Портал «ИрСити» продолжает серию интервью с кандидатами в Госдуму по одномандатным округам. Какие условия необходимы российской экономике для роста, какова альтернатива капитальному ремонту, какие реформы нужно проводить в здравоохранение и как ТОС (территориальное общественное самоуправление) может стать альтернативой управляющей компании, рассказал кандидат по Шелеховскому округу от «Справедливой России» Георгий Комаров.
- Расскажите, пожалуйста, о себе. Почему решили баллотироваться?
- Родился я в Чите, когда моих родителей из Иркутска направили туда служить, но через несколько лет наша семья, получив квартиру, вернулась обратно в Иркутск, в закрытый в то время микрорайон Зелёный. У меня двое детей, супруга из Шелехова. Я закончил Авиационный техникум, а затем Московский авиационный институт. Успел поработать на Иркутском авиационном заводе по специальности в течение 2 лет. После, с 2001 года, работал в Шелехове на алюминиевом заводе (ООО «СУАЛ – ПМ»), сначала электромонтажником, потом получил должность главного специалиста службы связи, поэтому специфику работы больших предприятий знаю изнутри. Но после массового сокращения в 2007 году я решил попробовать организовать свою фирму, которая занималась реализацией различных проектов в сфере инженерных сетей и инфраструктуры связи.
- А как ваша фирма пережила кризис 2008-2009 года?
- Почему-то на нас, на инженерно-технической отрасли, он сильно не сказался. Конечно, мы почувствовали кризис, но у нас были крупные заказы от нефтяников и госзаказы, что позволило пережить трудные годы. Впрочем, сейчас я отошёл от бизнеса и решил посвятить себя общественной жизни. Окончательно это решение созрело, когда в 2014 году я баллотировался в депутаты думы города Иркутска. Сейчас я работаю коммерческим директором в компании «Современные технологии», но в дальнейшем планирую совсем уйти из этой сферы.
- Что побудило вас так резко изменить свою жизнь?
- Надо, наверное, начать с того, что в 2006 году я приобрёл участок в микрорайоне Лесной. Вскоре после этого власти попытались лишить многих наших жителей их кровных земельных наделов. И тогда мы организовали первую инициативную группу, которая в дальнейшем переросла в ТОС. В ней я занял должность заместителя руководителя. Мы отстояли не только свои участки, но и земли, предназначенные под такие социально значимые объекты, как школа, садик. А сейчас мы плотно работаем с городской мэрией, наши действия направлены на то, чтобы в Лесном появилась вся необходимая инфраструктура: школа, детский садик и ФОК. Чтобы решить данные проблемы, в 2014 году я принял участие в выборах депутатов гордумы. В принципе, для первого раза мой результат можно считать неплохим: второе место по округу. Я набрал примерно 22-24% голосов против 40% у победителя (выборы по округу, в который входит микрорайон Лесной, выиграла единоросска Антонина Корочкина – ред.). Хочу отметить, что 90% жителей Лесного тогда проголосовали за меня.
- А как вы оказались в «Справедливой России»?
- Я познакомился с Ларисой Егоровой (председателем регионального отделения СР – ред.) и партией «Справедливая Россия» в 2012 году, когда мы организовывали ТОС. Мы искали тех, кто мог бы помочь нам решать юридические вопросы. Политика партии оказалась мне близка по духу и, когда я принял решение полностью посвятить себя общественной жизни, вступил в «Справедливую Россию».
Большинство вопросов, которые приходится решать, связаны с коммунальной инфраструктурой. Самой тяжёлой проблемой, которой пришлось заниматься, была отмена понижающего коэффициента по оплате электроэнергии для домов частного сектора, которые находятся в черте города — это привело к 70-процентному повышению тарифа. То есть для людей, привыкших платить по 3-4 тысячи рублей, суммы в платежках выросли до 6-7 тысяч. Тогда мы собрали около 2 тысяч подписей и готовы собирать их дальше. А вообще я хотел бы, чтобы никаких социальных норм по электроэнергии не было вовсе, так как здесь произошло подмена понятия социальной нормы, которые должны быть бесплатными!
- Почему вы решили не дожидаться нового выборного цикла в гордуму, а сразу же избираться в Госдуму?
- Я считаю, что городская дума – это уровень общественника, а не законодателя. Те вопросы, с которыми я столкнулся на уровне нашего микрорайона, нашего города, нашей области, решить на уровне депутата городской думы невозможно.
