. Он сослался на опыт Республики Бурятия, которая успешнее Приангарья участвует в федеральных целевых программах.

Руководитель туркомпании «Байкал-Сити», председатель комитета по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной, ресторанной и гостиничной деятельности при Торгово-промышленной палате Восточной Сибири Марина Григорьева призвала региональные власти проявить патриотизм. По её мнению, конфликт землепользования с Прибайкальским национальным парком, существующий с 1996 года, поспособствует очистке берега Байкала от местного турбизнеса ради Китая: «Там построят города для китайцев. Где будете работать вы? И где будут отдыхать российские туристы? Они вложат миллиарды в дороги и очистные сооружения и заплатят нацпарку, чтобы их там не было. Но это не значит, что они будут пользоваться нашими средствами размещения и ездить к нам по нашим ценам. Это значит, что они у нас либо всё скупят, либо нас снесут на федеральном уровне».

По её словам, правительство РФ уже заказало Институту географии имени В.Б. Сочавы СО РАН провести оценку рекреационной нагрузки в Байкальской природной территории. Документ состоит из двух частей: инвентаризация рекреационной инфраструктуры и выводы о превышении рекреационной нагрузки, в том числе с описанием конфликта с Прибайкальским нацпарком. Он готов уже на 90%. Григорьева отметила, что на его основе могут быть созданы правила отдыха и туризма, которые сделают деятельность туркомпаний Приангарья неправильной и незаконной.

По мнению Григорьевой, выход из ситуации один — как можно скорее разработать собственные правила отдыха и туризма, а на их основе принять стратегию развития туризма в Приангарье.

Директор компании «Абсолютная Сибирь» Алексей Никифоров заметил, что поток туристов с каждым годом будет только расти, поэтому турбизнесу нужно быть готовым к тому, что берег Байкала будет отдан крупному инвестору или станет заповедной территорией. Поэтому компаниям следует переориентировать турпоток с берегов озера вглубь региона. Здесь он вспомнил проект туристического маршрута «Ангарский треугольник», идею которого высказывал ещё в 2012 году. Маршрут объединит три направления, связанных пунктами: Иркутск – Братск – Северобайкальск с возвращением в столицу Приангарья по Байкалу. Кроме того, можно разрабатывать маршруты в Тофаларию – местность в Нижнеудинском районе, окружённую Саянами. Там проживает один из самых малочисленных народов России – тофалары. Никифоров подчеркнул, что у бизнеса остаётся мало времени на переадресацию турпотока – всего 2-3 года.

Сливина согласилась с необходимостью срочно принять стратегию развития туризма и правила его организации, заметив, что этот документ станет «основой под деньги». По её словам, до февраля 2016 года у регионов России не было полномочий по развитию туризма, поэтому с точки зрения областной прокуратуры региональные концепции развития туризма, принятые с 2002 по 2010 годы, были незаконными. Сейчас область получила эти полномочия, поэтому законодательных барьеров больше нет. По словам руководителя агентства, концепцию по туризму необходимо создать к сентябрю – тогда министерство экономического развития Иркутской области подготовит общую стратегию развития региона до 2030 года.

Она заметила, что понимает обеспокоенность турбизнеса, но всё упирается в деньги. По её словам, ФЦП по охране озера Байкал заканчивается через 2 года, средств в федеральном бюджете нет. Регион выделяет лишь 8 миллионов рублей на отрасль, и увеличения этой суммы в ближайшее время не предвидится. Поэтому инвесторов всё равно придётся привлекать: «Китай — это лишь один из примеров. Не факт, что губернатор согласится запускать их сюда со своим миллиардом. В правительстве сидят адекватные люди, местные. Понятно, что такие решения не могут быть приняты в отрыве от общественности. Но бюджет по федеральной целевой программе урезали в 4-6 раз, в региональном бюджете негусто. А за одним крупным инвестором, подтянутся и другие».

Сливина также заметила, что, скорее всего, на финансовую поддержку извне может претендовать моногород Байкальск, в котором после остановки градообразующего целлюлозно-бумажного комбината особенно остро стоят проблемы экономического развития.

Получается, что деваться иркутскому турбизнесу некуда: проблемы в российской экономике вынуждают региональные власти искать крупные капиталы со стороны, чтобы дальше развиваться. Одна надежда на разрабатываемую стратегию развития туризма. Руководитель профильного агентства Екатерина Сливина готова рассмотреть любые предложения со стороны представителей компаний, чтобы насытить новый документ конкретными возможностями для совершенствования отрасли. Сами региональные туркомпании не способны в одиночку реализовывать крупные проекты, сейчас их внимание сосредоточено на развитии конкретных небольших территорий. В любом случае времени на критику предыдущего состава агентства по туризму нет, необходимо объединиться и искать новые направления и маршруты, чтобы не упустить клиента и деньги. Особенно, если Байкал будет потерян.

