С каждым днём Иркутск становится всё больше, строясь как вширь, так и вглубь. Мест под торгово-офисные и жилые новостройки становится всё меньше, поэтому земля в центре города уже давно стала золотой. Спровоцированный этим натиск строительных компаний и традиционная невнимательность властей уже привели в негодность целую группу историко-архитектурных памятников. Чтобы сохранить память об этих кусочках истории Иркутска хотя бы в сознании земляков и по возможности привлечь внимание к их состоянию, редакция ИА «БайкалПост» и клуб молодых учёных «Альянс» запускает свой первый совместный проект - «Исчезающий Иркутск».
Раз в две недели журналисты и фотограф агентства вместе с президентом клуба Алексеем Петровым будут выбираться к разбитым историко-архитектурным памятникам, чтобы ещё раз вспомнить об их исторической значимости для города и запечатлеть, в каком состоянии они находятся.
На 2-й Солдатской
Покосившийся, разбитый бревенчатый дом на улице Лапина, недалеко от главного управления МЧС России по Иркутской области, внешне ничем не отличается от десятков других таких же домов в центре Иркутска. Но это ничем не примечательное здание является просто уникальным для города строением.
«Дом Шубиных появился на улице 2-й Солдатской (после революции и по сей день Лапина), предположительно, в 1781 году. На сегодня он считается старейшим деревянным домом Иркутска. Дело в том, что он один каким-то образом уцелел, когда в городе в 1879 году случился пожар. Тогда сгорела почти вся улица Большая (ныне - Карла Маркса) со всеми прилегающими территориями вплоть до Тихвинской площади (ныне - Кирова). Он умудрился выстоять не только этот пожар, но и все последующие революции», - начал нашу беседу у заброшенного дома Петров.
Дом уже изрядно покосило и верхней частью фасада накренило в сторону улицы. Когда стоишь прямо перед домом, кажется, что здание вот-вот рухнет прямо на тротуар. Расположенные рядом деревянные ворота, несмотря на свою изрядную старину, и сейчас выглядят весьма прочными. Удача, что они оказались открытыми.
«Он называется дом Шубиных, но никто не знает, кто такие Шубины. Если по документам смотреть, то в книге владельцев в 1876 году впервые упоминается чиновница Анна Дудкина. Потом из ежегодного справочника «Адрес-календарь города Иркутска» 1901 года нам становится известно, что в доме проживал коллежский советник, старший ревизор контрольной палаты Николай Шишмарёв и его сын, вольнонаёмный служащий управления госимуществом Герман Шишмарёв. Именно Герман после смерти отца, перед революции 1915 года, стал владельцем дома. Когда умер Герман, здание перешло к Акулине Шишмарёвой, по всей видимости, его жене. После её смерти, в 1943-м, собственником становится сын Александр Черных, который спустя полгода продал половину дома Тамаре Рекославской, а спустя ещё семь лет — четверть Варваре Сёминой. Этот дом постоянно переходил из рук в руки, и дошло до того, что в современности у него было аж трое владельцев. Как видите, упоминаний Шубиных в этом перечне нет. Есть такая версия, что Шубин — это мифический офицер, фамилия которого получилась из сокращённой фамилии первых владельцев Шишмарёвых», - продолжает историк.
Достаточно приличный по размерам внутридомовой участок дома, как и можно было предположить, превратили в помойку - приходится смотреть под ноги. Интересно, как здесь живётся невольным соседям, чьи пластиковые окна выходят как раз на тыльную сторону древнейшего в городе дома с такими вот современными кучами?
«В 1990-е годы этот дом начал сдаваться внаём, владельцы в нём не жили. По вине одной из квартиросъёмщиц здесь случился первый пожар. Потом оно ещё дважды будет гореть за следующие 15 лет. Если бы не МЧС по соседству, то оно бы уже давно выгорело. Это настоящие опекуны здания», - отметил работу ведомства Петров.
Одноэтажная двухэтажность
Интересно, что если снаружи здание выглядит одноэтажным, то внутри оно почти двухэтажное. На это намекают окна, наполовину выглядывающие из земли у входа во двор. Это один из главных строительных секретов XVIII века.
«В то время в Иркутске запрещалось строить двухэтажные дома, поэтому оно с улицы одноэтажное, а со двора видно, что их два. Это сделано благодаря подклету — нижнему этажу для хозяйственных нужд. Кроме того, здесь есть ещё и антресоль. Вообще, Иркутск с точки зрения предпринимателей был всегда молодец. К примеру, почему у нас в городе было очень много купцов 3-й гильдии и очень мало 1-й? Потому что за более высокий ранг нужно платить больше налогов. С этим домом то же самое — с улицы закон соблюли, а со двора построили, что хотели. По данным специалистов, это пятистенный сруб 7,2 на 7,9 метра. В процессе жизни дома с одной стороны он был обшит досками, видимо, для красоты. На первом этаже сохранилась русская печь», - подмечает президент «Альянса».
Обойдя дом со всех сторон, мы направились внутрь. Несмотря на древность строения, лестница в сенях оказалась весьма добротной — ни скрипов тебе, ни шатаний. Проторенная через тонны пыли тропинка наверх подтверждала прочность лестницы, а настенные надписи в комнатах и мебель-хламьё — прочность верхнего этажа. При этом вольготно гулять по квартирке мы не решились, так как с покосившейся стороны здания образовался крен в сторону улицы, того и гляди - обрушится. По центру дома часть крыши и вовсе обвалилась, перекрыв доступ в часть комнат.
Затянувшаяся реставрация
По информации Алексея Петрова, в августе 2012 года решением суда дом был изъят у собственников из-за невыполнения обязательств по его содержанию, а уже в декабре продан с торгов. При начальной цене в 288 тысяч рублей победитель заплатил более 2 миллионов рублей. Причём предприниматель купил только дом, без земли. Ему необходимо будет этот дом восстановить и только затем что-то в нём сделать.
В апреле 2014 года руководитель службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Вадим Литвиненко на пресс-конференции порадовал горожан, заявив, что дом Шубиных начнут реконструировать, возможно, уже этим же летом. По его словам, новый владелец уже подготовил для этого все необходимые документы.
Пока единственное, что напоминает о начале восстановительных работ — это нумерация на брёвнах. Будем надеяться, что уже назавтра после нашего визита к дому Шубиных дело сдвинется с мёртвой точки.
Редакция ИА «БайкалПост» и клуб молодых учёных «Альянс» берут информационное шефство над дальнейшей судьбой старейшего деревянного дома в Иркутске.