- Оцените работу Госдумы шестого созыва? Какие законопроекты вы считаете самыми главными? Какие законопроекты, по-вашему, могут быть хорошей находкой? И какие ошибки совершила Госдума?
- Пока что я вижу лишь антинародные законы, направленные на увеличение налогового ярма для людей. К ним я отношу и взносы на капремонт, и увеличение кадастровой стоимости земли, и соцнормы на электричество, и так называемый «Платон» для грузоперевозчиков. Ведь, что касается «Платона», платить его будут не транспортные компании, а мы с вами, поскольку в итоге поднимутся цены буквально на всё. Это совершенно неправильно, нужно отменять транспортный налог.
Транспортный налог – это вообще извечная тема. Ведь он, по сути, уже включён в цену на бензин — как и любой автомобилист, я это хорошо прочувствовал на самом себе. И, кстати, почему в Иркутске цены на топливо больше, чем, например, в Кемеровской области — при том, что в области имеются и сырьё, и Ангарский нефтехимический комбинат, который занимается его переработкой?
Затем — здравоохранение. Моя супруга — медработник в детской поликлинике. То, что говорят, будто у медиков средняя зарплата составляет 36 тысяч рублей в месяц – это неправда. На самом деле она как была, так и осталась в пределах 17-18 тысяч, просто медработников нагрузили, чтобы они брали по два-три участка. Конечно, им дали зарабатывать, но качество медицинских услуг резко упало. На самом деле, в медучреждениях хорошо зарабатывает только верхушка, главврачи и бухгалтерия. Извините, но когда главный врач получает зарплату порядка 100-150 тысяч рублей, а остальной медперсонал — 17-18 тысяч рублей, — это совершенно неприемлемая ситуация, требующая кардинальной реформы всей системы. То же самое происходит и в образовании. Ни медработники, ни учителя не могут точно подсчитать свою зарплату, так как им заменили понятие оклада на какие-то баллы и повышающие коэффициенты, теперь наши учителя погрязли в отчётах и статистике. Нужно сделать прозрачную систему оплаты труда и привести в порядок качество образования и медуслуг, чтобы человек не хватался за 10 работ. То, что сделало сейчас государство, — это подмена деньгами качества, в результате чего деградирует и образование, и медицина. Это нужно исправлять.
- Что, по вашему мнению, надо делать с капремонтом? Очевидно ведь, что у нас очень много жилья, которое если не сегодня, то через 5 лет станет ветхим.
- Совершенно верно. Я считаю, что люди, проживающие в таких домах, должны сами управлять своим счётом. Я участвовал в создании ТОСа и знаю, что люди способны на это, они сами могут создать свою небольшую компанию, будут сами видеть, куда и на что тратятся собранные ими деньги. Уровень взноса должны устанавливать сами жильцы, оценивая состояние своего дома.
- Фраза премьер-министра России «Денег нет, но вы держитесь» очень быстро стала крылатой, в том числе потому что очень точно описывает ситуацию в стране и во многих частных компаниях…
- Я думаю, что это было адресовано не только этим жителям (пенсионерам Крыма – ред.), но и жителям всей нашей страны. Хотя деньги есть, мы это видим прекрасно. Я просто не понимаю, когда говорят такую фразу пенсионерам в то время, когда зарплаты у чиновников достигают 200-300 тысяч рублей.
- Тем не менее экономическая ситуация из-за внешних и внутренних ограничений достаточно тяжёлая. Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы всё исправить?
- Во-первых, нам нужно привести в порядок зарплаты. Я работал и на авиационном заводе, и в промышленности и понял, что у нас почему-то рабочая профессия не ценится совершенно, не оплачивается так, как она должна оплачиваться. Те, кто говорят с телеэкранов, получают хорошие заработные платы, а те, кто реально трудится, получают очень мало. Я не считаю, что можно добиться успеха для всей страны, отдав в частные руки крупные предприятия в энергетической, нефтяной, газовой, авиационной и алюминиевой промышленности. Это всё работает на карманы нескольких человек. Это же касается и железной дороги – всё направлено на то, чтобы обогащалась небольшая кучка людей.
Я, конечно, противник резких изменений курса и отмены приватизации, но всё равно нужно что-то делать, хотя бы постепенно, поэтапно. Нужно, чтобы обогащались и люди, и государство. Надо поэтапно приводить всю промышленность в порядок (крупные предприятия должны быть зарегистрированы на территории РФ и платить налоги здесь, а не на Британских островах или в оффшорных зонах), поднимать сельское хозяйство. И пока государство не возьмёт под контроль ключевые отрасли, говорить о каком-то подъёме в стране бесполезно. Когда предприятия хотя бы наполовину были государственными, можно было говорить о поддержке сотрудников, о социальной поддержке населения. Когда они стали полностью частными, всё оказалось направлено исключительно на извлечение прибыли.