10 отзывов

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Финансирование тех или иных туристических направлений- это вопрос интересов государства. Например, на Крым у РФ есть деньги, а на Байкал - нет. Вывод - Байкал не нужен власти страны. Выходит,что он больше нужен Китаю, может отдать его им тогда? Хоть начнут его охранять, очистные построят, нам же все не досуг.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Что значит - отдать?! Тогда давайте всё, что у нас снабжается и обслуживается пока "не слава богу", отдадим Китаю. И не только в сфере туризма. С моногородами вот куча проблем, например. Давайте и их Китаю отдадим, по вашей логике-то! Пусть огородят колючей проволокой.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вообще, исходя из того, что китайцы у нас строят, торгуют, выращивают, теперь вот в туризм хотят и воду на Байкале разливать, там глядишь и в моногорода зайдут - мы и так всё отдаём постепенно с позволения федеральных властей, на всё забивших, важнее же Сирия с Украиной, только не афишируя ничего, по-тихому. Е

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Что такое "иркутский турбизнес"? Стул, стол и компьютер? Что он может? Поставить сараи на берегу Байкала и сливать в озеро отходы? Конечно он против Китая! Он же сольется сразу. Сколько налогов платит этот иркутский турбизнес))))) Против он. Смешно. Давайте оставим все как есть и дождемся экологического коллапса? Окончательного загаживания побережья этим иркутским турбизнесом? Покажите хоть одну турбазу с очистными сооружениями!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Подписываюсь почти под каждым вашим словом. Вы правы и по налогам и по коллапсу. Но невозможно существовать без "иркутского турбизнеса". Хоть это и стул, стол и компьютер. Нужно искать разумный и взвешенный баланс. А побережье загаживает не "турбизнес" как таковой, а все выстроенная система, которая представляет из себя одно большое ничего. Это один большой самострой в Листвянке с наладом дышащим причалом, дорожной полосой с три сантиметра, тремя мусорками, непонятными людьми, "сдающими места под парковку" за 100-200 рублей за машину и т.д. И у властей и у предпринимателей есть интерес в огромных торговых центрах в 8-10 этажей, за такое строительство есть силы и время бодаться и скандалить в судах, а туристическая деревня никому не нужна. Да и возьмите под микроскопом. Наша инфраструктура туристическая, крупная, по большому счету то собрана в двух-трех руках. Некоторые всегда будут против, придумывая всякие аргументы, пока не будет общего поведения, навязанного крепким кулаком одного "хозяина" области. Был один, по моему мнению, местный очень заинтересованный именно в туризме, да сплыл на своем корабле. Теперь имеем, что имеем. В тех же условиях, с теми же "документами" и отмазками это будет та же убогая Листвянка через пять лет. Потом федералам это надоест и отдадут тому же Китаю. П.С. Очень уважаю Анатолия Казакевича и всех представителей турбизнеса. Без них вообще бы и этого ничего не было. Может имеет смысл дать им возможность больше развиваться? Поддерживать их туристический бизнес, чтобы они были не против, а только за развитие, зная, что им это не принесет вытеснение с рынка и закрытие? Но это должны быть реальные проекты и деньги. А не "документы и программы развития"

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Просто местный бизнес лоббирует свои интересы не пуская в свою сферу других участников, в следствии чего такой ценник на предоставляемые услуги.

В качестве примера: Китайцам не дали построить горнолыжку на Байкале, хотя выгода очевидна конкуренция с горой Соболинной : -> снижение стоимости скипасов, повышение качества услуг, увеличение турпотока (как в Шерегеше), не выгодно только владельцам Соболинной

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Китайские деньги как всегда разворуют даже триллионы а китайцы в составе миллиона останутся.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вопрос с Байкалом зреет уже очень давно. Если местные власти не могут ничего сделать, или не особо хотят лезть в это, потому что это требует денег, ресурсов, специалистов и времени, то может имеет смысл дать возможность тем, кому это действительно интересно? Ну, серьезно. О каких моногородах идет речь? Байкальск? Да я Вас умоляю! Это полный отрыв от реальности какой то. Когда там будет что-то доступное кроме палаток и туалета в кустах? Братск? Это тоже смешно. Китайцы так и поедут туда! А смотреть что? Братскую ГЭС? Это уже прошлое столетие. Китайцев такими предприятиями не удивишь уже. У них свои сооружения есть и покруче. Они ориентируются именно на Байкал, на природу. Поэтому и едут сюда толпами. А инвесторы если не зайдут на федеральном уровне с поддержкой властей, они так или иначе зайдут. Да тем, кому это интересно, те уже здесь! И работаю в этой сфере! Можно отпинываться сколько угодно от денег инвесторов и сидеть на том же уровне еще лет 10-15, писать "документы по развитию" и реально ничего не делать. Если китайцы делают "закрытый турбизнес" так не дайте им. Разве нельзя диктовать свои условия на СВОЕЙ земле? Что они, увезут причалы, дороги и гостиницы обратно в Китай? Нужно мыслить в настоящих реалиях.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Тема эта вечная для нашей страны. Инвестор ведь хочет заработать, а не подарить. И он будет строить объекты приносящие прибыль, а не инфраструктуру общего пользования бесплатно для всех. Наивные люди думают что, если у государства нет денег (или не хотят) на развитие объектов общего пользования, то удастся обмануть иностранцев (им все равно некуда деть свои деньги.)). Не пущать - вот наш девиз, или пущать? Но пусть сначала заплатят (кой кому). А китаец хитрый такой - уехал

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А никто его и не отгораживает от своего "зарабатывания". Для того чтобы делать какие то выводы нужно развивать инфраструктуру, строить эти объекты. Невозможно создать эту "автономию" только для китайцев, а русских и всех остальных что, не пускать? ))) Наивность это принимать "правила" и "резолюции" и сидеть дальше и ждать чуда.