ИА «БайкалПост» и клуб молодых учёных «Альянс» побывали в одном из старинных домов Иркутска, он расположен в том самом месте, где открываются не только прекрасные виды на Ангару, но и бесконечные перспективы получить выгоду.
Доходный дом на Гагарина, 30 имеет статус памятника культурного наследия и находится под охраной государства. Несмотря на это, здание обнесено зелёно-белым забором, какие обычно устанавливают на строительных объектах.
Усадьба бизнес-леди XIX века
Деревянная двухэтажная усадьба была построена примерно в 1890 году, ею владела Ксения Иосифовна Пророкова (по мужу – Витковская).
«Ксения Иосифовна была совершенно интересной дамой», - начинает рассказывать Алексей Петров. «Она в 1890 году приехала в Иркутск. Правда, непонятно, откуда. Пророкова купила типографию бывшей газеты «Сибирь» на улице Харлампиевской и активно занималась типографским бизнесом. Предпринимательница издавала газеты «Известия городской думы», «Известия ВСОРГО», календари, плакаты, карты Иркутска, книжки для винокуренных заводов. Её мужем был чиновник особых поручений при генерал-губернаторе».
Бывший особняк выбивается из общей картины бульвара Гагарина: уж очень нелепо выглядит глухой высокий полосатый забор, которым огорожен дом, среди каменных зданий и красивых старинных домиков, пусть уже и нежилых, но всё равно имеющих опрятный вид.
«У меня есть учётная карточка этого дома. В ней говорится, что он квадратной формы, чуть ниже относительно основного объёма есть пристрой, который соединял дом c большой двухэтажной кухней из песчанки. В здание было два входа: парадный - со стороны набережной, и чёрный – со двора. Дверь парадного входа была двухстворчатая, филёнчатая с узкими окнами по краям. Вот на этом месте был балкон, когда он упал, неизвестно. Может быть, ещё в советское время», - рассказывает Петров.
Парадный вход сейчас закрыт строительными листами, а от балкона осталась лишь зияющая дыра.
Если бы не нелепое ограждение, то подойдя к дому по Гагарина, 30, можно было бы подумать, что оказался в XIX веке: в поле зрения не попадают современные строения, Ангара всё та же, что и 100 лет назад; деревья, растущие рядом с особняком, тоже вряд ли изменились. К тому же кажется, что вот-вот из-за угла вывернет карета или выйдет господин в пенсне, длинном чёрном пальто и шляпе.
Первая в Иркутске фотолаборатория
Дом известен тем, что в особняке была расположена первая в городе фотолаборатория: вся семья Пророковых интересовалась фотографией, в том числе двоюродные братья Ксении Иосифовны – Руфим и Владимир Пророковы.
«Руфим Самойлович был фотографом-любителем. Он делал в Иркутске очень хорошие фотовыставки, выпускал альбомы. Самый известный его альбом посвящён пожарной дружине, он был создан в 1900 году. Ещё Руфим Пророков проводил в Восточно-Сибирском отделе Русского географического общества фотовыставку, посвящённую Тункинскому краю», - отметил учёный.
Тайна, покрытая забором
Чтобы попасть на территорию особняка, пришлось очень сильно потрудиться. Алексей Петров накануне проверил, получится ли зайти во двор здания - вечером перед нашим приходом в заборе была большая дырка, через которую человек мог спокойно пройти к дому. Однако утром, когда мы пришли, территория была наглухо закрыта забором с одной стороны и металлической сеткой – с другой. Будто кто-то подслушал наши намерения и за ночь наделал преград.
Мы ходили вокруг строения в поисках входа около полутора часов, оказаться у цели нам помог способ из детства - через забор.
«Семья Ксении Пророковой была небедной, у них были собственные палисадники, где «у распускающихся кустов гуляли и едали после сладкого пирога с толстой начинкой», - рассказывает Петров.
Видно, что во дворе дома Пророковой когда-то был сад, в котором хозяева дома и их гости гуляли и «едали пироги». Сейчас там ни то, что гулять, а даже осторожно ходить очень опасно – везде раскиданы доски со злобно торчащими гвоздями.
С обратной стороны особняка мы увидели каменный пристрой, в котором, как говорит Алексей Петров, была кухня. Заглядывать туда мы не стали, потому что нам показалось, что там живут асоциальные граждане.
Мы заглянули в дом через проёмы окон: особняк внутри очень большой, и, конечно же, как большинство сгоревших домов в центре города, захламлённый. Снаружи сохранились украшения дома – это, конечно же, традиционные для Иркутска окна с орнаментом.
Алексей Петров считает, что в особняке Пророковой мог бывать сам Александр Колчак: «Второй брат Ксении Иосифовны был чиновником. Одно время он занимал пост начальника Иркутской казённой палаты, дружил с губернатором и Колчаком. Поскольку Колчак был его другом, у меня есть такое предположение, что Александр Васильевич мог приходить к нему в гости домой», - пояснил учёный.
По информации учёного, после революции в доме по Гагарина, 30 жили иркутяне, потом их расселили, в 2011 году особняк сгорел. Сейчас хозяин этой территории – житель Москвы Артём Кушнир. Он обращался в службу культурного наследия, чтобы усадьбу лишили статуса памятника архитектуры. Служба ему отказала и предписала исполнять охранные обязательства.
Пока региональные власти сопротивляются и не отбирают у доходного дома статус памятника. Однако, если в особняке произойдут ещё пожары, его могут лишить исторического значения, снести, а потом построить на месте дома, например, элитное жильё.