- Как вы считаете наша конкретная Госдума, где у «Единой России» большинство, которое проводит свои законы…
- А вы видели, как они проталкивают свои законы, когда один человек ходит по рядам и кнопки нажимает? Таких роликов (в интернете – ред.) полно. Депутат должен работать, а не спать на рабочем месте. Я вообще считаю, что нужно ужесточить работу депутатов. В частности, я против того, чтобы депутатам платили такие сумасшедшие зарплаты на фоне обнищавшего населения, которое в лучшем случае получает 30-50 тысяч рублей. При этом если в течение 5 лет депутат не устраивает население, люди должны иметь возможность объявить ему вотум недоверия и лишить его всех полномочий. Я думаю, что это будет реальный шаг к тому, чтобы депутат работал на население, а не наоборот.
- А может ли Госдума вообще как-то повлиять на экономическую политику?
- Я не думаю, что сейчас при однопартийной, по сути, системе Госдума может что-то изменить. Когда там будет хотя бы две равные по силам партии, которым придётся конкурировать за власть, только тогда, пожалуй, ответ на ваш вопрос будет положительным.
- Президент России Владимир Путин назвал главным событием прошлой Госдумы присоединение Крыма. Как вы относитесь к этому событию и тем событиям, которые за этим последовали?
- Я положительно отношусь к присоединению Крыма. Там были исконно русские земли. Там почти 90% населения — русские люди. Что же касается международной реакции… Мне очень жаль, что нас не понимают, или нашли предлог, чтобы нас не понимать.
- А поддерживаете ли вы внутреннюю и внешнюю политику Владимира Путина?
- Я полностью поддерживаю внешнюю политику и считаю, что нет другого человека, кроме Путина, который бы мог предложить более грамотную альтернативу решения внешнеполитических вопросов.
А что касается внутренней политики, я считаю, что всё отдано на произвол Медведеву (председатель правительства РФ Дмитрий Медведев - ред.). Законы выборочные, не работают. Система Дмитрия Анатольевича Медведева никак не работает.
- Скоро год, как губернатор Сергей Левченко находится на своём посту. Оцените, пожалуйста, его работу за это время.
- Я про Левченко ничего хорошего сказать не могу. После того, как он заступил на новый пост, первое, что было сделано — повышение тарифов. Коммунисты всегда позиционировали себя как социальная партия, направленная, в том числе, на сдерживание роста тарифов. А при Левченко они повышаются уже второй раз. Далее, у нас сейчас массово ликвидируются вузы. Для меня просто неприемлемо, когда такие учебные заведения, как иняз уничтожаются при молчании губернатора.
- Какие основные направления для развития страны и Иркутской области вы видите?
- Сельское хозяйство, промышленность, строительство, тяжёлое машиностроение, военная промышленность. У нас есть всё необходимое сырьё, мы можем производить товары по конкурентным ценам, но, конечно, для этого нужно приводить в соответствие тарифы. Нужно налаживать производство, повышать качество продукции и выходить на новые рынки.
- Какие основные проблемы есть в Шелеховском округе, от которого вы идёте в Госдуму?
- Последнее время в Шелеховском округе участились случаи онкологических заболеваний. В прежние времена там работала очень серьёзная система газоочистки. Сегодня никто не контролирует концентрацию вредных веществ в атмосфере. Но если в городе превышен порог по онкологическим заболеваниям, то надо бить тревогу. Сейчас Шелехову и другим промышленным городам требуется очистка воздуха от загрязнения. Необходимо работать и над ранним выявлением онкологических заболеваний.
- Но в Шелеховском округе же не только Шелехов. Что нужно сделать для других городов?
- Это проблема общая для всего Шелеховского округа, где много городов с крупными промышленными предприятиями.
Портал «ИрСити» готов подготовить бесплатное интервью со всеми кандидатами, участвующими в выборах в Госдуму по одномандатным округам в Иркутской области. Телефон редакции: 8 (3952) 28-09-11, электронная почта: info@ircity.ru или z.kuznetsova@ircity.ru.
На данный момент на портале опубликованы интервью с кандидатами по Шелеховскому округу от «Партии Роста» Иваном Грачёвым, от ПАРНАС Михаилом Васильевым, от КПРФ Антоном Романовым.